Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков
Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков
Для любого культурного явления характерны резкие и противоречивые перемены и трансформации во время рубежа веков. Этот период обостряет и глобальные проблемы бытия, и одновременно создает новые, более актуальные вопросы.
Начало новой эпохи
Зачастую обостряются те вопросы, которые воспринимались, как традиция и уже относились к вечными, тогда культура нового времени заставляет людей взглянуть на них по-новому. Поэтому изучению литературы переломных веков уделяют особенное внимание.
Особенно ярко выделяется литература Серебряного века- этот период открыл новую эпоху в русской литературе и искусстве. Многое литература сумела сохранить, а некоторые темы и традиции - раскрыть еще полнее и более фундаментально.
Суть проблемы преемственности
1.Основой преемственности литературы XIX- XX веков стали гуманистические традиции- черта русской классической литературы. 2.Идейные и мировоззренческие элементы Серебряного века опирались на достижения реализма прошлого века. 3.Литература начала XIX в отрицала грубый материализм и своеобразный нигилизм. 4.Литературные деятели ориентировались на "чистое искусство" и совершенно по-новому преподносили традиционные философские, нравственные и религиозные концепции. 5.На развитие литературы XX века повлияло наследие литературных направлений, которые возникли на рубеже веков. 6.Литература напрямую связана с историей, она ее не просто отображает, она ее фундаментально осмысляет.
Новое осмысление действительности
Многообразие исторических событий, драматических и непредсказуемых, отложили отпечаток на становление общего литературного процесса этих веков. Сохраняется последовательная преемственность гуманизма и историзма как и русского, так и мирового искусства. Эстетические и нравственные ценности сохранили свое влияние и трансформировались в другие категории.
Основной причиной этого стало ограничение литературной свободы во время Советского Союза, и желание власти контролировать любую сферу культурной жизни населения.
Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке
К. XIX – н. XX вв. - период расцвета русской литературы, называют «серебряным веком». Он подарил русской культуре настоящих мастеров искусства.
Культуре того периода были присущи революционные мотивы и глубокие противоречия. Поэтому часть говорят о трагической судьбе литературы этого времени.
Особенности русской литературы XIX века в XX веке
1.На развитие литературы начала влиять религиозная тема. Традиции XIX века постепенно угасали, так как менялся уклад жизни и социальные условия. 2. Исторические и политические изменения поменяли восприятие привычных для русской литературы тем. Литература становится по-настоящему кризисной.
Классический реализмпостепенно трансформируется в совершенную иную форму реализма. Человеческий дух и нравственность освящается с других, более кризисных сторон. Во всем мире происходит переоценка ценностей, это касается трагической судьбы России, народ которой за несколько десятилетий переживает фундаментальные изменения и постоянные перевороты.
Изменения литературы: форма, содержание, духовность
Новые направления русской литературы реализм, авангард и модернизм существенно меняют не только форму произведений, но и ее содержание и духовность.
Появляются представители таких направлений. Частично возвращается романтизм, он находит отображение в творчестве Горького. Многие поэты и писатели покинут родную страну.
Против творческих деятелей начинаются репрессии, впоследствии которых погибают более двух тысяч писателей: Бабель, Клюев, Мандельштам.
Некоторые литературные мастера трагически прожили свою жизнь: Ахматова, Булгаков, Цветаева, Есенин, Маяковский.
Литературы в этих двух веках, говорят о том, что литературе было практически невозможно дышать свободно и полной грудью, что властью и государством было сделано все, чтобы уничтожить самые искренние, душевные зародыши художественной культуры.
Символизм
В русском символизме существовало | два потока. |
В 1890-егг. заявили о себе так называемые «старшие символисты Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт. Их идеологом был Д.Мережковский, учителем В.Брюсов.
В 1900- е годы на арену вышли “младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, С.Соловьев, Вяч. Иванов.
Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.
Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии:«мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
В художественном творчестве К. Бальмонта была усмотрена «могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок, звуков», выразить этими средствами невнятные, затаенные начала космоса.
В. Брюсов считал, что искусство –это откровение. А символизм понимал как особую литературную школу.
А. Белый выдвинул свой взгляд на новую поэзию. Необходимо приблизиться к Мировой Душе, передать в субъективно лирических излияниях Ее голос. Мечты о грядущем скоро прояснились.
