Основные периоды создания нового спектакля, в драматическом театре. Организация параллельной работы над постановками
Процесс создания спектакля можно разделить на три периода:
Подготовительный,
Досценических репетиций и
репетиций на сцене, включающий генеральные репетиции и премьеру (последний период чаще называют выпускным). Обычно основное внимание руководства сосредоточивается на втором и третьем этапах выпуска спектакля, так как с точки зрения управления важность этих двух этапов очевидна: в работу включаются почти все подразделения театра, требуется координация большого количества операций и контроль за их выполнением. Однако основа спектакля закладывается значительно раньше, и от того, насколько своевременно и правильно она заложена, зависит качество будущего зрелища.
С чего же начинаются работы над новой постановкой в театре? Очевидно, с момента определения — кто над новым спектаклем будет работать, другими словами, с момента издания дирекцией приказа о назначении постановочной бригады (режиссер, художник, композитор). Такой приказ целесообразно издать не позднее, чем за 1—1,5 месяца до начала репетиций. В течение этого времени режиссер работает над общим решением спектакля самостоятельно, а затем совместно с художником и композитором. К началу репетиционного процесса режиссер должен закончить работу над общим решением спектакля, художник — изготовить эскизы декораций, а композитор — создать музыку (подготовить клавир). О результатах работы на этом этапе режиссер, художник и композитор докладывают художественному совету театра. Непосредственно перед началом репетиций дирекция издает приказ о. распределении ролей. Поскольку до этого момента мы имеем дело с индивидуальным творчеством, вряд ли целесообразно включать эти работы в график. Мы в нашем примере этого не делаем, поэтому исходным событием для построения графика примем „приказ о распределении ролей".
Годовое планирование подготовки новых постановок по контрольным срокам основных операций. Опыт Псковского областного драматического театра им. А.С.Пушкина.
Основой графиков работы над новой постановкой – репетиционные планы разработанные режиссером-постановщиком.
Существует два способа расширить ресурс репетиционного времени:
1. организация параллельной работы над двумя новыми постановками
2. планирование регулярных вечерних репетиций
опыт Псковского областного драматического театра им.А.С,Пушкина показал, что внедрение планирования увеличило почти в полтора раза среднее число репетиций на постановку. (имея годовое распределение ролей, зная занятость актеров, конкретную дату каждого спектакля, заведующий труппой театра составляет вечерний репетиционный график для свободных актеров, а также за счет параллельных работы).
Существует ряд проверенных на практике факторов, которые следует иметь в виду при планировании. На определенных этапах выпуска новых постановок (особенно когда прогонные и генеральные репетиции), в текущем репертуаре следует планировать те спектакля, в которых занятые актеры играют минимально. Лучше если в период спектакли текущего репертуара имели небольшую продолжительность и несложное декоративное оформление, а также не планировались дневные и выездные спектакли.
Даты завершения изготовления декораций, бутафории, костюмов должны быть зафиксированы в плане и строго соответствовать репетиционным планам. Планы работ мастерских конкретизируются поле приемки художественным советом эскизов и макета оформления нового спектакля.
Графики Ганта (линейные диаграммы) и их использование в музыкальном и драматическом театрах при годовом (сезонном) планировании.
Графики Ганта получили широкое распространение в 1930-1940-годах на производственных предприятиях. Их применение в театре позволяло координировать загрузку различных подразделений театра при параллельной подготовке двух или трех новых постановок.
Составляется план-график подготовки премьеры, причем календарные сроки определяются укрупненным этапам. Определяются сроки начала и завершения каждого этапа. Основная направленность планов – установить даты подачи на сцену декораций и костюмов. Поэтому деятельность художественно-постановочной части более детализирована. Репетиционная работа находит только самое обобщенное отражение.
Метод графического планирования имеет много преимуществ по сравнению с планированием по контрольным срокам. Прежде всего, план дает наглядное представление об основных постановочных этапах выпуска спектаклей, о последовательности выпуска спектаклей, о последовательности репетиций, о занятости сценической площадки и видов работы на ней. План дает возможность оперативно находить «узкие места», возникающие в процессе работы над спектаклем из-за нехватки репетиционных точек, и рационально использовать резервные репетиционные точки; позволяет заранее планировать сценические репетиции спектаклей текущего репертуара, используя резервные дни, либо «сдвигая» репетиции новой постановки. Благодаря наглядности график позволяет заранее предвидеть возможные «сбои» в ходе выпуска спектаклей и вовремя внести поправки в план, причем такая корректировка осуществляется на графике легко и быстро. В случае необходимости план может быть в корне переделан.
