В живописи оранжевый цвет предпочитают для изображения яркого солнца, спелых плодов, прекрасных человеческих тел.
В христианской традиции оранжевый цвет используется для изображения Св. Троицы, при росписи несущих космическое начало пасхальных яиц.
Оранжевый цвет символизирует развитие, направленность на успех [6]. Как самый кричащий он занимает господствующее положение в ряду других цветов либо благодаря своему позитивному преобладанию над ними, либо из-за негативного эффекта вытеснения других цветов (в зависимости от положения оранжевого цвета в контексте позитивного и негативного полюсов символического значения). Недаром спасательные жилеты альпинистов, спецовки дорожных рабочих, надувные спасательные жилеты моряков окрашены в этот самый броский цвет.
Оранжевый цвет называют “flamma amoris et caritatis” - пламенем любви и милосердия.
АРХЕТИПЫ
Архетипы оранжевого цвета нельзя рассматривать изолированно от красного цвета. Символика желто-красного и “чистого” красного цвета во многом пересекается.
Желто-красный цвет связывают часто с Серафимом (евр. “огненный”, “пламенеющий”), наиболее приближенной к Божественной любви сущности. У Серафимов по шесть крыльев - двумя они закрывают свое лицо, двумя закрывают ноги, двумя летают [5, т. 2, с. 427]. Один из Серафимов очищает уста пророка Исайи, коснувшись их горящим углем, и этим приготовляет его к служению. Этот сюжет использован в стихотворении А.С. Пушкина “Пророк”.
С оранжевым цветом связан созидающе-преобразующий дух огня, образ Меркурия. Считалось, что Меркурий может обеспечить не только торговую прибыль, но и указать зарытый клад [5, т. 2, с. 140].
Кельтская богиня молодости и любви Идуна (др.-исл. Идунн - “обновляющая”) является в желто-красном обличии. В скандинавской мифологии ей принадлежат чудесные золотые “молодильные” яблоки, благодаря которым боги сохраняют вечную молодость [5, т. 1, с. 480].
Как уже упоминалось в связи с красным и желтым цветом, воинственная сила Марса и огонь Сатурна символически воплощаются в желто-красных тонах.
Желто-красные, оранжевые тона символизируют также несущие опасность вулканические силы, вырывающиеся из глубины земли и внутренней глубины, существа тела. В этом контексте оранжевый цвет подобен взрыву. Оранжевый цвет - это распространяющаяся, струящаяся энергия.
Оранжевый цвет может символизировать теплый, золотой желток пасхального яйца. В сияющем оранжево-красном цвете является также женская мудрость - София. Она несет в себе мудрость особого рода: не холодный мужской рационализм, а эмоционально согретую, согревающую и оживляющую женскую духовность. В иконографии ее лик и руки - огненного цвета. [8]
Послесловие:
Густав Климт
В живописи архетип оранжевого цвета, пожалуй, ярче всего нашел воплощение в творчестве австрийского художника рубежа веков Густава Климта (1862 - 1918). Его картины отражают дух Вены Зигмунда Фрейда, а преобладающий оранжевый цвет символизирует силу либидо.
Уже в первых работах Климта оранжевый цвет явно доминирует. В картине “Басня” (1883 г.) светло-оранжевый цвет используется для изображения обнаженного женского тела как соединения эротизма и мудрости; ярко-оранжевый - для изображения великодушного льва - царя зверей, пощадившего мышь и вознагражденного за это, когда та перегрызла пленившие его сети; рыжий - для изображения лисицы, наказанной за хитрость.
Оранжевый цвет использовался Климтом не только в самих картинах, но и в обрамлявших их искусано выполненных рамах. Портрет пианиста Йозефа Пембауэра (1890 г.) - на красном фоне, с золотой лирой - помещен в широкую чеканную медную раму, на которую нанесены рисунки по классическим мотивам.