Отечественная литературная классика дала символистам главное - понимание человека и своей родины, ее культуры. В творчестве XIX в. были обретены эти священные ценности.
Отметим некоторые из них.
1. В наследии Пушкина символисты увидели слияние с царством божественной гармонии. 2. Особой властью обладала «демоническая» тема в поэзии Лермонтова, влекущая к небесным и земным тайнам. 3. Магнетизм исходил от гоголевской концепции России в ее неостановимом движении к грядущему. 4. В философско-религиозных откровениях этих русских гениев символисты нашли для себя путеводную звезду. Их жажде прикосновения к «тайному тайных»по-иному отвечали Тютчев, Фет, Полонский. Фет был дорог образом художника, покидающего «родные пределы» (Блок) в стремлении к идеалу, преображающему скучную явь неудержимой мечтой.
Непосредственным же предтечей символистов стал Вл. Соловьев. В реальной действительности, считал он, хаос подавляет «нашу любовь и не дает осуществляться ее смыслу». Возрождение возможно в сближении с Душой Мира, Вечной Женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественным Бытием, земную красоту с небесной Истиной. Особая роль в подъеме к таким высотам отводилась искусству («земному подобию творчества Божественного»), поскольку в нем «упраздняется противоречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью».
Акмеизм
Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Но кровные узы соединяли его с «Цехом поэтов». «Цех» стал школой приобщения к новейшему словесному искусству.
В январе 1913 г. появились в журнале «Аполлон» декларации организаторов акмеистической группы Н. Гумилева и С. Городецкого. В нее вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др.
Акмеизм(по-гречески «высшая степень чего-то, цвет, цветущая пора»).
Гумилев утвердил необходимость для акмеистов «угадывать то, что будет следующий час для нас, для нашего дела, для всего мира». Преемственность между программами символистов и акмеистов была явной.
Русская классика оказала неизмеримо большее влияние на творческий поиск нового объединения. Пушкин покорял как открытием сочных земных красок, яркого момента жизни, так и победой над «временем и пространством» (А. Ахматова). Баратынский - верой в искусство, сохраняющее малый миг, индивидуально пережитое для потомков. Тютчевское слово заставляло звучать «голос материи» «членораздельной речью». О. Мандельштам заметил: «Не было бы Ахматовой, не будь Толстого, Тургенева, Достоевского и Лескова».
Непосредственным предтечей акмеистов стал Иннокентий Анненский. «Исток поэзии Гумилева,- писала Ахматова,- не в стихах французских парнасцев, как это принято считать, а в Анненском. Я веду свое „начало" от стихов Анненского». Он владел удивительным, притягивающим акмеистов даром художественно преобразовывать впечатления от несовершенной жизни.
Футуризм
В декабре1912 г. в сборнике «Пощечина общественному вкусу» вышла первая декларация футуристов. Они хотели «сбросить с Парохода Современности» классиков литературы, выражали «непреодолимую ненависть к существовавшему языку», называли себя «лицом Времени», создателями нового «самоценного (самовитого) Слова». В 1913 г. была конкретизирована эта скандальная программа: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание «тайны властной ничтожности».
Подлинные же стремления футуристов, т. е. «будетлян», раскрыл В. Маяковский: «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего. В определенной сфере - «большого города» - приближался «день рождения нового человека».
Футуристическое течение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов: И.Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др.
С конца 1912 г. сложилось объединение «Гилея» (кубофутуристы): В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский.
В1913 г.- «Центрифуга»: Б. Пастернак, Н. Асеев, И.Аксенов.
Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству (неологизмы как форма выражения переживаний). Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И. Северянин высоко чтил А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал...Чехова-урбаниста.
Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков
Для любого культурного явления характерны резкие и противоречивые перемены и трансформации во время рубежа веков. Этот период обостряет и глобальные проблемы бытия, и одновременно создает новые, более актуальные вопросы.
Начало новой эпохи
Зачастую обостряются те вопросы, которые воспринимались, как традиция и уже относились к вечными, тогда культура нового времени заставляет людей взглянуть на них по-новому. Поэтому изучению литературы переломных веков уделяют особенное внимание.
Особенно ярко выделяется литература Серебряного века- этот период открыл новую эпоху в русской литературе и искусстве. Многое литература сумела сохранить, а некоторые темы и традиции - раскрыть еще полнее и более фундаментально.