Среди красных плодов можно назвать вишню, малину, яблоки, среди цветов - мак и розу. Мак - это символ земли, сна, забвения. Красная роза символизирует сегодня почти исключительно любовь и эрос.

В античном мире роза была посвящена Афродите (Венере). В Древнем Риме ее использовали для украшения венка Диониса. Роза была символом любви, плодородия, и в то же время почтения к умершим. Роза возникла из крови умирающего и возрождающегося бога Адониса. Красный - это также цвет бога вина Бахуса.

В христианстве роза связана с крестом. Красная роза указывает на пролитую кровь и раны Христа, на чашу, принимающую “святую кровь”. Поэтому она символизирует также возрождение.

Психологическое воздействие

Красный цвет оказывает на человека разнообразное психическое воздействие. Часто он вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение. Повышая уровень тревоги, он заставляет больше внимания уделять окружающему миру. Находясь в окружении красного, человек интуитивно старается побыстрее из него выбраться. Красные телефонные будки были рассчитаны на большую проходимость абонентов.

Замечено, что люди, любящие этот цвет, склонны к сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, перевозбуждению и нередко - депрессиям. Избыток красного цвета может привести в результате перевозбуждения к конъюнктивиту, головной боли и неврозу, а также к снижению внимания, сосредоточенности. Наблюдения показали, что ребенок спящий лицом к стене с обоями, на которых нарисованы красные цветы, более раздражителен и неспокоен.[6]

Этот цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Он повышает динамичность жизни и стимулирует предприимчивость. Психологами отмечено, что ношение спортсменами красных очков повышает их выносливость и выявляет решительность в их характерах. Например, если на тяжелоатлета надеть красные очки, он “возьмет больший вес, чем без них. Красный цвет, благодаря своему возбуждающему эффекту, может использоваться при лечении депрессий, подавленности и меланхолии. Он активно способствует заживлению ран за счет глубоко проникающего влияния. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном цвете лечится язвенная болезнь, воспаления гениталий и другие виды раневых повреждений.

Красный цвет улучшает обменные процессы в организме, активизирует деятельность желудка, желез внутренней секреции и кожи, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, устраняет застойные явления в организме, лечит заболевания кожи., оказывает тонизирующее и стимулирующее действие на организм.

Напротив, ярко-розовый цвет действует на нервную систему расслабляюще, вызывает сонливость и мышечную слабость, снижает возбуждение, регулирует и повышает настроение. В то же время розовый цвет выражает инфантильность и мягкость. Это свойство розового цвета используется в психиатрических больницах, чтобы успокоить буйных пациентов. О человеке, который любит розовый цвет, можно сказать, что он мягок и нежен, возможно, инфантилен, мечтает о возвышенной любви, нередко даже живет в мире грез (вспомним выражение: “видеть мир через розовые очки”), он предпочитает домашний уют, не умеет правильно оценивать свои силы, быстро успокаивается после жизненных потрясений. Розовый цвет оказывает успокаивающее действие на детей.[7]

В целом можно сказать, что красный - любимый цвет детства. Любимые детские игрушки красного цвета: красный мяч, красный самокат и т. д.

Макс Люшер[8] выделял следующие свойства красного цвета: автономный, активный, стремящийся всем завладеть. Он считал, что красный цвет выражает витальную силу и энергию вегетативного возбуждения. Именно поэтому красный цвет и означает страстное желание и все формы аппетита. В общем виде, можно считать, что красный цвет - это импульс, витальная воля к завоеванию и потенции - начиная с сексуальной инстинктивной силы и вплоть до революционных преобразований. Красный цвет - это импульс к моторному действию, к борьбе; это также импульс к предпринимательской деятельности, к спорту. В противоположность зеленому цвету - цвета эластичности, упругости энергии воли, красный - это цвет ударной силы воли. Временами красный цвет соответствует настоящему моменту, символически выражая полную силы мужественность.

Учение о цвете И.В.Гёте

Великий немецкий поэт И.В.Гёте внес значительный вклад во многие области современной ему науки. В ботанике его труд “Опыт о метаморфозе растений” повлиял на учение об эволюции растений; в биологии он высказал ценные мысли об эволюции природы и происхождении видов; в анатомии человека он даже сделал сенсационное открытие - впервые заметил наличие в скелете межчелюстной кости. И.В.Гёте изучал явления погоды и описал новую форму облаков - гребенчатую. Однако главным делом своей жизни И.В.Гёте считал создание учения о цвете и его воздействии на человека.[9] Незадолго до смерти он признался своему секретарю И.П.Эккерману: “У меня нет иллюзий по поводу того, что я сделал как поэт. При мне жили отличные поэты, еще лучше жили до меня и такие же будут жить после меня. А то, что я в моем столетии являюсь единственным знающим правду в трудном учении о цвете, этим я могу немного гордиться, и я имею поэтому чувство превосходства над многими...”

И.В.Гёте разработал шкалу цвета, на положительном полюсе которой находятся от желтый, оранжевый (красно-желтый), желто-красный (киноварь) и пурпурный цвета, а на отрицательном - синий, красно-синий, сине-красный (причем - это крайний полюс, выражающий самое сильное внутреннее возбуждение) и фиолетовый цвета.

Среди красных плодов можно назвать вишню, малину, яблоки, среди цветов - мак и розу. Мак - это символ земли, сна, забвения. Красная роза символизирует сегодня почти исключительно любовь и эрос. - student2.ru

И.В.Гёте характеризовал цвета положительного полюса (желтый®оранжевый®красный®пурпурный) как жизненные, подвижные, стремящиеся. В понятиях современной психологии их можно охарактеризовать как стимулирующие, экстенсивные, экспансивные. Если в образе или картине преобладают эти тона, то можно предположить, что художник - экстравертированный человек. И, наоборот, приверженцы цветов отрицательного полюса в шкале(от синего до фиолетового) - это люди интровертированные, так как эти тона вызывают беспокойные, мягкие, ощущения тоски, которые как бы направлены вовнутрь.

