В.Г. Короленко «Слепой музыканта»
Вопросу о том, что такое счастье и в чём его смысл, посвщцает В.Г. Короленко повесть «Слепой музыкант». В семье родился слепой мальчик Петрусь. Пройдя путь сомнений в самом себе, путь поисков, приведший его к странствию с нищими, герой становится замечательным музыкантом. Судьба подарила Петру большое творческое и человеческое счастье: умную., добрую, любящую жену, сына, родившегося зрячим, талант пианиста и композитора
А. И. Куприн «Куст сирени»
Вера Алмазова, героиня рассказа А. И Куприна «Ку-ст сирени», счастлива, потому что любит своего мужа, готова помогать ему во всем, жить его интересами.
О. Генри «Дары волхвов»
Делла и Джим, герои рассказа О. Генри «Дары волхвов», пожертвовали своими сокровищами, чтобы сделать подарок друг Другу. Любящие люди подарили друг другу радость. Не в этом ли счастье?
■в*"?
Проблема совести Аргументы
4.А. С. Пушкин «Борис Годунов»
«Борис Годунов» А. С. Пушкина - трагедия о попранной совести, ставшей причиной Смуты. Это трагедия о беде Российского государства и народа, чья история пошла неправедным путём вследствие нарушения древних обычаев и веками сложившегося порядка. Смута - результат духовного помрачения всего народа. Поэтому изживание Смуты означает пробуждение совести. Пушкин осуждает Бориса Годунова и не может простить ему нечистую совесть: «Да жалок тот, в ком совесть не чиста».
4. М. £. Салтыков-Щедрин «Пропала Совесть»
Сюжет сказки Салтыкова - Щедрина «Пропала Совесть» прост: Совесть, изгнанная из мира человеческих душ, в образе негодной ветошки мытарствует по свету. И нигде не находит она приюта. Нет у Совести «своего места». Остаётся
тольк надежда па маленького ребёнка; «И будет маленькое дитя большим человек л, и будет в нем большая Совесть».
3. М. А.Булгаков «Мастер иМаргарита»
Сс есть - это внутренний компас человека, его моральный суд над собой. Сове* I. - ис'куп (сние вины, возможность внутреннего очищения. Герой романа Бу акова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат за трусость наказан страшными уками совести. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то», много бессо> 'ых ночей терзается Пилат тем, что «не пошёл на всё, чтобы спасти от казни л в чём не виноватого безумного мечтателя и врача».
Ш. Оку, »ава
Чу гво нрав твецной ответственности за своё поведение перед окружающими юдьми [к обществом всегда было важной характеристикой человека. ЕслиOHi есть,то перед нами настоящий человек, если его нет... Об этом пишет Булат куджайар. стихотворении «Святое воинство»:
Coi сть, Благородство и Достоинство -
Во оно, святое наше воинство.
Проблема милосердия
Аргументы
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказа,, lie», сама нуждается в милосердии, но проявляет его к другим. Не пойди она на v лицу - умерли бы с голоду её домочадцы. Да и преступника Раскольни- кова Соня жалеет.Она, не раздумывая, готова прийти на помощь каждому.
4. 1L Ñ. Òóðãåíåâ «Äâà áîãà÷à»
О настоящем человеческом милосердии и заботе о ближнем мы прочтём в лирической миниатюре И. С. Тургенева «Два богача». Миллионер Родшильд из громадных ейойх доходов «уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных^. А бедный русский мужик принял в свой разорённый домишко сироту - племянницу. Этот поступок служит примером истинного милосердия и вызывает не только чувство восхищения, но и желание поклониться этому человеку.
А. П. Пла тонов «Юшка»
Герой расскгза А. П. Платонова «Юшка» - старый на вид человек, слабый и больной. Подручный помощник у главного кузнеца, Юшка первым идёт в кузницу и последнем покидает её. Но в глазах людей он - человек ущербный, не умеющий жить> Дети любят его», что «он им нужен, только они не умеют любить че- - незаметный герой с большим сердцем, который своей жизнью
потешаются над ним и жестоко мучают его, он же ве-
рит, что « дети ловека». Юшка
приводит нас к осознанию необходимости сострадания к каждому человеку.
Проблемачувства долга и самосохранения Аргументы
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Татьяна Ларина, любимая героиня А. С. Пушкина в романе «Еионий Оне гин», свой долг видела в верности супругу, в выполнении той клятвы, которук она давала перед Богом: «Но я другому отдана и буду век ему верна