Советский киноплакат. Братья Стенберги.
Братья Стенберги - основоположники конструктивизма в киноплакате. Советские художники-графики, конструктивисты, мастера киноплаката и сценографии.
Владимир Августович (1899 – 1982) и Георгий Августович (1900 – 1933) в Москве. (мать – русская, отец – швецкий художник). Братья Стэнберги до 1917 года учились в Строгановском училище, которое в 1918 г. преобразовалось в государственные художественные мастерские.
Учавствовали в создании плакатов для фронта и Ликбеза. Учились на инженерных курсах, что отразилось на их инженерной по духу графике и дало им инженерно-проектное мышление, рациональность инженерных форм в основе графического подхода. Свой художественный метод Стэнберги назвали «от изображения к конструкции». В начале 20 века образовали группу конструктивистов. Первая выставка конструктивистов состоялась в 1922г. Конструктивизм – не просто отрицание декоративного подхода, а подчинение законам техники. Рассматривали конструктивизм как подчинение принципов формообразования законам техники. Сближение искусства и техники. Искусство должно быть экономичным, целесообразным и социально осмысленным. Схематизм. Себя братья Стэнберги называли монтёрами (в работе с графикой). Считали, что чистая конструкция не нуждается в украшении. Использовали трафареты, линейку, циркуль.
Братья Стэнберги работали для театра: оформляли спектакли, создавали декорации.
Были безусловными лидерами в области киноплаката. В 1923 году они стали штатными плакатистами «Совкино» и за менее чем 10 лет выпустили около трёхсот плакатов к отечественным и зарубежным лентам. Свой первый плакат они сделали в 1923 году, а уже через год содружество "2 Стенберг 2" стало широко известно. 1924- Советское кино регулирует все кинопроизводство. Кино- важное средство агитационной промышленности. Стэнберги были доверенными людьми в Сов. Кино. Им довелось пропагандировать все выдающиеся фильмы советского киноискусства, в том числе шедевры мирового киноискусства - "Броненосец "Потёмкин", "Октябрь", "Одиннадцатый", "Человек с киноаппаратом" (1926), Симфония большого города, и многие другие.
В 1928 году художники так определили свой творческий метод: "Обращаясь к работе над плакатом, заметим, что здесь мы работаем, прежде всего, монтажом. С другой стороны, даём и здесь конструкцию. Мы даём плакат броский, который бы мог, что называется, огорошить зрителя, остановил бы его внимание, что и требуется прежде всего для плаката. Для этой цели мы совершенно свободно обращаемся с материалом... не соблюдаем пропорций как между несколькими предметами, так и между отдельными деталями их, переворачиваем фигуры и т.п. - словом, используем всё, что может остановить даже торопящегося прохожего".
Часто используют фотографии лиц актёров в рисованных плакатах. (В особенности в тех фильмах, где играли знаменитые актёры).
Г. А. Стенберг погиб в автокатастрофе в 1933. После смерти брата В. А. Стенберг был главным художником красного треугольника.
30. Окна РОСТА (Московское и петербургское бюро, ведущие представители, тематика и художественные особенности плакатов РОСТА).
«Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919—22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись в витринах пустующих магазинов (отсюда название «Окна»), затем вывешивались на улицах, площадях, вокзалах Москвы. Окна были учреждены в 1919 г. в Москве и быстро распространялись по всем городам страны. (первое окно – август 1919 г.). Окна нумеровались и подписывались, (нумерация прервалась в 21 г. и началась заново с 1); выходили еженедельно. В создании «Окон РОСТА» участвовали художники М.М. Черемных (заведующий художественным отделом РОСТА), И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. Большинство текстов к «Окнам РОСТА» написано В.В. Маяковским, который выступал и как художник. (95% всех окон созданы Маяковским, Малютиным и Черемных). Окна были созданы по инициативе М. М. Черемных (изначально планировались как стен. Газета, но в итоге делали плакаты). Окна служили альтернативой левому советскому авангардному, конструктивистскому плакату Первые четверостишья к окнам сочинял Иванов, в 1922 г. в Окна пришёл Маяковский (окно № 5 и многие ещё созданы целиком Маяковским. Он же разработал основной метод окон: рисунок-кадр, как иллюстрация к четверостишью. Некоторые плакаты носят анимационный характер, некоторые работы не имеют покадрового решения. В Петербурге окна рисовал Лебедев.
Все окна были созданы вручную. Плакаты рисовались и затем размножались с помощью трафаретов и копировальной бумаги в 50—300 экземпляров. Окна создавались в крайне тяжёлых условиях военного времени: многие из экземпляров нарисованы на плохой жёлтой бумаги, иногда даже склеенной из нескольких кусков.«Окна РОСТА» - явление, основанное на историческом прототипе русского лубка (17-18 вв.), т. к. окна также несли в себе некоторое нравоучительное содержание. Художники Окон следовали характерной для лубка условной ясности, схематичности, лаконичности композиции, гиперболизации. Рисунки (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой, раскрашивались в 2—3 цвета. Окна, также как и лубки, снабжались текстовыми комментариями, для большой ясности (т. к. большая часть населения была безграмотна). Окна РОСТА носили агитационный характер (что также объясняет обращение к лубку как к близкому для народа стилю). Художники окон чаще всего обращались к политическим и идеологическим темам, в частности: помощь голодающим в Поволжье, борьба с тифом, высмеивание и борьба с белогвардейцами. Для окон характерны образы положительных и отрицательных героев (буржуй, поп, кулак, белогвардейцы/ рабочий, крестьянин).
[Маяковский и Малевич работали с лубком ещё в 1914 г.: в издательстве «Сегодняшний лубок» они создавали серии антивоенных лубков (издательство просуществовало очень недолго – было закрыто в 1914 г. из-за недостатка финансирования и по др. причинам)].
До середины 1922 было выпущено около 1600 «Окон РОСТА», освещавших положение на фронтах Гражданской войны и другие события в жизни страны.
31. Отечественный графический дизайн 1920-1930-х гг. Концепция фотомонтажа (А. Родченко, В. Степанова, Г. Клуцис).