Процесс перехода одного события в другое — есть оценка.

Оценка состоит из 3-х этапов:

1-й этап - смена объекта внимания;

2-й этап - собирание признаков от низшего к высшему;

3-й этап - момент установления наивысшего признака.

Как только наивысший признак установлен, устанавливается новое отношение, рождается новый ритм, начинается новое действие, осуществляется переход к новому событию. Во времени это длится иногда секунды, иногда часы. Поэтому пьеса делится не на куски, а на события (этапы, процессы, происшествия).

Отношения рождаются в процессе оценки. В оценках - все мотивы нашего действия. Самое интересное в театре - следить за оценками. Интересный артист определяется интересными оценками. Надо томить зрителя - не торопить оценки. Это самое дорогое в театре. Очень важна неожиданность оценок.

Часто ошибка допускается во втором элементе - не собирают признаки. Это идет от неверных оценок и отношений. Главное - понять смысл события и верно отнестись к нему. ДЕЙСТВИЕ - ОЦЕНКА - ДЕЙСТВИЕ... закон всей жизни. Событие на сцене всегда одно для всех, но отношение к этому событию различно.

Событийно-действенный ряд рассказа «Звезда в тумане»:

1. Стресс, истерическое состояние.

2. Приход дочери Маши Кудрявцевой.

3. Черная пятница.

4. Разговор с аспирантом Гомоновым.

5. Телефонный бунт. Звонки.

6. Приход соседки Белладонны.

7. Звонок подруги и поездка в Самарканд.

8. Встреча с предательницей.

9. Расправа и преломление.

10. Сила и свобода…

РЕЖИССЕРСКИЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ

(второй этап)

Жанр спектакля

ЖАНР - УГОЛ ЗРЕНИЯ РЕЖИССЕРА НА ДАННУЮ ПРОБЛЕМУ И ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ ПЬЕСЫ.

Природа жанра состоит из двух составляющих: качественной и смысловой. К примеру, режиссер определил жанр как «трагический балаган». Здесь первая часть жанрового определения «трагический» будет иметь отношение к смысловой стороне жанра и, следовательно, будет иметь отношение к среде и атмосфере на сцене. Вторая же часть жанрового определения «балаган» относится к качественной стороне жанрового определения и определяет способ существования человека - актера в спектакле. Поэтому при определении жанра будущего спектакля режиссер должен найти его и смысловую, и качественную стороны. Именно поэтому мы обычно говорим: «социальный фарс», «лирический парадокс», «драматическая пародия» и т.д. И если драматурги часто определяют жанры своих пьес нейтрально - «драма», «комедия», «мелодрама», то режиссер должен для себя точно определиться в жанре, т.к. от этого зависит, как уже говорилось, способ существования актеров и, в конечном счете, решение спектакля.

Жанр спектакля должен соответствовать жанру пьесы, созданной драматургом. Искажение жанра приводит к искажению самой действительности, отраженной в пьесе. Строгое соблюдение норм жанра или, как принято говорить, чистота жанра спектакля, - показатель высокой художественной культуры театра.

Жанр рассказа В. Токаревой - жизненная драма, которая чуть не перешла в трагедию.

Способ существования

Способ существования характеризуется тремя признаками, из которых возникает природа чувств, присущая только этой пьесе.

1-й признак — способ общения со зрительным залом.

Способов огромное количество, столько, сколько существует пьес. Природу общения надо ощущать.

2-ой признак — отбор предлагаемых обстоятельств.

Когда, например, играем Чехова, важно какая погода, воздух, откуда пришел герой и т.д. Это и есть обстоятельства.

3-й признак — отношения к обстоятельствам.

Как, например, я отношусь к потерянному кошельку? При этом важно ощутить способ существования.

Нельзя выполнять того, чего сам не понимаешь, без риска попасть в игру «вообще». Нужен ясный план и линия внутреннего действия. Чтобы создать их, необходимо знать природу, логику и последовательность чувствований.

Способ существования в рассказе – боль, душевное волнение, нервное истерическое и обморочное состояние, перерастающее в твердость духа, в мужество, в могущую силу – жить дальше…

Среда обитания

СРЕДА - СОВОКУПНОСТЬ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, В КОТОРЫХ СУЩЕСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК. Концепция среды является основополагающей для натуралистических теорий, которые исходя из того, что человек не может быть оторван от своей среды.

В театре среда превращается сторонниками натурализма и любой эстетики фотографического отображения действительности в сферу наблюдения за человеком. В диалестической дихотомии «действие / характер» человеку отводится место характера, при этом действие отводится на второй план, уступая место тщательно выписанным условиям жизни человека, которые часто декларируются как первичные и неизменные. Потому что всегда «именно среда определяет поступки персонажей, а не персонажи определяют среду».

В эпической драме среда воссоздается чередой статичных моментов (картин). В эпическом театре нет нагнетания драматического напряжения между отдельными сценами, внимание сконцентрировано на процессе медленного распада личности.

Среда обитания в рассказе – светлая и чистая комната, в которой когда-то царила любовь и страсть, энергия жизни, затем эта комната превращается в темный чулан, наполненный черной пылью, которую нужно стряхнуть.

Атмосфера

Воплощая на сцене реальную жизнь людей, мы стараемся воссоздать историческую, общественную, бытовую среду, в которой они существуют. Через взаимодействие человека с окружающими людьми и с обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо - ритм его жизни и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выявлению атмосферы времени, в котором он живет.

Сценическая атмосфера всегда порождается основными событиями, взаимосвязана со сквозным действием пьесы, она является одновременно и следствием и причиной этих событий. Часто новое событие в жизни действующих лиц вызывает новую атмосферу.

Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная именно с этим делом, местом и временем.

Можно ли вспомнить железнодорожный вокзал без напряженных ритмов торопливости, без чемоданов, без буфета, без соответствующих звуков характерных для вокзала? Разве картинная галерея не имеет своей атмосферы, ничем не похожей на атмосферу, допустим, завода тяжелого машиностроения?

Разное время дня: утро, полдень, глубокая ночь, которую мы проводим в лесу, в степи, в горах, имеет свою палитру красок, свою особую атмосферу, связанную с местом действия, временем и воспринимаемую человеком.

АТМОСФЕРА - ЭТО ВОЗДУХ МЕСТА И ВРЕМЕНИ, В КОТОРОМ ЖИВУТ ЛЮДИ, ОКРУЖАЕМЫЕ ЦЕЛЫМ МИРОМ ЗВУКОВ И ВСЕВОЗМОЖНЫХ ВЕЩЕЙ.

Атмосфера в рассказе В. Токаревой «Звезда в тумане» веет ощущением угнетения, боли, ненависти, слез и напряжения. Это самое мучительное и кажется, что конца не будет.

Наши рекомендации