В 1898 г. Климт пишет картину “Афина Паллада”, ставшую символом объединения художников-экспериментаторов “Сецессиона”, первым президентом которого стал Климт. Афина облачена в огненно-оранжевый шлем и доспехи, по плечам из под шлема спускаются огненно-рыжие волосы - символ слияния эротического и агрессивного начала; ярко-оранжевое копье в руке у Афины - символ фаллической женщины.
Распускающиеся оранжево-рыжие женские волосы - ведущая тема многих картин Климта. Волосы можно рассматривать как сексуальный символ. Как символ либидо они играют исключительно важную роль во многих культурах, традициях и религиях. В картине “Nuda Veritas” - Обнаженная Истина - рыжие распущеные копной волосы опускаются на обнаженные плечи и грудь. Картину окружает широкая рама того же цвета, что и волосы, на которой написано изречение великого немецкого поэта Фридриха Шиллера: “Твои дела и твое искусство не могут нравится всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо”.
О том, что женская чувственность может быть разрушительной силой, заявляют оттенки оранжевого цвета на картине “Юдифь и Олоферн” (1901 г.). Чтобы спасти свой народ от полчищ ассирийского царя Навуходоносора, молодая и красивая еврейская вдова Юдифь вошла во вражеский лагерь и соблазнила ассирийского полководца Олоферна. Тот воспылал к ней любовью, а Юдифь, напоив его вином, отрубила спящему полководцу голову.
На картине “Враждебные Силы” (1902 г.) Климт изображает сатанинскую сферу, в центре которой огромная обезьяна - гигант Тифей, против которого не могли бороться даже боги; рядом с ним - его дочери (Болезнь, Безумие и Смерть). Посередине картины художник изобразил трех обнаженных женщин - Буйство (распущенные огненно-рыжие волосы, зовущая к страсти поза), Разврат (солнечно-оранжевые волосы, сладостная поза) и Излишество (оранжевые украшения и браслеты, полные формы).
Эротическое значение оранжевого цвета достигает своей кульминации в картинах Климта 1907 - 1908 годов “Даная” и “Поцелуй”. Даная, дочь царя Аргоса, была заперта отцом в недоступной башне, в которую не мог проникнуть ни один мужчина. Лишь Зевс, сладострастный повелитель богов, превратившись в золотой дождь, смог насладиться ею. Распущенные огненно-оранжевые волосы, согнутые колени, вспыхнувшее лицо женщины выражают божественный экстаз.
“Поцелуй” - самая известная картина Климта. Она считается апогеем его “золотого” периода, гимном оранжевому цвету. Оранжевые тела мужчины и женщины облачены в оранжевые одежды. Оранжевый орнамент украшает оранжевый фон. В рыже-оранжевые волосы женщины вплетены яркие цветы. А в нижнем правом углу картины стоит оранжевая подпись: Густав Климт.
Литература
1. Базыма, Б.А. / Кутько, И.И.: Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера, 1997, № 1, с. 24-28
2. Ганнушкин,П.Б.: Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. М., 1933
3. Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349
4. Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220
5. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991
6. Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30
7. Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44-54
8. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47
9. Обухов, Я.Л.: Синий цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 1, с. 30-41
10. Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 2
11. Обухов, Я.Л.: Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997
12. Харрис, Н.: Климт // Пер. Б. Соколова. М., “СПИКА” 1995
13. Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950
14. Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, München 1956
15. Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951
16. Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975
17. Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961
18. Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962
19. Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970
20. Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983
21. Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912
СИНИЙ ЦВЕТ
Среди ассоциаций, которые вызывает у человека синий цвет, чаще всего встречается небо. Другие наиболее часто встречающиеся ассоциации на слово синий: море, прохлада, лёд.
Эти данные подтверждают результаты ассоциативного эксперимента, проведенного ученицей К.Г.Юнга Вереной Каст в 1980 г. [17]. На синий цвет у испытуемых возникали такие ассоциации, как небо - 23%, зеленый (соседний цвет) - 18%, вода - 10%, красный (полярный цвет) - 10%, море, природа, новые земли, глаза, бархатное платье, глубокий, холодный, светлая радость, дух, алкоголь.
