История становления профессиональных театров в Беларуси.

В формировании белорусского профессионального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели возможность познакомиться с прекрасной игрой известных русских артистов М.Савиной, П.Арленева, М.Ходотова, В.Комиссаржевской. Разнообразный репертуар русских драматических коллективов складывали не только пьесы развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались произведения Н.Гоголя, А.Грибоедова, А.Островского, А.Чехова и др. русских драматургов. Успешно гастролировали по Беларуси украинские театры Н.Старицкого, Н.Крапивницкого. Приезжали также польские театральные коллективы.

Под воздействием выступлений профессиональных театров в белорусских городах и местечках образовывались любительские театральные коллективы. В Минске на сцене Дворянского собрания профессионалы и любители ставили произведения русской, украинской и зарубежной драматургии. 5 июня 1890 г. в городе был открыт постоянный театр (теперь помещение театра имени Янки Купалы). В этом же году в Минске было образовано Общество любителей искусства. В среде белорусской интеллигенции постепенно формировалась идея о необходимости образования белорусского национального театра профессионального типа.

Подъем белорусского национально-освободительного движения, рост национального самосознания белорусского народа, появление новых значимых произведений белорусской драматургии способствовали в начале 20 века образованию многочисленных музыкально-драматических кружков и организаций, так называемых белорусских вечеринок. На вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы. На первоначальном этапе своей деятельности участники вечеринок столкнулись с нехваткой белорусских пьес, поэтому они ставили драматические произведения русских, украинских авторов. Репертуар вечериновквлючал также пьесы “Павлинка” и “Примаки” Я.Купалы, “Антон Лата” Я.Коласа, “Модный шляхтич” К.Каганца.

На традициях белорусских вечеринок возникла Первая белорусская труппа Игната Буйницкого – настоящий театр профессионального типа. Значимое место среди деятелей белорусской культуры заняла особо ее создателя. Землемер по профессии, тесно связанный с простым народом, действительно патриот, И.Буйницкий на свои личные средства образовал труппу в собственном поместье Полевачи в Десинском уезде. В 1907 г. закрепился постоянный состав участников этого коллектива, а в 1910 г. после

участия Первой белорусской вечеринки в Вильно театр И.Буйницкого стал профессиональным.

В репертуаре Первой белорусской труппы были песни, танцы, постановки пьес “По ревизии”, “Помылись в дураки” Н.Крапивницкого, “В зимний вечер” Э.Ожешки, “Михалка” Далецкого, “Сватание” А.Чехова, декламировались произведения белорусских поэтов и писателей. И.Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси И.Буйницкий помогал местным любительскис кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра.

В 1911-1912 гг. труппа И.Буйницкого выступала в Петербурге, в 1913 г. коллектив посетил Варшаву. Таким образом И.Буйницкий знакомил зрителей с художественной культурой белорусского народа, обращал внимание на ее особенности, неповторимый национальный колорит. Особо высокую оценку общественности получило второе выступление в Петербурге труппы И.Буйницкого. Российский журнал “Вестник знания” отметил, что успех белорусских артистов был колоссальным. Я.Дыла назвал их выступление в столице триумфальным.

Дело И.Буйницкого по созданию национального театра активно поддержали газета “Наша нива”, прогрессивные деятели белорусской культуры Я.Купала, Тетка, Т.Гартный, З.Бедуля.

Однако материальные трудности вынудили И.Буйницкого в 1913 г. закрыть театр.

Деятельность Первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали отцом белорусского театра, вписала яркую страницу в развитие белорусской театральной культуры, заложила прочный фундамент в развитии дела последователями И.Буйницкого на пути становления белорусского театра.

Преемником Первой белорусской труппы в процессе формирования национального театра стало Первое общество белорусской драмы и комедии. Оно возникло в Минске после Февральской революции. Организовал общество известный белорусский актер и режиссер Ф.Жданович. Вего коллектив через некоторое время вступил В.Голубок, которому принадлежит прекрасная роль в развитии белорусского театра в послеоктябрьский период. Творческие возможности общества были ограничены, потому что оно держалось только на энтузиазме участников. Несмотря на трудности, коллектив уже в первые недели своего существования осуществил гастрольную поездку по Беларуси. Деятельность труппы И.Буйницкого активно поддерживали газета «Наша нива», прогрессивные деятели белорусской культуры Я.Купала, Тетка, Т.Гартный, З.Бедуля. Однако материальные трудности вынудили И.Буйницкого в 1913 г. закрыть театр.