С учением о цвете И.В.Гёте согласуются современные исследования[10] с использованием данных измерения ЭЭГ, частоты дыхательных движений, сердечного потенциала, движения век, кровяного давления, электропроводимости кожи рук: красное излучение активизирует указанные параметры, а синее излучение действует успокаивающее.

СИМВОЛИКА

Автор словаря символов J.Chevalier[11] выделяет мужской и женский аспекты красного цвета:

м - центрифугальная символика (более экстравертирующее воздействие, направленное вовне);

ж- центрипетальная символика (более интровертирующее воздействие, направленное вовнутрь).

Женская красная символика связана, в первую очередь, с переживаниями тела, окрашенного внутри красным цветом крови, которая по нему течет. Красный цвет крови переживался изначально и переживается каждый раз вновь и вновь в связи с центральными судьбоносными событиями нашей жизни: при рождении, при месячных кровотечениях, при ранениях. Красный - цвет телесного, земного и материнского, а также любимый цвет детства (почти всегда любимые детские игрушки красного цвета). Иногда это любимый цвет тех, чье либидо еще детское, инфантильное, недифференцированное. Поэтому у людей, отвергающих красный цвет в быту и никогда не одевающих красные элементы одежды, можно предположить отягощенное отношение к матери и материнскому началу. В Японии красный цвет - это вообще женский цвет.

J.Chevalier называет женский красный цвет - “ночным красным”. В матриархальных культурах широко использовалась охровая краска, называемая “бычьей кровью”. Например, в эпоху мегалита на острове Мальта этой краской окрашивались стены внутри храмов, построенных в форме листа клевера, прежде всего, в их подземной части, например, в гипогеуме. Так, этот подземный храм мертвых в форме овальной пещеры без единого угла и выкрашенный внутри в охровый красный цвет напоминал утробу матери.

Пылающе-красный цвет (даже если он и спрятан в темных глубинах земли или человеческого тела) - это цвет либидо, центральной энергии жизни, эроса, секса, привязанности и связи вообще. Не случайно на картинах космического эроса Марка Шагала доминирует красный цвет.

Красный цвет крови неразрывно связан с древнейшими ритуалами приношения жертвы.Многими древними народами кровь считалась местом пребывания души. Она либо строго табуизировалась, и ее нельзя было потреблять в пищу (требования кашерности пищи в иудаизме включают обязательное полное стекание крови из туши убитого животного), либо ее сакрализировали, т. е. использовали в рамках ритуала (Евхаристия в христианстве; обряд обмазывания кровью жертвенного животного).

Переживание пролитой крови в мужской символике красного цвета J.Chevalier прослеживает в таких событиях, как обрезание мальчика, а в подростковом возрасте - испытание ранением в борьбе, на охоте, в бою; жертвоприношение.

Красный цвет познается как центрифугальное, импульсивное, агрессивное начало, а также как сексуально активная сила жизни, как символ мужской сексуальной энергии. Красный - это цвет воинов (в древней Ирландии воинов называли “красные” - Ruadh). Это цвет Марса, цвет смелости и мужества в борьбе. Полководцы и император в Древнем Риме облачались в красные тоги. Византийский император тоже носил красные, пурпурные одежды.

Сегодня красную символику используют террористы и революционеры разного толка: террористическая организация “Красная Армия” - в Германии, “Красные бригады” - в Италии, “красные кхмеры” - в Кампучии и т. д.

Интересно проследить пути красного цвета в различных религиях и философских учениях, в мифах и легендах.

Хайде Гёттнер-Абендрот исследует в своей книге “Богиня и ее герой”[12] женские божества, многие из которых представлены триадой, отображающей фазы луны:

Среди красных плодов можно назвать вишню, малину, яблоки, среди цветов - мак и розу. Мак - это символ земли, сна, забвения. Красная роза символизирует сегодня почти исключительно любовь и эрос. - student2.ru

Сначала появляется белая девственная богиня, символизирующая увеличивающуюся луну, - в образе охотницы, повелительницы и царицы зверей, девственницы или девственной матери (весна).

Знак красной полной луны соответствует богине любви, в то же время матери-земле. Недаром у славян красивая молодая девушка, готовая стать женой и матерью, зовется “красной девицей”.

И, наоборот, знак черной луны в новолуние связан с образом старухи, богини подземного мира, темных сил, убивающих, разрушающих, но, в то же время, дающих новое рождение.

Кульминацией этой трехфазной системы является именно красная фаза осуществления.

Это можно проследить во множестве древних мифов и сказок в самых разных культурах повсюду на земле. Например, в критском мифе о Деметре (букв. “земля-мать”) триада реализуется в трех ее образах: Коре (греч. “девушка”, “дева”), белой богине полумесяца, приносящей весну; в Персефоне (дочери Деметры), в которой Деметра совершенствуется и самоосуществляется (в знаке красного цвета на зрелых плодородных полях происходит ее священное бракосочетание); в образе Гекаты (богини мрака, ночных видений и чародейства).

В обычной психотерапевтической практике эта символика может, например, проявиться в том, что женщине средних лет снится сон, где к ней с высокой лестницы спускается одетый в красное принц и сообщает ей какое-то известие.

И, наконец, красный цвет символизирует опасность (красный свет светофора как запрет и “предупреждение” об опасности), “помощь” (пожарная охрана, красный крест).

Наши рекомендации