I. Изображение Богоматери в Синайской иконе
I. Изображение Богоматери в Синайской иконе
Введение (4-5 стр).
Раскрытие темы: особое почитание Богоматери на Синае в связи с историей Неопалимой Купины, что накладывает отпечаток на особенности иконографии. Цели и задачи работы.
Библиографический обзор
- трудов, посвященных иконографии Богоматери;
- искусству Синая.
Глава 1. Иконография Богоматери в византийском искусстве (5-6 стр).
-Общие сведения об иконографии Богоматери (Оранта, Одигитрия, Елеуса)
-Особенности синайской иконографии Богоматери (в связи с образом Неопалиой купины)
Глава 2. Синайские иконы Богоматери, особенности их стиля и иконографии (6-7 стр.).
Описание и сравнение синайских икон Богоматери (Киккотисы / или Богоматери с пророками) с другими подобными иконами в Византии или Древней Руси (например, «Богоматерь Белозерская» XIII в. с пророками из ГРМ, или «Умиление» («Акафистная») из Успенского собора Московского Кремля нач. XIII в., «Богоматерь Старорусская» из ГРМ XIII в.).
Заключение (1,5-2 ср.).
Особенности художественного стиля синайской живописи и наиболее распространенные иконографические изводы образа Богоматери в иконописи Синая.
Библиография
Труды по христианской иконографии
Кондаков 1911. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.
Кондаков 1914-15. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-15. То же: СПб., 1998.
Покровский 1892. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб., 1892.
Лихачев 1911. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. Спб., 1911.
Савина 2001. Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. Спб., 2001.
Шалина 2005. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005.
Этингоф 2000. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерк византийской иконографии XI – XIII вв. М., 2000.
Искусство Синая
Кондаков Н.П. Синай. СПб., 1900.
Лидов А.М. Византийские иконы Синая. М.; Афины., 1999.
Синай. Византия. Русь. Православное искусство. VI – начало ХХ века. СПб., 2000.
Древнерусская икона Богоматери
Древнерусское искусство. М., 1972. (Статья об иконе «Умиление» из Московского Кремля).
«Пречистому образу Твоему поклоняемся»: образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995.
Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Под ред. А.М. Лидова. М., 1996.
II. Алтарные изображения в храме Св. Софии в Византии и Древней Руси
Введение (4-5 стр.).
Раскрытие темы: значение храма, посвященного Софии Божественной Премудрости, его общая символика и значение, алтарные изображения как средоточие общей символики храма. Цели и задачи работы.
- Библиографический обзор общих трудов (по искусству Византии), где рассматриваются Софийские храмы Константинополя (и Охрида).
- Издания, посвященные отдельным изображениям Софийских храмов и их символике.
- Труды, в которых рассматриваются общие вопросы храмовой живописи IX-XI вв. (и, в частности, особенности росписи алтаря).
Концепция работы.
Глава 1. Традиции византийской алтарной декорации IX-XI вв. (4-6 стр.).
Описать канон возможных алтарных изображений этого периода (Демус 2001, Лазарев 1971). Вопрос происхождения некоторых изображений и их толкование (Лидов 1994, Акентьев 1995).
Глава 2. Образ Богоматери в алтаре Софийского храма (6-8 стр.).
Характеристика изображений Богоматери в храмах Софии Константинопольской, Киевской и Охридской: их иконографические особенности, сходство и различие символики и стиля. Каким образом другие изображения влияют на центральный образ, как они дополняют его смысл?
Заключение
Общие идеи алтарных изображений IX-XI вв. в Софийских храмах, общая характеристика художественной стилистики разных региональных вариантов софийской алтарной программы.
Общие сведения о каноне храмовой живописи и общие вопросы архитектуры и иконографии
Григорий (Евтушенко) 2008. Свящ. Григорий (Евтушенко). Храм Св. Софии в Константинополе. СПб., 2008.
Демус 2001. Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.
Лазарев 1971. Лазарев В.Н. Система живописной декорации византийских храмов IX-XI вв. // Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96-107.
Лазарев 1986. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
Кондаков 1914-15. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-15. То же: СПб., 1998.
Колпакова 2004 (1).Колпакова Г.С.Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2004. С. 392-448.
Штендер 1995. Штендер Г. Сивак С. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения // Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т.1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С. 288-297.
Библиография об изображениях в храмах св. Софии.
