Типы художественных галерей и принципы их организации.
Художественная галерея – это государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства . В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может также вести коммерческую деятельность. Частные галереи представляют собой совершенно новое художественное образование, существующее в стране чуть более десяти лет. Вместе с тем за этот небольшой промежуток времени их количество в крупных городах России год от года неуклонно росло. Только в столице сейчас насчитывается около 300 художественных галерей.
В зависимости от предназначения галереи можно классифицировать по следующим типам:
– галерея-магазин, или так называемый салон, где продаются наиболее покупаемые направления искусства, как-то: дешевый реализм, фигуративная и полуфигуративная живопись, графика, реже скульптура, понятные среднему зрителю. Для галерей такого типа обязательно наличие помещения, постоянной экспозиции. Организацией и проведением выставок такая галерея, в общем, не занимается;
– галерея – выставочный зал. В таких галереях практически не бывает постоянной экспозиции. Наличие помещения, как правило, не обязательно. Галерея занимается организацией выставок, реализацией проектов, участием в ярмарках, салонах и т. д. Галерея – выставочный зал продвигает своих художников на художественный рынок, обычно имеет свою коллекцию, занимается созданием и поддержанием определенного имиджа. Может представлять, как различные направления искусства, так и какое-либо определенное;
– галерея-клуб. Наименее распространенный тип галереи. Он только начинает формироваться, поэтому его очень сложно оценивать. Для них характерно тяготение к зрелищным видам искусства (видеоарт, компьютерное искусство, инсталляция, перформанс). Членам этого клуба – клиентам – особое внимание. Круг покупателей невелик и избирателен. Правда, подобные галереи могут сочетать в себе черты нескольких из описанных выше типов.
Очевидно, что история современного искусства создается сегодня при активном участии галерей. Существует мнение, что демонстрация новейших тенденций в искусстве происходит именно в галерейном пространстве.
Галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках. Проданные галеристами работы попадают в частные и публичные коллекции.
Название «Галерея современного искусства» говорит само за себя. Здесь выставляются как работы начинающих талантливых художников, так и полотна известных мастеров. Своего рода достопримечательностью становятся арт-галереи, где проводятся выставки самых креативных художественных направлений современности.
Каждая галерея разрабатывает собственную программу деятельности, стратегию своего развития, определяет методы взаимодействия с современными формами искусства.
Во-первых, принцип социального функционирования искусства и системы «социальных институтов, обеспечивающих движение художественных ценностей от авторов (создателей, производителей художественных продуктов) к покупателю (аудитории искусства, потребителю)».
Являясь частью комплекса социально-художественных институтов, галерея в зависимости от своего статуса в большей или меньшей степени претендует на культурную легитимность. Согласно институциональной теории искусства (Д. Дики), «искусство приобретает статус искусства лишь тогда, когда получает соответствующее признание в границах художественной среды, так называемого мира искусства», представленной целой системой арт-институтов со своей строгой иерархией. Это некое сообщество (именно сообщество, а не отдельный субъект) формирует суждение о качестве произведения современного искусства.
Громкое имя галереи способно осветить своей известностью художника и выступить в роли промоутора. Именно ее посредническая функция позволяет осуществить взаимосвязь: «художник — произведение искусства—галерея — зритель (потребитель)». Французский ученый А. Моль определил художественную галерею как «финансовый организм, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические». Являясь институтом арт-рынка, художественная галерея соединяет в себе экономические и культурно-просветительные функции. Таким образом, галерея выступает как часть социально-институционального образования со сложной внутренней системой взаимосвязей и взаимозависимостей.
Во-вторых, в теоретико-методологическом смысле галерейная практика рассматривает художественный рынок как «рынок символических ценностей» (что предполагает рассмотрение предметов арт-рынка в качестве знаковых сообщений, художественной деятельности как художественной коммуникации, а самого художественного рынка как метатекста, то есть совокупности знаковых систем и символов). Подобный подход подразумевает интерпретацию художественного рынка как рынка символов реальных художественных творений и рынка творческих идей, представленных в знаково-символической форме.
Художник наделен способностью создавать символический капитал, который, в свою очередь, конвертируется в экономический капитал. Галеристы и коллекционеры, в данном случае, способствуют приросту стоимости того символического капитала, который ими контролируется. Таким образом, формируется корпоративные ценности, материально выраженные в многообразие произведений искусства.