Победа Октябрьской революции 1917 г. дала новый толчок для развития белорусского театрально-музыкального искусства. После освобождения Минска от польских захватчиков в 1920 г. здесь открывается

Белорусский государственный театр, переименованный в 1926 г. в Первый белорусский государственный театр, или БГТ-1. Художественным руководителем этого театра с 1921 по 1931 г. являлся талантливый режиссер Евстигней Мирович. На сегодняшний день это Национальный академический театр им. Я. Купалы. Среди постановок труппы были «Паулiнка» и «Сон на кургане» Я.Купалы, «На Купалле» М.Чарота, «КастусьКалiноускi» Е.Мировича, «Тутэйшыя» Я.Купалы.

Огромный вклад в популяризации белорусского театра внесла труппа В.Голубка, созданная в 1920 г. За годы своего существования коллектив приобретал различные статусы - с 1921 г. - Вторая белорусская государственная труппа, с 1926 г. - Белорусский государственный передвижной театр, с 1932 г. - БГТ-3. С коллективом активно сотрудничал балетмейстер К.Алексютович, который усовершенствовал и обогатил народный танец ярким орнаментальным узором, разработал новые, близкие народным, технические элементы движений, органически вошедшие в лексику народного танцевального искусства.

В ноябре 1926 г. в Витебске был создан Второй белорусский государственный театр, который с 1944 г. носит имя Я. Коласа. Воспитанниками БГТ-2 стали такие замечательные таланты, как А.Ильинский, П. Молчанов, C Станюта. На рубеже 20-30-х гг. развернулось движение самодеятельных драматических коллективов, таких, как «Синяя блуза», «Живая газета», театры рабочей молодежи. В Минске открылся Театр юного зрителя (1931), в Гомеле - Государственный театр кукол (1938) и Второй русский театр (1939).

До середины 20-х годов во многих сферах деятельности, в том числе и театральной, наблюдается белорусизация. За этот период немало достижений отмечается в области драматургии, режиссерского и актерского творчества. При театрах создавались выбранные из представителей городских ведомств театральные дирекции, которые занимались зрелищными мероприятиями, приглашали гастролеров, заключали договора с антрепренерами, сдавали в аренду театральные помещения.

Активно развивался в это период национальный балетный театр, в создании которого принимали участие талантливые балетмейстеры Белорусского театра оперы и балета, открывшегося в Минске в 1933 г. - С.Дречин, Л.Крамаревский, К.Муллер. Благодаря их деятельности этот театр стал одним из действенных популяризаторов национального танцевального искусства. Первой хореографической постановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра, в 1939 г. был поставлен первый белорусский советский балет «Соловей» М. Крошнера.

В годы Великой Отечественной войны крупнейшие коллективы были эвакуированы в тыл (БГТ-1 - в Томск, БГТ-2 - в Уральск). Многие из них вступали во фронтовые бригады и выезжали с концертами на передовую, вели шефскую работу, помогали создавать художественную самодеятельность, поднимали боевой дух армии. Чтобы поддержать

тружеников тыла, артисты давали спектакли и концерты во время посевных и уборочных кампаний, помогая армии и внося деньги в фонд обороны.

В послевоенный период большинство театров возобновили работу в Беларуси. В борьбе против буржуазного влияния развернулась кампания за «чистоту» репертуара, который утверждался Бюро ЦК КПБ. Ежегодно должно было быть не менее 2-3 новых, идейно выдержанных спектаклей. Однако, несмотря на строгие регламентации, коллективы находили возможность каждый сезон радовать зрителей творческими находками. В разные годы популярностью у зрителей пользовались такие спектакли, как «Трибунал» и «Зацюканыапостал» А.Макаенка, «Амнiстыя» и «Мудрамер» Н.Матуковского, «Снежныязiмы» И Шамякина, «Плач перапёлкi» И.Чигринова, «Парог» и «Радавыя» А.Дударева, «Званы Вiцебска» В.Короткевича. В конце 50-х начале 60-х годов идеологическое давление на сценическое искусство уменьшилось, что позволило расширять стилевые поиски и обогащать образную палитру спектаклей. В 1970-е гг. главные драматические театры республики возглавили в то время молодые, но талантливые режиссеры В.Раевский - театр им. Я.Купалы, Б Луценко - театр им. М.Горького.

