Кинотеатр как социокультурный институт
Всю человеческую историю существовали различные институты, которые своим функционированием доносили до общества нормы, ценностные установки и др. Это были религия, литература тех времен. Сегодня огромнейшее влияние на людей оказывает масс-медиа, в том числе и кино, как их представитель.
Кинематограф входит в состав различных сфер общественной жизни: культурной, социальной, экономической и др. Кино является не только произведением искусства, но и частью медиакультурного пространства. Кино обладает собственным языком и институциональной формой, воздействует на массовую аудиторию посредством коммуникативных каналов (аудиовизуальных, исполнительных (перформансных), кинестетических каналов).
Открытием кинематографа можно считать показ фильма братьев Люмьер 28 декабря 1985г., который "выявил возможность и продемонстрировал определенную перспективность нового вида культурного потребления". Тот день послужил стартом для формирования сферы кинопотребления.
Основные исследования в области кинематографа, с точки зрения его общественной значимости, проходят в рамках особенной отрасли социологического знания –социологии кино. Рейтблант дает следующее определение социологии кино – "…научная дисциплина, изучающая...функционирование киноискусства в обществе (закономерности создания, распространения и восприятия фильма), общественную потребность в кино и степень ее реализации". В её рамках исследователи анализируют разнообразные философские, психологические, социологические проблемы социально-кинематографического процесса.
Социологию кино можно рассматривать в двух смыслах: узком и широком.
1. В узком смысле социология кино - сфера исследований, целью которых является изучение социально-демографичической структуры кинопублики (пол, возраст, образование, социальное положение), частоты посещения кино, отношения аудитории к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д.
2. В широком смысле социология кино - исследование социальных факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом изучения социолога могут быть разные звенья кинематографического процесса - создание, функционирование, восприятие и воздействие кино.
Кинематограф тесно связан с взаимодействием сфер производства кинофильмов и их зрительского потребления, распространения фильмов, что немало важно в вопросах о функциях кино как социального института. Они зависят от запросов и возможностей, находящихся на стыке этих сфер, определяются их взаимодействием, которое осуществляется за счет конкретных видов деятельности; однако, и сами функции управляют взаимодействием сфер. Каждый вид деятельности, обуславливающей кооперацию сфер производящей фильмы и распространяющих их, будет связан с несколькими функциями кинематографа. Субъекты института кино в таком случае будут представлены субъектами такой деятельности: теми, кто создает фильм, распространяет и хранит его, транслирует и смотрит; или, другими словами режиссер и участники кинопроизводства; организации по тиражу и сохранности фильма; кинотеатры и места показов; кинопублика. За счет их работы и выполняются закрепленные за институтом функции.
В вопросах о социальном функционировании кино, очень важным является то, что оно всегда происходит в четко зафиксированных пространственных и временных границах. А взаимодействие фильма и публики строится не на основе передачи и приема (усвоения) информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир, в чем проявляется его принадлежность к виду искусства. Ведь любой вид произведения искусства контактирует с человеком через его чувства и эмоции.
Фильм внутри себя всегда несет ценности, которые можно представить в виде "пирамиды", которая будет иметь четыре измерения:
1. Художественно-эстетическая ценность; т.е. уровень(профессиональный) фильма, его вклад в развитие искусства. Показателем ценности выступают эстетическое наслаждение зрителя, его способность понимать язык кино, ценить художественное качество фильма и.т.д.
2. Идеологическая ценность; проявляется в том вкладе, который вносит кино в развитие общественного сознания, отсюда предстает как фактор социализации индивида.
3. Социальная (в узком смысле) ценность; способность кинопроизведения выполнять частные социальные функции по отношению к зрителю: эстетическую, познавательную, развлекательную, воспитательную и.т.д.
4. Коммерческая ценность (коммуникативность фильма); Возникает при переходе к рынку. Зависит от его "смотрибельности", структурно-эстетических и социально-функциональных свойств кино.
В системе общественных отношений фильм выступает одновременно как фактор художественный, социальный, идеологический и производственно-экономический. Так выделяют основные функции кинематографа в общественной жизни:
· художественно-эстетическая – вклад в развитие профессиональной кинокультуры;
· социальная – способность фильма содействовать развитию человека, в широком диапазоне его социальных проявлений, выступающего в роли зрителя; идеологическая – развитие массового, или шире – общественного сознания;
· коммуникативная – выступает направляющим коэффициентом на определение идеологическую и социальную полезности фильма.
Итак, кинематограф как социальный институт представляет собой формальный институт духовной сферы, обладающий всеми признаками и элементами социального института. Основной его целью является воздействие на зрителя, за счет художественных и эстетических средств. При этом, данное воздействие осуществляется в процессе выполнения институтом своих специфических функций, а также с целью удовлетворения определенных потребностей аудитории.