Vi. образ христа пантократора в храмовых мозаиках сицилии

Введение (6-8 стр.).

Тема исследования. Цели и задачи работы.

Библиографический обзор

- общих трудов;

- трудов по иконографии Спасителя (христианской иконографии);

- исследований, посвященных художественному стилю монументальной живописи XII в. в Византии и странах византийского ареала;

Концепция работы

Глава 1. История и стилистические особенности сицилийских мозаик (7-9 стр.).

-Краткая историческая справка о храмах в Чефалу, Палермо, Монреале (краткая история создания, посвящение, общая характеристика состава священных изображений).

-Характеристика Комниновского стиля византийской живописи (XII в.): особенности изображений, в чем состоит их неповторимость, выразительность (кратко проследить на примере византийских, балканских, древнерусских памятников). Как эти особенности проявляются в Сицилии.

Глава 2. Образ Христа Пантократора в алтарных и купольных мозаиках Сицилии (8-10 стр.).

-Смысл иконографии образа Христа Пантократора. Символическая и богословская интерпретация.

-Как меняется стиль и иконография этого изображения в зависимости от места расположения в храме и даты исполнения? Какие образы окружают Христа? Влияет ли это окружение на смысл главного образа, его интерпретацию?

-Сопоставление сицилийских изображений Пантократора с другими подобными изображениями XII века в монументальной живописи. Вопрос сходства и различия.

Заключение (1,5-2 стр.).

В чем состоят специфические особенности образа Христа Пантократора именно для Сицилии в стиле, иконографии, символической интерпретации.

Список использованной литературы (1 стр.).

Библиография

Исторические сведения о мозаиках Сицилии XII в. и о стиле живописи этой эпохи

Лазарев 1986. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

Колпакова 2004 (1).Колпакова Г.С.Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2004. С. 392-448.

Удвльцова 1989. Удальцова З.В. Памятники византийского искусства на о. Сиуилия // Византия и Русь. М., 1989. С. 12-26.

Demus 1950. Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1950.

Rice 1997. Rice David Talbot. Art of the Byzantine Era. London, 1997. Pp. 159-186. (Есть на русском языке).

Христианская иконография и Образ Христа Пантократора

Лазарев 1971. Лазарев В.Н. Система живописной декорации византийских храмов IX-XI вв. // Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96-107.

Лидов 1994. Лидов А.М. Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 17-35.

Мэтьюз 1994. Мэтьюз Т. Преображающий символизм византийской архитектуры // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / ред. сост. А.М. Лидов. СПб., 1994.

Савина 2001. Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. СПб., 2001.

Памятники монументальной живописи XII века и особенности программы росписей этого периода

Бабиħ 1966. Бабиħ Г. Христолошке распре у XII веку и поjава нових сцена у апсидальном декору византиjских црква // Зборник на ликовне уметности. Београд, 1966. Т. 2. С. 9-30.

Лифшиц 1988. Лифшиц Л.И. Ангельский чин с Эммануилом и некоторые черты художественной культуры Владимиро-суздальской Руси // Древнерусское искусство. Художественная культура X- перв. пол. XIII в. М., 1988. С. 221-230.

Пивоварова 2002. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002.

Попова 1997.Попова О.С. Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII века // Дмитриевский собор. М., 1997. С. 93 и след.

Сарабьянов 2002. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2002.

Сарабьянов 1994. Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4. С. 268-312.

Царевская 1997. Царевская Т.Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») близ Новгорода // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997.

VII. «Мадонна Аннунциата» Симоне Мартини из Государственного Эрмитажа

Введение (5-6 стр.)

Цели и задачи работы.

Раскрытие темы: стилистический анализ живописи, сравнение иконы с другими одноименными памятниками, выявление символики образа.

Глава 1. (10-12 стр.).

Характеристика искусства проторенессанса в Италии. Стиль интернациональной готики.

Симоне Мартини как представитель сиенской школы живописи. Общая характеристика стилистики живописи сиенской школы.

Глава 2. (10-15 стр.).

- «Мадонна Аннунциата» из Государственного Эрмитажа. Общая характеристика художественного замысла, содержания иконы, ее искусствоведческое описание с учетом стилистических особенностей. Интерпретация символики цвета и атрибутов.