Айналов 1899. Айналов Д. Редин Е. Древние памятники искусства Киева. Софийский собор. Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастыри. Харьков, 1899.
Акентьев 1995. Акентьев К.К. Мозаики Киевской Св. Софии и «Слово» митрополита Илариона в византийском литургическом контексте // Византинороссика. Т 1. Литургия, архитктура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С.75-94.
Брюсова 1975. Брюсова В.Г. Фрески Софии Новгородской: Автореферат … доктора искусствоведения. Л., 1975.
Грозданов 1980. Грозданов Ц. Охридското sидно сликарство од XIV в. Охрид, 1980.
Древности 1871. Древности Российского государства. Киево-Софийский собор. 1-4. СПб., 1871-1887.
Лазарев 1960. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
Лидов 1989. Лидов А.М. Образ «Христа-архиерея» в иконографической программе Софии Охридской // Византия и Русь. М., 1989. С. 65-90.
Лидов 1994. Лидов А.М. Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 17-35.
Лидов 1996. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44-71.
Лифшиц 1994. Лифшиц Л.И. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписей Софийского собора в Новгороде // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 154-171.
Мясоедов 1915. Мясоедов В. Фрески северного притвора Софийского собора в Киеве. Пг., 1915.
Введение (4-5 стр.).
Раскрытие темы: в преддверии Св. Софии находятся мозаичные произведения (ктиторские композиции), характеризующие храм Софии с точки зрения его символики и общественного значения. Цели и задачи работы.
Библиографический обзор
- общих трудов, где есть упоминание о Софии Константинопольской;
- монографий (Григорий (Евтушенко) 2008);
- специальных трудов (статей), посвященных изображениям св. Софии;
- издания, где рассматриваются ктиторские композиции.
Концепция работы.
Заключение
Особенности входных мозаичных композиций храма Св. Софии. Как их симолика и иконография характеризует образ храма Св. Софии.
Библиография
Общие труды
Демус 2001. Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.
Лазарев 1986. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
Колпакова 2004 (1).Колпакова Г.С.Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2004. С. 392-448.
Комеч 1984. Комеч А.И. Архитектура // Культура Византии: В 2 т. М., 1984. Т. 1.
Кондаков 1914-15. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-15. То же: СПб., 1998.
Введение (5-6 стр.).
-Раскрытие темы: изображение Небесного и Земного Иерусалима характерно средневекового искусства (пояснить, где оно встречается); данные изображения тесно связаны с темой Страшного суда и Апокалипсиса (привести конкретные примеры).
- Библиографический обзор трудов, посвященных иконографии Апокалипсиса, Страшного суда и Небесного Иерусалима. Издания, посвященные миниатюре эсхатологического содержания (отдельно выделить европейскую традицию).
- Концепция работы (может строиться на основе сравнительного анализа изображений).
Заключение (1,5-2 стр.).
Характер и символическое значение средневековых изображений Небесного (земного) Иерусалима. Характеристика художественных особенностей и иконографии образа Иерусалима в европейской миниатюре (особенно испанской).
Библиография
Введение (4-5 стр.).
Раскрытие темы: на примере Шартрского собора можно проследить формирование ранних готических тенденций в скульптуре, так как его пластика совмещает романские и готические традиции. Цели и задачи работы.
Библиографический обзор (с выявлением методов и научных подходов авторов)
- общей литературы, где есть главы о скульптуре порталов романских и готических храмов;
- специальной литературы, посвященной только готической (романской) портальной скульптуре.
Концепция работы.
Заключение (4-5 стр.).
Особенности Королевского портала в Шартре в контексте скульптурных традиций западных фасадов зрелой готики. (Чем различаются похожие скульптурные ансамбли, в чем специфика именно Шартра на этом фоне).
Общая литература по искусству готики и романики (изучить разделы о скульптуре храмовых фасадов)
Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. Л., 1934.
Лясковская О.А.Французская готика XII-XIV веков. М., 1973.
Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.; М., 1964.
Романское искусство. Архитектура, скульптура, живопись / Под. ред. Р. Томана. Кельн, 2001.
Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского средневековья. Л., 1963.
Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.
Готическая скульптура
Ювалова Е. П. Королевский портал Шартрского собора // Античность. Средние века. Новое время. М., 1977.
Ювалова Е.П. Синтез архитектуры и скульптуры в западном хоре собора в Наумбурге // Искусство Запада. М., 1971 (прочитать и законспектировать для общего ознакомления, упомянуть в библиографическом обзоре, так как в статье рассматривается внутренний скульптурный «портал» – «портал» в интерьере).