План выпуска новой постановки в целом включает не только основной постановочный этап, а и подготовительный этап работы над спектаклем, и подготовку нотно-литературного материал, и репетиционную работу в классах, и выпуск рекламной продукции и т.д.
Основные преимущества перед другими методами планирования (которые существовали в те годы – А.Имашева) – простота и доступность.
Планирование способствует организации всего творческого процесса, дает возможность рационально организовать постановочной бригады в подготовительный период, составить четкие репетиционные графики, организовать параллельные работы технических цехов и службы снабжения.
Диаграмма Ганта - это один из наиболее популярных способов графического представления плана создания нового спектакля , представляет собой изображение календарного графика задач.
Диаграмма позволяет:
Визуально оценить последовательность операций, их относительную длительность и протяженность создания спектакля в целом
Сравнить планируемый и реальный ход выполнения операций
Детально проанализировать реальный ход выполнения операций. На графике отображаются интервалы времени, в течение которых задача: выполнялась, была приостановлена, возвращалась на доработку и т.д.
Диаграмма Ганта является основным средством визуализации плана создания спектакля. Эта диаграмма представляет собой график, на котором по горизонтали размещена шкала времени, а по вертикали расположен список операций в виде отрезков. При этом длина отрезков, обозначающих задачи, пропорциональна длительности задач.
Метод цикла (метод Б.Н.Кильпио) и принципы его использования для годового (сезонного) планирования.
Кильпио говорит, что для контроля на уровне директора следует расчленить процесс подготовки спектакля на следующие операции:
1. работа режиссера над общим решением спектакля
2. изготовление эскизов
3. изготовление макета
4. написание клавира
5. составление сметы
6. репетиции труппы
7. работы в мастерских
8. оркестровка
9. оркестровые репетиции
10. монтировочные репетиции без исполнителей
11. монтировочные репетиции с исполнителями
12. генеральные репетиции
13. корректировка спектакля и премьера.
Кильпио предлагает совокупно рассматривать основную деятельность театра (репетиции труппы, работы мастерских и т.д.) ,но при этом вычленяет все подготовительные операции (работа режиссера над общим решением спектакля, изготовление макета и т.д.). так, своевременность выполнения основных этапов зависит от того, имеют ли отдельные подразделения театра четкое представление обо всем объеме работ.
Недостаток - выпадает из-под контроля и не может быть четко запланирован момент перехода репетиционного процесса на сцену (операция репетиции труппы включает в себя ,очевидно, и репетиции в реп. помещении, и начальный этап сценических репетиций до начала монтировочных). Для большинства театров, особенно периферийных, выпускающих ежегодно до
6 новых постановок этот момент важен из-за репетиционных точек на сцене.
Продолжительность операций К. считает целесообразным рассчитать, отталкиваясь от заранее назначенного дня премьеры ,т.е. в обратном порядке. После того, как намечены контрольные сроки для одной новой постановки ,автор предлагает фиксировать в сводной таблице контрольные сроки следующих постановок этого года, проверяя при этом, какие операции могут выполняться параллельно а какие последовательно. Затем контролируется, осуществим ли каждым подразделением заданный ему суммарный объем работ.
Выделяет три основных периода работы над новой постановкой:
1.подготовительный. Работа режиссера над общим решением спектакля, изготовление эскизов и макета осуществляется последовательно («главная ступень»); конструкторская разработка макета и составление сметы, и написание клавира выполняются в зависимости от «главной ступени»
2.репетиционно - производственный. Репетиции труппы - «главная ступень», параллельно – работа в мастерских и монтировочные репетиции без исполнителей, одновременно – оркестровка и репетиции оркестра
3.выпускной. Монтировка с исполнителями ,генеральные репетиции, корректировка спектакля и премьера – все последовательно.
Весь этот цикл изображается графически в виде трехступенчатой фигуры.
На временной сетке можно совместить графики циклов для всех новых постановок года. Вводя понятие такт как отрезок времени между двумя циклами или двумя однородными операциями, К. рассматривает возможности сокращения простоев, рационального планирования очередности новых постановок.
К.: «этот метод позволяет оценить объем работ как по одной, так и по все новым постановкам года в их взаимосвязи».
Метод в наглядной форме отражает взаимосвязи отдельных операций, дает возможность выбрать наиболее целесообразную последовательность. Но специфика подготовки конкретного спектакля не отражена, так как здесь оперируют укрупненными операциями (репетиции труппы, работа в мастерских и т.д.)
