Организация деятельности современного музея: организационная структура музея.
В условиях развития рыночных отношений повышение уровня организации музейного дела, которое призвано внести свою лепту в решении задач гармоничного развития личности и общества, невозможно без совершенствования приемов и методов музейного менеджмента, создания эффективных организационных структур, повышения профессионализма рядовых сотрудников и менеджеров, занятых в данной сфере.
В современном обществе главной ценностью является информация. Различные виды деятельности, связанные с созданием виртуальных продуктов, их обработкой, распространением и реализацией становятся все более популярными. Музеи, являясь банками информации огромной ценности, призваны использовать ее в социокультурных и экономических целях, обеспечить самоокупаемость и предложить обществу новую стратегию развития культуры. Для этого требуется положить в основу перспективного плана принципы бизнеса, не разрушая традиционные функции музея.
Участие музеев в социально значимых общественных процессах требует применения в музейной практике новых современных информационных технологий, постоянного обновления мультимедийного оборудования и насыщения рынка музейных услуг, что позволило бы расширить аудиторию и увеличить число новых пользователей. При решении этой задачи актуализируется издательская деятельность, создаются и пополняются web-сайты, осуществляется компьютерная каталогизация фондов (книжных и предметных). Инновационный подход к обновлению музейной деятельности в то же время сохраняет приоритетность традиционных видов работ по реставрации, фондохранению, архивированию, комплектованию, экспозиции, природопользованию, хозяйствованию, экскурсионному обслуживанию, требующих постоянных затрат.
Главная цель деятельности любого музея (и мегамузея) — сохранять движимые и недвижимые памятники культуры, уникальные историко-культурные территории, вести их научную реставрацию и обеспечивать доступ посетителей к культурным ценностям и музейным коллекциям. Для реализации данных целей многие музеи сегодня обладают значительной, но далеко еще не достаточной базой: разветвленной системой филиалов, административно-хозяйственной структурой, техническим и специальным оборудованием, транспортными возможностями, и главное, — штатом высокопрофессиональных сотрудников.
Представители различных культур с помощью современного туризма, информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только могут получить интересующую их информацию о музеях, выставках, экспозициях, но и посетить их в любой точке мира. В этих условиях развитие
музейного дела заключается в повышении эффективности деятельности на основе поиска и реализации современных методов, форм и средств донесения социокультурной информации до аудитории. Достижение современным музеем данной цели возможно следующими методами:
ü создание интерактивной музейной экспозиции, погружение аудитории в культурно-историческую среду музея, использование элементов шоу;
ü укрепление материально-технической базы, использование разнообразных технических средств при демонстрации музейных предметов;
ü развитие культурного туризма, расширение международного сотрудничества в музейном деле, выставочной деятельности, создание и развитие гостиничной инфраструктуры и туристского сервиса.
Организационная структура музея – это внутренняя организация музея. Она включает администрацию, фонды, экспозицию, хозяйственные службы, вспомогательные подразделения. Основными структурными подразделениями музея являются: филиал, научный отдел (сектор), лаборатория, мастерская. По основным направлениям деятельности музей имеет научные отделы или сектора: экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-просветительный. Для решения отдельных научных задач в музее могут на определенный срок создаваться отделы, сектора или комплексные целевые группы. Основную деятельность музея обеспечивают научно-вспомогательные и производственные подразделения (библиотека, архив, реставрационные мастерские, лаборатория звукозаписи, фотолаборатория, типография, а также отдел кадров, канцелярия и др.). Структурные подразделения музея действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными директором музея. В крупных музеях организуются также совещательные органы при директоре: Научно-методический, Редакционно-издательский, Ученый и Художественный советы, а в головных музеях – Совет по координации.
Научно – исследовательская работа в музее – направление музейной деятельности, определяемое задачами музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе изучения музейного собрания. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования. Научно-исследовательская работа в музее является основой всех направлений музейной деятельности – научного комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы. Основными документами, определяющими направления и формы научно-исследовательской работы в музее, являются: научная концепция комплектования музейного собрания, научная концепция фондовой работы, научная концепция экспозиции, объединяющиеся в рамках научной концепции музея.
Экспозиционная работа – одно из главных направлений музейной деятельности, предметом которого является музейная экспозиция. Основное
содержание экспозиционной работы в музее составляет проектирование музейных экспозиций. Сюда входит научное проектирование, осуществляемое научными сотрудниками – экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками экспозиции, рабочее и техническое проектирование, осуществляемое художниками экспозиции и инженерами.
Разработаны методики экспозиционной работы. Это совокупность способов и приемов построения музейной экспозиции. Можно выделить: методику проектирования музейной экспозиции, отражающую основные способы организации экспозиционной работы в целом и конкретные рекомендации и требования, относящиеся к структуре экспозиции, задающие приемы компоновки и группировки материалов. Специфика экспозиционной методики определяется также профилем музея. Кроме проектирования в экспозиционную работу входит разработка тематики и проблематики системы экспозиций музея, изучение литературы по профильным для музея дисциплинам, реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспонатов в экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Экспозиционная работа проводится сотрудниками экспозиционных отделов музея. Важным разделом экспозиционной работы в музее является выставочная работа.
Музейная выставка – это временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных экспонатах. Она может быть передвижная и стационарная. К музейным выставкам относятся: выставки фондов, выставки новых поступлений, художественные, мемориальные и т.д. Выставочная деятельность музея – это область экспозиционной и научно-просветительной работы, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрывать профиль и направление работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и частных коллекций. Осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует также пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и научно-просветительной работы. Составной частью выставочной деятельности является обмен выставками с другими музеями. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включенных в них подлинников и воспроизведений.
Ни один музей не мог существовать без наличия коллекции предметов. Формированием музейного собрания, обеспечением его сохранности, изучением музейных предметов и коллекций, созданием условий для их использования занимается одно из основных направлений музейной деятельности – фондовая работа. Формирование музейных коллекций является основой реализации музеем функции документирования. Предметы
группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков: по типам источников, происхождению, содержанию и др. Коллекции бывают: личные, частные, мемориальные, персональные, систематические, тематические, учебные. Музейная коллекция – основная форма организации хранения музейных предметов.
Музейные фонды структурированы. Их структура – это система организации музейного собрания, которая остается неизменной при любых возможных изменениях состава фондов. Обычно включает три основных элемента: основной фонд, научно-вспомогательный и фонд временного хранения. Основной и научно-вспомогательный фонды могут подразделяться на профильный фонд, непрофильный фонд и дублетный фонд. Последних два фонда могут объединяться в рамках обменного фонда. Фонд временного хранения подразделяется на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. В естественнонаучных музеях выделяется также фонд сырьевых научных материалов.
Состав музейных фондов можно охарактеризовать по числу предметов в основном фонде и в научно-вспомогательном фонде или по числу предметов, относящихся к каждому из основных типов – вещевых, письменных, изобразительных, кино-, фото- и фоно-источников.
Вся деятельность музея основывается на определенной методике. Научно-методическая работа в музее – это направление музейной деятельности, связанное с разработкой, выявлением, описанием и внедрением передовых методов и профессиональных приемов музейной работы. Она охватывает вопросы комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы, а также реставрации музейных предметов, рекламы и пропаганды музейных коллекций и т.д. Научно-методическая работа по профилю музея координируется центральными и головными музеями путем распространения методической литературы, проведения консультаций, рецензирования и т.д. Важным звеном научно-методической работы является система повышения квалификации музейных работников.