(См. также специальную библиографию в кн. Лясковской, Ротенберга, Тяжелова).
Введение (6-8 стр.).
Тема исследования. Цели и задачи работы.
Библиографический обзор
- общих трудов;
- трудов по иконографии Спасителя (христианской иконографии);
- исследований, посвященных художественному стилю монументальной живописи XII в. в Византии и странах византийского ареала;
Концепция работы
Заключение (1,5-2 стр.).
В чем состоят специфические особенности образа Христа Пантократора именно для Сицилии в стиле, иконографии, символической интерпретации.
Список использованной литературы (1 стр.).
Библиография
Введение (5-6 стр.)
Цели и задачи работы.
Раскрытие темы: стилистический анализ живописи, сравнение иконы с другими одноименными памятниками, выявление символики образа.
Глава 1. (10-12 стр.).
Характеристика искусства проторенессанса в Италии. Стиль интернациональной готики.
Симоне Мартини как представитель сиенской школы живописи. Общая характеристика стилистики живописи сиенской школы.
Глава 2. (10-15 стр.).
- «Мадонна Аннунциата» из Государственного Эрмитажа. Общая характеристика художественного замысла, содержания иконы, ее искусствоведческое описание с учетом стилистических особенностей. Интерпретация символики цвета и атрибутов.
- Сравнение эрмитажной картины с Мадонной «Благовещения» алтаря св. Анзано (1333) Симоне Мартини. Выявление сходства и различий.
Заключение. (5-6 стр.).
Общие выводы работы. Как в работе решены поставленные задачи.
Список литературы
- Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М., 1973.
- Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975.
- Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
- Андреева В. Мадонна Аннунциата графа Строганова в императорском Эрмитаже // Сборники Московского Меркурия. Вып. 1. М., 1917.
- Арган Дж. К. История итальянского искусства. Т. 1. М., 1990.
- Бернсон Бернард. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.
- Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1. М., 1956.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
- Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог. Вып. I. Италия, Испания, Франция, Швейцария. Л., 1976.
- Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
- Данилова И. Е. О роли иконографических и композиционных формул в итальянской живописи кватроченто // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. Работы разных лет. М.: Советский художник, 1984. С. 31–40.
- Кустодиева Т. Лившиц Н. Итальянская живопись XIII-XVIII вв. в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л., 1974.
- Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1. Искусство Проторенессанса. М., 1956.
- Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.
- Лонги Роберто. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984.
- Прокофьев В.Н. Пизанские впечатления. Прогулки по Сиене // Панорама искусств 6. М., 1983.
- Смирнова И.А. Памятники мирового искусства. Искусство Италии конца XIII-XV вв. М., 1981.
- Степанов А. В.Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV–XV века. СПб.: Азбука классика, 2005.
- Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.
- Эрши А. Живопись интернациональной готики. Будапешт: Корвина, 1984.
- Martindale A. Simone Martini. Oxford, 1988.
- Smart A. The dawn of Italian painting, 1250-1400. Oxford, 1978.
2.2. Особенности выполнения письменной работы (студент выполняет одну курсовую работу в течение семестра)
Выбор темы. Учащийся может сформулировать тему для курсовой работы самостоятельно, не пользуясь предложенным списком. Самостоятельность выбора является положительным фактором работы студента.
Чтобы определиться с темой, лучше сначала познакомиться с изданиями общего характера (выделены в списке литературы звездочкой), и, составив себе представление о периоде в целом, остановить свое внимание на наиболее заинтересовавших вопросах. Выбирать тему, не имея представления о культурно-историческом контексте того или иного явления, не рекомендуется.
Подбор литературы. Библиография, предложенная на последних страницах методических указаний, не является исчерпывающей. Предполагается, что студент дополнит ее собственными изысканиями. Расширить библиографический список можно четырьмя способами. Во-первых, можно обратиться к исследованиям, упомянутых в библиографии авторов, воспользовавшись каталогом городской библиотеки, где найдутся труды, не включенные в предложенный список литературы. Вместо каталога местной библиотеки допустимо пользоваться электронными каталогами различных библиотек системы Интернет.
Во-вторых, работая с книгами общего порядка, необходимо обратить внимание на ту библиографию, которая чаще всего присутствует в конце изданий этого типа.