- Сравнение эрмитажной картины с Мадонной «Благовещения» алтаря св. Анзано (1333) Симоне Мартини. Выявление сходства и различий.

Заключение. (5-6 стр.).

Общие выводы работы. Как в работе решены поставленные задачи.

Список литературы

  1. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М., 1973.
  2. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975.
  3. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
  4. Андреева В. Мадонна Аннунциата графа Строганова в императорском Эрмитаже // Сборники Московского Меркурия. Вып. 1. М., 1917.
  5. Арган Дж. К. История итальянского искусства. Т. 1. М., 1990.
  6. Бернсон Бернард. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.
  7. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.
  8. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1. М., 1956.
  9. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
  10. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог. Вып. I. Италия, Испания, Франция, Швейцария. Л., 1976.
  11. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
  12. Данилова И. Е. О роли иконографических и композиционных формул в итальянской живописи кватроченто // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. Работы разных лет. М.: Советский художник, 1984. С. 31–40.
  13. Кустодиева Т. Лившиц Н. Итальянская живопись XIII-XVIII вв. в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л., 1974.
  14. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1. Искусство Проторенессанса. М., 1956.
  15. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.
  16. Лонги Роберто. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984.
  17. Прокофьев В.Н. Пизанские впечатления. Прогулки по Сиене // Панорама искусств 6. М., 1983.
  18. Смирнова И.А. Памятники мирового искусства. Искусство Италии конца XIII-XV вв. М., 1981.
  19. Степанов А. В.Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV–XV века. СПб.: Азбука классика, 2005.
  20. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.
  21. Эрши А. Живопись интернациональной готики. Будапешт: Корвина, 1984.
  22. Martindale A. Simone Martini. Oxford, 1988.
  23. Smart A. The dawn of Italian painting, 1250-1400. Oxford, 1978.

2.2. Особенности выполнения письменной работы (студент выполняет одну курсовую работу в течение семестра)

Выбор темы. Учащийся может сформулировать тему для курсовой работы самостоятельно, не пользуясь предложенным списком. Самостоятельность выбора является положительным фактором работы студента.

Чтобы определиться с темой, лучше сначала познакомиться с изданиями общего характера (выделены в списке литературы звездочкой), и, составив себе представление о периоде в целом, остановить свое внимание на наиболее заинтересовавших вопросах. Выбирать тему, не имея представления о культурно-историческом контексте того или иного явления, не рекомендуется.

Подбор литературы. Библиография, предложенная на последних страницах методических указаний, не является исчерпывающей. Предполагается, что студент дополнит ее собственными изысканиями. Расширить библиографический список можно четырьмя способами. Во-первых, можно обратиться к исследованиям, упомянутых в библиографии авторов, воспользовавшись каталогом городской библиотеки, где найдутся труды, не включенные в предложенный список литературы. Вместо каталога местной библиотеки допустимо пользоваться электронными каталогами различных библиотек системы Интернет.

Во-вторых, работая с книгами общего порядка, необходимо обратить внимание на ту библиографию, которая чаще всего присутствует в конце изданий этого типа.

В-третьих, при помощи библиографа или самостоятельно можно воспользоваться так называемым Систематическим каталогом городской библиотеки и подобрать книги по избранной теме на основе существующих в библиотеке фондов. Систематические каталоги Государственной национальной библиотеки, библиотеки Академии наук в Петербурге и других крупнейших библиотек страны могут быть объектом особого внимания, так как позволяют подобрать литературу по любому вопросу. Чрезвычайно ценной представляется информация, предлагаемая систематическими каталогами периодических изданий, где собраны наименования статей из журналов и научных сборников по определенным темам. (Научная библиотека Академии художеств, читальный зал библиотеки государственной Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и др.).

Четвертый способ подбора библиографии связан с освоением библиографических справочников. Их выходные данные можно узнать в специальных справочных отделах крупных библиотек. Особое внимание можно обратить на перечни статей из таких периодических изданий как Труды Государственного Эрмитажа, Академии наук и др.

В учебных целях можно ограничиться первыми тремя способами подбора литературы по избранной теме.

