Театр как социокультурный институт
Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса.
Важно отметить, что театр сегодня разный. Ряд театров ориентирован на изысканную элитарную аудиторию, на подготовленного зрителя, способного оценить эксперементальные решения и экстравагантные новшества. Есть театры, стремящиеся к непременному успеху у массового зрителя. У сегодняшнего человека есть выбор социально-культурного поведения, а у сегодняшнего зрителя есть выбор театра.
Можно рассматривать многообразие театров, как обновление и прогресс в театральной жизни, можно и как разрушение сложившихся театральных традиций.
По закону времени художественно-ценные произведения с годами не теряют своей значимости, продолжая оставаться объектами эстетического наслаждения и давая почву для произростания новых талантов. Незначительные же или вовсе бесталанные уходят в лету, не оставив после себя ничего, даже при условии, что имели когда-то коммерческий успех или сиюминутный успех у публики.
Но что может оставить после себя спектакль? Он не может подорожать, как полотна художников по прошествии времени, его не увидят будущие поколения в том самом виде, какой он сегодня. Как отразится во времени когда-то созданное уникальное художественное произведение?
Специфика психологической атмосферы театра, энергетический обмен актёра и зрителя, массовость восприятия и непосредственная спонтанность реакции публики даёт основания утверждать, что
театр воздействует на общественное мнение и вообще связан с жизнью общества более других видов искусств.
В театре личность овладевает системой ролей, усваивает социальные стереотипы и осознаёт общественный смысл своих действий. Театр – средство социальной ориентации, потому что именно эмоционально-творческий характер восприятия, помогает зрителю использовать полученную театральную информацию в арсенале жизненного опыта. Человек получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации. Так с помощью отождествления себя с героем, зритель ставит себя в сравнение с носителем социальных норм, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения.
Социальная и культурная трансформация общества ставит задачу перед культурологами решать вопросы, имеющие социокультурное измерение. В этих условиях необходимо иметь представление об обществе как о социокультурной целостности. Если же считать, что роль культуры в нашем обществе является первостепенной, то процесс исследования театра, как социального и художественного института культуры имеет огромное значения для понимания нынешнего общества в целом, а также культурных и социальных многогранных взаимодействий с обществом.
Театральное искусство – это многоуровневая, сложно структурированная система, которая содержит в себе огромное количество элементов и подсистем, связанных прочными связями искусства между собой.
Главный инструмент театрального искусства – это актер и его действия, жесты, голос, умение донести зрителю суть всего происходящего на сцене. Актером может быть не обязательно человек, им может быть кукла или же какой ни будь предмет, который в умелых руках сможет донести определенный смысл. Театральное представление всегда вызывает у людей огромный интерес и сосредоточенное внимание созерцающих происходящее. Особенность всякого рода зрелищности – это единство точек зрения, обретаемого опыт и глядящего. Зрители никогда не смогут полностью растворится в представлении, но они имеют возможность наблюдать за всем происходящим, переживать за увиденное и судить о нем по-своему. Зачастую зритель ассоциирует себя с одним
из героев происходящего на сцене, и проходит вместе с ним все страдания и испытания которые ждут его в представлении.
Социокультурный подход делает актуальной роль культуры, как активной преобразующей силы, открывает перспективные возможности исследования театра, его деятельности, связанной с трансляцией художественных ценностей, создания им условий для общения людей по поводу восприятия сценического искусства. Функционирование театра связано с межкультурным взаимодействием субкультуры профессионалов работников театра, которые имеют устойчивое позиционное начало и субкультуры зрителей, которые желают купить билет в театр, использовав сайт или кассу. Театр является искусственно созданной адаптивной системой, которая стремится удовлетворять социокультурные потребности граждан, а также стремящаяся к активности. Социокультурное направление указывает на факты включенности исследований феноменов культуры в ткань социо-гуманитарной науки. Театр как социокультурный институт вобрал в себя основные социальные функции, народных праздников и обрядов, а также стал продолжателем лучших традиций народного творчества. История всего человечества – это ни что иное как история строительства отношений между всеми людьми, точнее говоря поиска именно правильных отношении, той золотой середины между потребностями общества и личными желаниями. Театр, начиная с древних обрядов перед походом на охота за мамонтом, всегда работал своеобразной лабораторией, в которой проигрывались всевозможные ситуации взаимоотношений и люди могли получить тот безболезненный опыт в общении с человеком, который в противоположно иному способу – войне – давал надежду, что всегда можно договорится между собой не прибегая к братоубийству. Каждый вид искусства работает над решением такого типа проблемы, но театр имеет главную отличительную особенность – он живой. Это не книга, не воображение, не живопись, камень или скульптура – это существование в зрителе, который поверил в предлагаемые события пьесы. Спектакль является всегда неким вызовом партнеру, в нем всегда присутствует обращение к галерке, а также свой точка зрения и попытка поставить зрителей в ситуацию выбора между тем что человечно, а что легко. Возможно именно поэтому люди и ходят в театр, чтобы почувствовать все на себе. Театр должен жить и развиваться, поскольку это школа – интеллигентности, когда во главе угла в отношениях между людьми стоит уважение к другому человеку. Театр учит уважать других людей, уважать человечество, уважать себя. Театральное искусство, как и религия, ставит задачи духовного возделывания почвы
людских душ, и с успехом решает их, поэтому театр стал настоящим храмом искусства и продолжателем культуры народов.