В-третьих, при помощи библиографа или самостоятельно можно воспользоваться так называемым Систематическим каталогом городской библиотеки и подобрать книги по избранной теме на основе существующих в библиотеке фондов. Систематические каталоги Государственной национальной библиотеки, библиотеки Академии наук в Петербурге и других крупнейших библиотек страны могут быть объектом особого внимания, так как позволяют подобрать литературу по любому вопросу. Чрезвычайно ценной представляется информация, предлагаемая систематическими каталогами периодических изданий, где собраны наименования статей из журналов и научных сборников по определенным темам. (Научная библиотека Академии художеств, читальный зал библиотеки государственной Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и др.).
Четвертый способ подбора библиографии связан с освоением библиографических справочников. Их выходные данные можно узнать в специальных справочных отделах крупных библиотек. Особое внимание можно обратить на перечни статей из таких периодических изданий как Труды Государственного Эрмитажа, Академии наук и др.
В учебных целях можно ограничиться первыми тремя способами подбора литературы по избранной теме.
Курсовая работа
Обратите внимание, что письменное задание называется не «рефератом», а «курсовой работой». Это значит, что оно должно представлять собой не компиляцию из цитат, а самостоятельно написанное сочинение. Безусловно, исследование должно проводиться на основе прочитанной литературы, но принцип прямого цитирования необходимо исключить из арсенала рабочих методов. Текст курсовой полностью является авторским, он отражает умение студента анализировать прочитанное, подчинять освоенный информационный план собственной концепции сочинения. Весь изученный материал дается только в личном пересказе, по возможности, с собственными комментариями.
Важнейшей частью работы является сравнительный анализ. В темах курсовых момент необходимости сравнения одного произведения с другим не отражен, так как сам выбор сравнительного материала входит в задачи выполнения данного вида работы.
Материал средневекового искусства, основанный на каноне и художественных архетипах, дает широкую возможность выбора круга памятников для сравнительного анализа. Можно сравнивать одноименные или односюжетные произведения; вещи, принадлежащие одной локальной школе или разным (контрастно противопоставленным традициям); произведения одного автора или памятники, являющиеся частями единого цикла.
Ясное представление о сравнительном методе дают, например, статьи Ю. П. Юваловой, посвященные готической архитектурной пластике Франции и Германии: проводя аналогии, автор выявляет происхождение определенных приемов и мотивов, находит истоки стилистических соответствий.
Структура курсовой работы
Во Введении студент указывает предмет исследования, его цели и задачи, предполагаемый ракурс рассмотрения материала; выполняет конспективный обзор литературы по избранной теме. Представляя отдельных авторов, кратко останавливается на структуре, содержании, достоинствах прочитанных книг (статей), определяет характер искусствоведческого подхода.
В первой главе излагаются общие исторические сведения, связанные с материалом исследования. Вторая глава должна касаться вопросов стиля и включать сравнительный анализ произведений, написанный самостоятельно. (Структура средней части может варьироваться).
В Заключении помещаются основные выводы работы. Завершается курсовая альбомом иллюстраций и списком прочитанной литературы, оформленным в соответствии с современными ГОСТами.
3. Список вопросов для дифференцированного зачета по истории искусства средних веков соответствует тематическому плану курса.
3.1. Кроме знания ответов на вопросы, студент должен продемонстрировать на экзамене знание терминологии (см. ниже), представить развернутые конспекты по нескольким темам на основе искусствоведческой литературы (от двух до четырех тем, от одной до трех книг), а также уметь атрибутировать следующий визуальный ряд:
– Мозаика алтаря храма сан Витале в Равенне, VI в.;
– Мозаики боковых стен базилики Св. Аполлинария в Равенне VI в.;
– «Распятие» и «Вознесение» Евангелия Раввулы, VI в.;
– София Константинопольская (интерьер, экстерьер, план);
– София Константинопольская, мозаика «Константин и Юстиниан перед Богоматерью», 950 г.;
– «Обвинение Давида пророком Нафаном», миниатюра Парижской псалтири, перв. пол Х в.
– «Христос Пантократор», мозаика купола из храма Успения Богоматери в Дафни, 1100 г.
– «Сошествие во ад», фреска параклесиона монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе (1321 г.).
– Ирландская миниатюра: Евангелие Дарроу, Евангелие Эхтернаха, Келлская книга.