Курсовая работа

Обратите внимание, что письменное задание называется не «рефератом», а «курсовой работой». Это значит, что оно должно представлять собой не компиляцию из цитат, а самостоятельно написанное сочинение. Безусловно, исследование должно проводиться на основе прочитанной литературы, но принцип прямого цитирования необходимо исключить из арсенала рабочих методов. Текст курсовой полностью является авторским, он отражает умение студента анализировать прочитанное, подчинять освоенный информационный план собственной концепции сочинения. Весь изученный материал дается только в личном пересказе, по возможности, с собственными комментариями.

Важнейшей частью работы является сравнительный анализ. В темах курсовых момент необходимости сравнения одного произведения с другим не отражен, так как сам выбор сравнительного материала входит в задачи выполнения данного вида работы.

Материал средневекового искусства, основанный на каноне и художественных архетипах, дает широкую возможность выбора круга памятников для сравнительного анализа. Можно сравнивать одноименные или односюжетные произведения; вещи, принадлежащие одной локальной школе или разным (контрастно противопоставленным традициям); произведения одного автора или памятники, являющиеся частями единого цикла.

Ясное представление о сравнительном методе дают, например, статьи Ю. П. Юваловой, посвященные готической архитектурной пластике Франции и Германии: проводя аналогии, автор выявляет происхождение определенных приемов и мотивов, находит истоки стилистических соответствий.

Структура курсовой работы

Во Введении студент указывает предмет исследования, его цели и задачи, предполагаемый ракурс рассмотрения материала; выполняет конспективный обзор литературы по избранной теме. Представляя отдельных авторов, кратко останавливается на структуре, содержании, достоинствах прочитанных книг (статей), определяет характер искусствоведческого подхода.

В первой главе излагаются общие исторические сведения, связанные с материалом исследования. Вторая глава должна касаться вопросов стиля и включать сравнительный анализ произведений, написанный самостоятельно. (Структура средней части может варьироваться).

В Заключении помещаются основные выводы работы. Завершается курсовая альбомом иллюстраций и списком прочитанной литературы, оформленным в соответствии с современными ГОСТами.

3. Список вопросов для дифференцированного зачета по истории искусства средних веков соответствует тематическому плану курса.

3.1. Кроме знания ответов на вопросы, студент должен продемонстрировать на экзамене знание терминологии (см. ниже), представить развернутые конспекты по нескольким темам на основе искусствоведческой литературы (от двух до четырех тем, от одной до трех книг), а также уметь атрибутировать следующий визуальный ряд:

– Мозаика алтаря храма сан Витале в Равенне, VI в.;

– Мозаики боковых стен базилики Св. Аполлинария в Равенне VI в.;

– «Распятие» и «Вознесение» Евангелия Раввулы, VI в.;

– София Константинопольская (интерьер, экстерьер, план);

– София Константинопольская, мозаика «Константин и Юстиниан перед Богоматерью», 950 г.;

– «Обвинение Давида пророком Нафаном», миниатюра Парижской псалтири, перв. пол Х в.

– «Христос Пантократор», мозаика купола из храма Успения Богоматери в Дафни, 1100 г.

– «Сошествие во ад», фреска параклесиона монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе (1321 г.).

– Ирландская миниатюра: Евангелие Дарроу, Евангелие Эхтернаха, Келлская книга.

– Кролингская миниатюра: «Христос на троне» из Евангелия Годескалька, «Евангелист Матфей» из Евангелия Эбо, миниатюры Утрехтской Псалтири, «Поднесение рукописи Карлу Лысому» из Библии Вивиена.

– Капелла в Аахене (интерьер, план).

– Романские храмы Франции: Нотр Дам ле Гранд в Пуату, Сен Жиль дю Гар, аббатство Клюни (изображение в гравюре), Сан Лазар в Отэне (интерьер), скульптурное убранство Сен Лазар (мастер Жильбер), Сен Мадлен в Везеле (интерьер, скульптура портала), Нотр дам в Жюмьеже (экстерьер), скульптурное убранство Суйака и Муассака.

– Готические храмы Франции (экстерьер): соборы в Лане, Париже, Шартре, Реймсе.

– Скульптура Готики: «Королевский портал» Шартра, «Встреча Марии и Елизаветы» и «Благовещение» в Реймсе и Шартре; «Встреча Марии и Елизаветы» в Бамберге, «Эккехард и Ута», «Тайная вечеря» в Наумбурге.

II. Самостоятельная работа студента

Наши рекомендации