На протяжении 80 - 90 гг. театральная сеть значительно расширилась. В 1994 г. в республике насчитывалось 24 театра. Были созданы первый в Беларуси частный театр в Гомеле, драмтеатр в Мозыре, театр-студия в Минске и другие. Репертуары многих театров были переориентированы на национальную тематику. Государственными премиями были отмечены спектакль «Знак беды» В.Быкова, «Тутэйшыя» Я.Купалы, опера «Дикая охота короля Стаха» и другие. Идея национально-культурного возрождения определила главное содержание большинства театров Беларуси, особенно Национального академического театра имени Я.Купалы, Минского Альтернативного театра, Белорусского Государственного Академического театра имени Я. Коласа.

В настоящее время в Беларуси существуют 27 государственных театров (2 оперы и балета, 17драматических и музыкальных, 7 театров кукол и Театр юного зрителя). В Минске - 11 театров, Бресте - 2, Витебске - 2, Гомеле - 3, Гродно - 2, Могилеве - 2, Молодечно - 2, есть театры в Бобруйске, Слониме, Мозыре. Актеров, режиссеров, сценографов, театроведов готовят Белорусская государственная академия искусств и Белорусский государственный университет культуры. Действует Белорусский союз театральных деятелей (с 1946 г.), Белорусский союз литературно-художественных критиков (с 1997 г.).

На процесс становления белорусского профессионального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. Разнообразный репертуар зарубежных драматических коллективов складывали не только пьесы развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались произведения Н. Гоголя, А. Грибоедова, А. Островского, А. Чехова и других русских драматургов.

Успешно гастролировали по Беларуси украинские театры Н. Старицкого, Н. Крапивницкого.

Белорусское театральное искусство прошло долгий и нелегкий путь становления. На сегодняшний день театр стал неотъемлемой частью мировой культуры, он активно развивается и расширяет сферу международного сотрудничества. Театральное искусство можно назвать одним из факторов, которые способствуют преодолению территориального и национального разъединения людей.

Типы театров и их миссия.

Из обилия трактовок понятия «театр» в наше время для управления театром важнее всего тот факт, что под театром может пониматься как труппа, творческий коллектив, лишённый постоянной концертной площадки и занимающийся арендой, гастрольной деятельностью — так и напротив — здание и обслуживающий его организационно-административный и технический персонал при отсутствии постоянной труппы (такого рода театр существует за счёт приглашения различных театральных трупп извне). В то же время, данные два аспекта могут сочетаться друг с другом в различной пропорции: театр, имеющий постоянное здание и относительно стабильный творческий коллектив может одновременно сдавать своё помещение в аренду другим труппам, а также вывозить собственные постановки на гастроли. В каждом случае объект управления включает в себя различные составляющие структурные элементы, а также различные процессы.

«При всем разнообразии видов театрального искусства, создание сценического произведения проходит ряд необходимых одинаковых этапов, требующих определенной организационной работы. Первый – выбор литературной основы спектакля. Это большой подготовительный период, который проходит под руководством художественного руководителя театра. Его главными «действующими лицами» становятся коммерческий директор (продюсер) и главный бухгалтер театра: прежде всего, необходимо определить и утвердить финансовую смету спектакля»

Именно в ходе длительной истории формировалась типовая организационная структура, которая и по сей день характерна для большинства театров мира. По своему типу эта структура близка дивизиональной. Она иерархична по своей природе и подразумевает подразделение на функциональные отделы в соответствии с характером и направленностью выполняемой работы. Так, типовыми для любого музыкального театра является наличие художественного совета, а чаще всего — и художественного руководителя, который может быть подчинён директору театра, либо быть равноправным лицом. В последнем случае художественный руководитель театра распоряжается и несёт ответственность за качество постановок, их творческое содержание, а директор театра несёт ответственность за распоряжение материально-технической базой и прочей собственностью, решает стратегические задачи развития деятельности театра, его продвижения на рынке театральных услуг и т. д.

Центральными для театров являются те структурные подразделения, которые непосредственно участвуют в производстве арт-продукта. Каждое из них

имеет своего руководителя: оркестром руководит дирижёр, хором — главный хормейстер, составом солистов — руководитель оперной труппы, балетом — главный балетмейстер, постановочным процессом — главный режиссёр-постановщик. Поскольку театральное искусство является одним из наиболее синтетичных, включает в себя литературу, живопись, организацию пространства сцены, а в наше время — также искусство освещения, использование графических и световых эффектов, инсталляций — то данные виды искусства тоже обычно представлены дивизионами в организационной структуре.

Наши рекомендации