– Кролингская миниатюра: «Христос на троне» из Евангелия Годескалька, «Евангелист Матфей» из Евангелия Эбо, миниатюры Утрехтской Псалтири, «Поднесение рукописи Карлу Лысому» из Библии Вивиена.
– Капелла в Аахене (интерьер, план).
– Романские храмы Франции: Нотр Дам ле Гранд в Пуату, Сен Жиль дю Гар, аббатство Клюни (изображение в гравюре), Сан Лазар в Отэне (интерьер), скульптурное убранство Сен Лазар (мастер Жильбер), Сен Мадлен в Везеле (интерьер, скульптура портала), Нотр дам в Жюмьеже (экстерьер), скульптурное убранство Суйака и Муассака.
– Готические храмы Франции (экстерьер): соборы в Лане, Париже, Шартре, Реймсе.
– Скульптура Готики: «Королевский портал» Шартра, «Встреча Марии и Елизаветы» и «Благовещение» в Реймсе и Шартре; «Встреча Марии и Елизаветы» в Бамберге, «Эккехард и Ута», «Тайная вечеря» в Наумбурге.
II. Самостоятельная работа студента
Романика
Венец капелл – небольшие абсидиолы, огибающие алтарную часть храма и выполняющие роль камерных часовен для хранения св. реликвий.
Зальная церковь – храм, имеющий равную высоту нефов, как правило, перекрытых цилиндрическими сводами.
Связанная система – соответствие между сводами центрального нефа церкви и боковыми, соответствующее 1:2.
Готика
Аркбутан – упорная арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.
Архивольт – рельефная окантовка арочного изгиба вдоль его края; выступающий скульптурный наличник, венчающий свод или арку.
Вимперг – треугольный резной фронтон над аркой окна или дверного проема.
Контрфорс – внешняя опорная конструкция, выступающая или отделяющая часть стены, а также установленные снаружи столбы, связанные с перекрытием аркбутанами.
Нервюры – стрельчатые арки из тесаных камней, создающие каркасную основу крестового свода.
Тимпан – окруженная карнизом внутренняя поверхность фронтона, расположенного над порталом, либо – верхняя ажурная часть витража.
Изобразительное искусство
Евхаристия – «благодарение» (греч). См. «Литургия».
Литургия – важнейшее богослужение христианской Церкви в ходе которого происходит Причащение Св. Христовых Таин.
Месса – важнейшее богослужение Католической церкви, включающее Литургию, или Евхаристию. Месса чаще служится вечером, хотя, согласно клюнийскому уставу XI–XII вв., распространенной была и утренняя Месса, совершаемая в непраздничные дни как заупокойная служба.
Теофания – «богоявление» (греч). Может быть Ветхозаветной (видения пророков Даниила и Иезекииля) и Новозаветной (Преображение Христа на Фаворе перед учениками, крещение Господне в Иордане).
Теофаническая композиция – изображение Христа в окружении Небесных Сил и Тетраморфов, согласно видениям пророков Иезекииля и Даниила. Данная композиция встречается в алтарных росписях ранневизантийского времени, а также в книжной миниатюре.
Тетраморфы – символические изображения Евангелистов в виде Ангела (Матфей), Льва (Марк), Тельца (Лука) и Орла (Иоанн). Ангел обозначает человечность первого Евангелия, Лев – знак силы Христовой, Телец – тема Жертвы Спасителя, Орел – возвышенное Богословие.
Традицио легис, или «передача Закона», – композиция раннехристианского и ранневизантийского искусства, представляющая Христа, с изображениями апостолов Петра и Павла по сторонам. Господь передает свиток апостолу Петру, что символизирует преемственность боговдохновенного учения Христа апостолами.
Экклесиологический – связанный с церковью.
Эсхатологический – связанный с Апокалипсисом и Страшным Судом.
Миниатюра
Акротерии – орнаментальные мотивы в виде побегов, украшающие углы заставки геометрической (прямоугольной, п-образной) формы.
Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова – книга, завершающая новый Завет и повествующая о последних временах, приходе антихриста и победе над ним, о Страшном Суде и жизни будущего Века в Небесном Иерусалиме.
Апокалипсис Беатуса – комментарии на Апокалипсис, составленные монахом Беатусом в 776 г., представляющие собой компиляцию из текстов, принадлежащих авторитетным церковным авторам.