Синий как цвет неба и моря символизирует безграничные дали и бесконечные глубины. В переносном значении синий цвет часто используется в таких распространенных выражениях повседневной речи, как “синий (голубой) цветок” и “синий туман” (символ романтики, сказочного, чудесного), “голубые дали” (импульс тяги к дальним странствиям, например, выражение “уехать в голубую даль”), “синий дурман”, “синий нос” пьяницы (состояние, в котором изменяются пространство и время, в котором собственные силы переоцениваются, а реальность недооценивается).
Психологическое воздействие
Синий цвет способствует размышлениям, успокаивает и снижает давление. Голубой цвет настраивает на меланхолию [2]. В экспериментах ученика В.Вундта Ф.Стефанеску-Гоанга [21] испытуемые так характеризовали воздействие синего цвета: он тянет, манит к себе, несет в себе что-то таинственное. Наиболее часто синий цвет вызывает следующие психические воздействия: он создает тоскливое, меланхолическое настроение, вызывает спокойные чувства и грезы. Очень темный индиго-синий цвет вызывает угнетающе действующее беспокойство, серьезность, грусть и печаль.
Восприятие синего цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной, с мыслью, с верностью, с божественной мудростью. Синий традиционно считается женским цветом. Так, в канонах христианства, синий - цвет Царицы небесной Девы Марии.
Синий цвет может оказывать тормозящее действие на человека или порождает своеобразное беспокойство и даже печальное настроение, усталость или слабую угнетенность. Он выражает стремление к покою, безопасности или забвению, к гармонии или пассивной чувствительности.
В тесте “цветовых пирамид”, разработанном Максом Пфистером и его коллегами в Институте психологии и характерологии университета г. Фрайбург (Германия) в 1951 г. [13, 14], испытуемому предлагается сложить из набора цветов сначала “красивую”, а затем “уродливую” цветовую пирамиду, например:
синий | |||||||||
желтый | желтый | ||||||||
красный | синий | красный | |||||||
желтый | зеленый | зеленый | желтый | ||||||
синий | красный | зеленый | красный | синий | |||||
По результатам этого теста, красный цвет соответствует, прежде всего, аффективной отзывчивости испытуемого (готовности к раздражителю и возможности дать разрядку раздражителю), а синий цвет характеризуется как “цвет интроверсии, цвет аффективной регуляции и управления”. Внутреннее управление и направление через понимание, волю и разум характеризуется различными вариантами синего цвета (берлинская лазурь). Здесь явно проявляются совершенно иные нюансы синего цвета, чем в “голубом цветке” романтической символики.
При интерпретации теста “цветовых пирамид” учитываются тонкие нюансы каждого цвета в соответствии со специально разработанной классификацией. Так “синий цвет №4” (берлинская лазурь) соответствует “уходу внутрь себя”, “обращение к самому себе”, “концентрации на своих собственных переживаниях”, т. е. интроверсии, которая в экстремальных случаях может доходить вплоть до аутистической изоляции. Этот цвет соответствует смягчению, приглушению или отводу эмоционального напряжения. Напротив, “синий цвет № 2” (бирюзовый синий) содержит возбуждающий компонент. Он уже не столько ограничивает и сдерживает (как берлинская лазурь), а скорее несет в себе что-то эластичное и может быть даже хрупкое.
Макс Люшер [18], который использовал в своем тесте для синего цвета очень темный оттенок, связывает синий цвет с “расслабленной чувствительностью”, ищущей “идеал единства”. По мнению М. Люшера, основному тону этого цвета соответствует нежность, увлечение и преданность, чувство защищенности, укрытости и безопасности. Синий цвет, по М. Люшеру, может выражать также связь с тенденциями прошлого. Темно-синий цвет соответствует, по М. Люшеру, религиозно-философски-медитативной установке.