28. (рис. №1)Выпуск спектакля в театре, в самом укрупненном виде, складывается их подготовительного этапа, репертиционного периода, работы постановочной части, работы репертуарно-литературной части, работы административной части, выпускного периода.
( к верхнему графику, рис. №1) Перечень этих крупных фрагментов характерен для спектаклей любого вида, в том числе и музыкальных.
В театре оперы и балета возможен, во-первых, выпуск оперного и балетного спектакля, во-вторых, театр может готовить либо спектакль по уже написанному материалу, когда партитура и клавир имеются, либо новую постановку вместе с авторами произведения – этот случай наиболее общий, поэтому он и рассматривается.
14. Планирование работы над новой постановкой: подготовительный период. Задачи членов постановочной группы, содержание и последовательность работ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ период.
( рисунок №2) Этот период, когда театр работает с авторами над сочинением прозведения, состоит из трех больших частей: сочинение призведения, творческой разработки постановки и подготовки нотно-литературного материала.
Репетиционная работа, не считая выпускного периода,складывается из классных репетиций, сценических репетиций в сопровождении фортепиано, репетиций оркестра.
Работа постановочной части делится на подготовительный этап и производственную работу; административной части – на подготовку билетов, организацию зрителя и реализацию билетов.
Рекламно-издательская деятельность складывается из подготовительной работы по сбору материалов, проводимой консультантом по вопросам репертуара, и взаимоотношений с типографией, печатанием материалов.
График выпуска новой оперной постановки представляет собой сеть, достаточно полно показывающую взаимосвязь и взаимозависимость операций по подготовке спектакля. Даже простой перечень работ по выпуску нового спектакля и показанные на схеме взаимосвязи работ дают хорошее представление о процессе выпуска новой постановки в целом. Этот первый этап применения методов сетевого планирования и упраевления процессом подготовки спектакля приности много пользы – учемть многие потребности в ходе выпука, фиксирует разграничения работ, указывает на элементы процесса с той подробностью, которая нужна для руководства каждого уровня; показывает от каких работ всего комплекса зависит выполнение даной работы…
Предлагаемые сети обладают четко выраженной обозримостью, дают много информации по сравнению с обычными методами отображения плана.
Система сетевого планирования и управления служит эффективным средством контроляза ходом выпуска спектакля, когда сравнивается действительное положение дежс запланированным. Для этого график накладывается на календарь, постоянно анализируется и сравнивается информация и ходе работ и их выполнения.
С помощью графика осуществляется регулирование хода работ, когда предусматриваются возможные срывы, и благодаря либо перераспределению ресурсов, либо переоценке работ, либо изменению плана (измененению топологии сети) эти срывы предотвращаются. Методы сетевого планирования позволяют объективно оценить работу соответствующиъ групп и отдельных исполнителей работ. Чтобы применить график в конкретных случаях, для управления выпусска тех или иных спектаклей, нужно исключить из графика те работы, которых нет при выпуске данной постановки (например, целых подфрагмент «сочинение произведения», «перевод текста», «потдекстовка клавира»…), а затем оценить операции по продолжительности. Таким образом, для каждого нового спектакля нет необходимости снова строить план, а нужно лишь исключить лишние для этого спектакля работы. Но здесь есть и трудность с постановочной частью театра. Это единственный подфрагмент графика, который нужно делать для каждого спектакля заново, так как, хотя и имеются типовые технологические процессы в цехах, изделия в производственной части изготовляются различные, и потому план и расчеты для каждого спектакля отличаются друг от друга.
Рисунок: сетевой график с подробной расшифровкой:
1 – предварительная работа над спектаклем; 2 –сочинение либретто и музыки; 3 – творческая работа с нотно-литературным материалом; 4 – разработка режиссерскаого клавира; 5 – подготовка эскизов и макета; 6 – тиражирование клавира и партий;
7 – застольные репетиции; 8 –классные репетиции солистов; 9 – классные репетиции хора; 10 классные репетиции балета; 11 – сценические репетиции в сопровождении фортепиано; 12 – репетиции оркестра; 13 – составление смет; 14 – изготовление элементов оформления; 15 – конструкторская разработка макета; 16 – изготовление одежды сцены; 17 – изготовление одежды актеров;
18 – подготовка и издание художественного плаката; 19 – подготовка билетов; 20 – подготовка и издание буклета; 21 – подготовка и издание анонсной афиши; 22 – подготовка и издание премьерной афиши; 23 –подготовка и издание программы-либретто; 24 – общеоркестровые репетиции; 25 – световая монтировка; 26 – прогоны в сопровождении фортепиано; 27 – заключительный этап выпуска; 28 – организация зрителя и реализация билетов