Богородская скульптурная резьба
Богородские изделия ЯРКИЙ и своеобразный вид русского народного творчества. Начало современному производству положил кустарный промысел по изготовлению игрушек в селе Богородском, расположенном в 25 верстах от Сергиева Посада (ныне г. Загорска). В селе не было семьи, которая бы не вырезала изделий из дерева. Искусство резьбы передавалось из поколения в поколение.
Развитие искусства резьбы по дереву в Богородском относится к XVI—XVII вв., хотя первые исторические сведения о богородской резьбе уходят в далекое прошлое. Известно, например, что богородских «кузнецов» и «секачей на колесах» дарил своему сыну Петр I. Наибольшего расцвета богородская художественная резьба достигает в XVIII в.
Наряду с отдельными фигурками в XIX в. появляются многофигурные композиции. Широко изображен в богородской игрушке XIX в. народный быт. Это игрушки-скульптуры «Дровосеки», «Рубка капусты», «В кузнице», «Пахарь», «Сеятель», «Пряха» и др.
В конце XIX — начале XX в. мастера богородской художественной резьбы по дереву обращаются к старинной гравюре, литографии. Это привело к излишней детализации в изделиях. Но в игрушках сохранились свежесть и непосредственность — те качества, которыми до сего времени пленяет нас богородская игрушка.
Богатое и разнообразное наследие богородских резчиков продолжают и развивают в советское время мастера и художники организованной в 1923 г. артели «Богородский резчик». Ныне это Богородская фабрика художественной резьбы. Находится Ьна по- прежнему в селе Богородском Загорского района Московской области.
Материалом для изготовления богородских художественных изделий служит мягкая древесина осины, ольхи, липы.
Зоркая наблюдательность, богатая фантазия и юмор присуши богородским мастерам. Убедительная реальность в передаче фантастических образов и сказочная поэтизация действительности говорят о глубокой народности искусства богородской резьбы. Для изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы, которая превосходно передает оперенье птиц, шерсть животных, с гладкой поверхностью.
Основываясь на древней традиции русских мастеров резьбы по дереву, богородские резчики делают изделия без предварительных эскизов, «смаху» (отсюда и название — «маховая» резьба). Этот прием обработки древесины придает богородским изделиям специфический характер.
Своеобразный композиционный прием резьбы из трехгранника, т. е. из брусков древесины треугольного сечения, которые получают при раскалывании полена радиально, тоже одна из отличительных черт богородской резьбы по дереву.
Ассортимент богородских резчиков представлен разнообразной скульптурой. Выпускают богородчане скульптуру на сюжеты, навеянные любимыми песнями, произведениями Пушкина, Лермонтова. Гоголя, Крылова, много скульптур создано на мотивы русских народных сказок, былин, басен: «Сказка о золотом петушке». «Конек-горбунок», «Вершки и корешки», «Три богатыря», «Тройка», «Генерал Топтыгин», «Охотник с тетеревом». Тема народной сказки звучит п богородскойифушке как сама сказка. В последние годы ассортимент пополнился космической тематикой: «Полет в космос», «Запуск спутника вокруг Луны», «Мягкая посадка». Причем зачастую космическая тематика решена в фольклорном плане. Это игрушки: «Медведь на спутнике», «Медведь фотографирует Луну». Здесь мастерам и художникам села Богородского помогает их подлинно народное умение видеть в реальном сказочное, чудесное.
Среди скульптур жанрового характера следует выделить фигурки зверей, домашних животных, вырезаемых талантливыми богородскими умельцами. «Горный козел», «Козел», «Благородный олень*, «Олень», «.Собака», «Конь бегущий». Особенно любят богородскиемастера изображать медведя. Они часто сравнивают его с человеком. «Мишка» освоил не одну профессию: «Медведь-электросварщик». «Медведь-фотограф», «Медведь на велосипеде», «Мишка-трубочист». «Медведь-плясун», «Медведь с балалайкой».
Одна из главных тем в творчестве богородцев крестьянский труд и различные жанровые сцены. Эта тематика характерна и для современных богородских изделий. Таковы скульптуры: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Крестьянин на охоте« и др.
Примечательными изделиями богородских умельцев является движущаяся игрушка: «Кузнецы-молотобойцы». «Медведь и крестьянин, попеременно наносящие удары по наковальне». «Клюющие куры».
АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА
Абрамцевские мастера вырезали изделия в технике трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбы. Изготовляла мастерская мебель, шкатулки, полки, пеналы, декоративные тарелки. Изделия пользовались большим спросом во многих городах России. В начале XX в. в окрестных селах и деревнях организуются новые артели: Хотьковская (1910), Мутовкинская (1918), Кудринская (1921), Левковская (1931), Ахтырская (1932). В 1936 г. путем слияния трех артелей (Кудринской, Мутовкннской и Ахтырской) была сформирована Ахтырская артель. В 1940 г. она объединилась с Хотьковской, образовав в Хотькове Ахтырскую столярно-художествен- ную артель. В I960 г. эта артель была преобразована в Хотьковскуюфабрику .резных художественных изделий, которая в 1970 г. слилась с Хотьковской фабрикой «Народное искусство», где в настоящее время мастера и художники продолжают и творчески развивают абрамцево-кудринский стиль и технику резьбы по дереву.
Мастера абрамцево-кудринского промысла ИЗГОТОВЛЯЮТ декоративные изделия на столярной и токарной основе с резьбой. Резчики фабрики удачно сочетают традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Блестящая от золотистых до темно-коричневых тонов окраска древесины достигается протравкой морилкой и полировкой изделий.
Главная особенность абрамцево-кудрннской плоскорельефной резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов.
В последние годы в творчестве мастеров абрампево-кудринской резьбы кроме растительного орнамента используются советские эмблемы, изображения зверей, птиц. рыб.
Современный ассортимент абрамцево-кудринских изделий включает: предметы утилитарного назначения (шкатулки «Пава», «Две птички», для спиц, «Перчаточница»; сухарницы, хлебницы, наборы для кваса, конфетницы, солонки, курительные наборы): декоративного характера различные панно («Жираф», «Павлин», «Рыбки», «Цветы», «Две лошадки», декоративные блюда) и другие изделия, украшенные растительным узором с характерной для этого промысла пальчатообразной резьбой.