Бестиарий – книга энциклопедического характера, содержащая как естественно-научные, так и мистико-символические сведения о реально существующих и фантастических животных. Среди последних можно назвать аспида, который затыкает свои уши, чтобы не слышать Божественного назидания; змея-василиска, обладающего вредоносным взглядом; феникса, возрождающегося из пепла и проживающего в Египте
и т. д.
Бревиарий –краткая богослужебная книга.
Дроллери – забавные фигурки на полях рукописей.
Евангелие – «благая весть» (греч). См. «Четвероевангелие».
Евангелиарий – то же, что и Четвероевангелие.
Евангелистарий, или перикоп – то же, что лекционарное евангелие или Евангелие апракос. Книга, содержащая отдельные богослужебные чтения из Евангелий, так называемые «перикопы».
Заставка – орнаментальная форма, открывающая текст. Может быть сюжетной и бессюжетной. В восточно-христианских рукописях была распространена прямоугольная и п-образная заставка, трактованная как рамка, состоящая из мелких орнаментально-каллиграфических элементов.
Инициал – начальная буква текста с декоративными элементами. Различают зооморфный инициал, с изображением животных; инициал с флоральными мотивами, или растительным орнаментом; инициалы с библейскими сюжетами и антропоморфными образами, представляющими человека. Традиция Ирландской и Англо-Саксонской миниатюры разрабатывает страничный инициал тератологического стиля, включающий такие архаические элементы, как плетенка, спиралевидные мотивы, восходящие к культурным традициям языческой Европы, так называемого латенского периода (до римского завоевания). В структуре инициала выделяется главная часть, или контур, и «заполнение», или содержание.
Канон – таблица параллельных мест евангельского текста.
Каноны Согласия – то же, что «канон». Каноны Согласия были составлены в IV в. Евсевием Кессарийским.
Ковровая страница – орнаментальное заполнение страницы Ирландского манускрипта VII–IX вв., включающее мотив креста, орнаментальные элементы в форме плетенки и спиралей.
Крин – орнаментальный мотив, напоминающий цветок лилии.
Лекционарий – литургическая книга, содержащая отрывки из Библии.
Маргиналии – поля рукописи.
Мирабили – фантастические и звериные мотивы.
Маргинальные фигуры – изображения на полях средневековых манускриптов в виде химер, фантастических животных, антропоморфных или зооморфных существ с растительными элементами. В качестве маргинальных изображений могут выступать как сюжетные сцены, так и декоративные мотивы: сцены музицирования, охоты, игры.
Миссал, или Сакраментарий – литургическая книга с молитвами для Мессы.
Мозарабический стиль – стиль испанских рукописей, связанный с арабским влиянием.
Перикоп – см. Евангелистарий.
Псалтирь – собрание песен-псалмов царя Давида, повествующих об общении Человека с Богом и о духовной брани с силами тьмы. Средневековые кодексы псалтирей могли включать, кроме Псалмов Давида, также Библейские песни, принадлежащие другим авторам, упоминающимся в Библии: это хвалебная песнь Мариамь, сестры Аарона, которая воспела от радости при переходе Израиля через Чермное море, чудесным образом расступившееся и поглотившее войско египетского фараона. Среди Библейских песней можно также назвать молитву Праведной Анны – матери пророка Самуила и торжественное песнопение трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, подвергшихся гонениям за веру в Вавилонском плену, но избежавшим смерти в огненной печи силой Божией.
Сакраментарий – См. «Миссал».
Четвероевангелие – каноническая книга Церкви, окончательно сложившаяся во второй пол. II в. Представляет собой важнейшую часть Нового Завета и состоит из четырех Евангелий, написанных апостолами Матфеем, Марком – учеником апостола Павла, Лукой – врачом, живописцем, другом Пресвятой Богородицы и Иоанном Богословом – апостолом Любви, любимым учеником Христовым, свидетелем апокалиптических Откровений. Евангелие рассказывает о Боговоплощении, чудесах и деяниях Господа Иисуса Христа, Его Искупительных Страданиях на Кресте и Воскресении. В евангельском повествовании содержится также учение Иисуса Христа, Его заповеди, Притчи.
Библиография[2]
I. Изображение Богоматери в Синайской иконе
Введение (4-5 стр).
Раскрытие темы: особое почитание Богоматери на Синае в связи с историей Неопалимой Купины, что накладывает отпечаток на особенности иконографии. Цели и задачи работы.
Библиографический обзор
- трудов, посвященных иконографии Богоматери;
- искусству Синая.