Садово-парковое искусство Нижегородской области
С началом развития промышленности связано образование усадеб и парков вокруг, в селах с развивающимся ремесленным промыслом.
Крупные помещики и промышленники начали разводить при усадьбах плодовые сады.
В 1762 г., был издан указ «О вольности дворянской» – об отмене для дворян воинской повинности. Многие вернулись в свои владения. Дома предпочитали строить в местах не только удобных, но и красивых.
Для усадеб не существовало регламентаций со стороны государства. Многое определялось активной ролью заказчика, зависело от владельцев поместий, вкусы которых, при всей увлеченности модой, были далеко не одинаковы.
Вокруг усадеб стали формироваться не только плодовые и декоративные сады, но и парки, сначала регулярные, а потом пейзажные. Самобытность природных условий Нижегородского края отразилась и на планировках усадебных парков, а реки Ока и Волга, издавна связывающие край с южными, восточными и юго-западными районами страны, дали возможность привозить для садов и парков новые виды декоративных растений.
Помещики выписывали саженцы и семена растений со всего света; из Северной Америки были завезены клен американский, ясень пенсильванский, ирга канадская.
Из Сибири и ближайших районов – лиственница, сосна кедровая, желтая акация, некоторые виды спиреи.
С юга России пришли калина, гордовина, барбарис, боярышник и липа крупнолистная – очень редкое в нашей области растение.
Пользовались ли помещики услугами специалистов-садоводов или обходились своими силами – сказать о каждом парке затруднительно.
Однако известно, что парк в селе Ветошкино был создан опытными специалистами, владеющими инженерными и гидротехническими знаниями.
В Нижегородской области среди большого числа усадебных парков можно встретить парки с яркими стилевыми признаками. Эти парки изначально создавались в регулярном стиле (Подвязье, Лукино, Рогожка, Савелово), парки с характерными чертами пейзажного стиля (Ветошкино, Кудрешки), а также парки, сочетающие в себе оба стиля (Выкса, Зименки).
С точки зрения исторического развития все многообразие усадебных парков можно свести к двум принципиально различным видам.
Первый – это декоративный плодовый сад с утилитарно-хозяйственным назначением, где кроме плодовых, в регулярном порядке высаживались и декоративные растения (например, сад в Болдино и Богородском),
второй вид парков – усадебный парк или декоративный сад для отдыха и эстетического наслаждения с регулярным или пейзажным решением (Подвязье, Лукино, Рогожка, Ветошкино, Кудрешки, Выкса). Выполняя значительные утилитарно-хозяйственные функции, декоративные плодовые сады возникли намного раньше усадебных декоративных и общественных парков Нижегородского края. Первое, что бросается в глаза, это четкость, регулярность сада, разделение его на строго прямоугольные участки широкими аллеями. Под такие сады чаще всего отводится южный солнечный склон. Обязательный элемент сада – периметральная обсадка из древесно-кустарниковых пород, иногда обрамленная рвом. Перед посетителем открываются пространства, формируемые разреженными посадками фруктовых деревьев, здесь не встретишь характерного для усадебного парка сочетания открытых полян с закрытыми пространствами. Все утилитарно продумано, по-хозяйски размещено. Каждый сад был функционально связан с искусственным или естественным водоемом или даже с целой водной системой.
Парк в Болдине. Землями, в состав которых входило Б. Болдино, Пушкины владели с конца XVI в. С 1817 по 1847 г. имение принадлежало С.Л. Пушкину. Осенью 1830, а затем в 1833 и 1834 гг. болдинские владения отца посетил А.С. Пушкин. Вынужденное пребывание в Б. Болдине обратилось для поэта творческим взлетом, который вошел в историю под названием "Болдинская осень". В 30-е годы XIX в. усадьба была небольшой, скромной, не было ни парка, ни сада. Она состояла из Верхнего пруда и нескольких господских строений. Древесная растительность была представлена единичными деревьями: ива белая на берегу Верхнего пруда, лиственница у главного фасада усадебного дома, да, вероятно, несколько экземпляров лип и дубов по южной границе усадьбы. Это были первые посадки, фиксировавшие усадьбу, но не внесшие существенного значения в планировку усадьбы. В 40-е годы XIX в., после окончательного размежевания земель, происходит фундаментальная перестройка усадьбы. В этот момент возникает садово-парковый комплекс, включающий каскад из 4-х прудов. В парке высаживаются липовые аллеи, разбивается яблоневый сад, появляются декоративные мостики и беседки. Липовые аллеи устроены были по северной и восточной границам парка. Яблоневый сад занимал два участка: один на берегу Верхнего пруда, другой – на берегу Нижнего пруда. Появились посадки декоративных кустарников: ряды акации желтой по границе усадьбы, группы сирени и желтоцветного шиповника около усадебного дома. Можно предположить, что красота открывающегося вида в сторону реки Азанки послужила причиной формирования видовой точки в южной части парка, рядом с которой была создана дерновая скамья. Господский дом с цветниками вдоль главного фасада стоит в юго-восточном углу усадьбы, на берегу пруда. Перед домом растет лиственница, которую, по преданию, посадил поэт. Композиционным центром парка служат два искусственных пруда, которые входят в систему еще двух прудов, расположенных за пределами усадьбы. Берега их окружены серебристыми ивами. Березовая, липовая, вишневая аллеи напоминают о пушкинской поре. В живописной части парка, за прудами, живописно раскинулся огромный фруктовый сад. Болдинский парк сочетает в себе элементы традиционного усадебного парка с декоративно-плодовым садом утилитарно-хозяйственного назначения.
Сад в Богородском Воскресенского района. В планировке парка четко прослеживаются хозяйственные участки (огород, фруктовый сад), и участки прогулочного парка. Это аллеи вдоль бровки откоса, отсюда можно выйти на видовую площадку и полюбоваться рекой. По насаждениям можно судить, что сад создавался в несколько этапов. Березы и липы в аллеях имеют возраст около 250 лет, диаметр 45–70 см, а высоту 20–30 м. В парке много клена, ясеня, боярышника, сирени, шиповника. Особенностью сада является лох серебристый, украшающий прибрежный склон.
Регулярные усадебные парки
Главная композиционная ось регулярного парка обращалась к дворцу или главному дому усадьбы. Например, Выксунский парк, парк в Подвязье или Лукино. Заметно стремление к органическому единству осевой композиции с природными возможностями окружения: рельефом, водоемами, зелеными массивами. К наиболее интересным композиционным приемам построения паркового пейзажа этого периода можно отнести расчленение пространства аллеями, образующими в плане форму ромба, веера, или многолучья (веерная композиция). Встречается стрижка и формовка кроны (в парке Выксы). Создаются полукружья из близко посаженных лип и дубов (в парке Рогожка и в Подвязье). Есть примеры регулярности в преобразовании рельефа, формирование террасы, создание насыпей.
Парк в Выксе. В 1765 г. тульские «рудоначальные мастера» Андрей и Иван Баташевы открыли Выксунский железорудный завод.
Запруженные речки Выкса, Железница, Велетьма создали спускавшиеся каскадом к реке Оке огромные водохранилища – источник энергии. Необъятные окрестные леса дали топливо для обжига руды. «Уральские переселенцы» послужили даровой рабочей силой.
Вскоре Баташевы открыли 14 заводов в 4-х губерниях. Пруды заводские "на диво, верст по 9 в длину, по тем прудам суда под парусами хаживали". При каждом заводе были построены господские дома, разбиты парки с теплицами и оранжереями, в которых выращивали редкие цветы, деревья и фрукты. Отдаленность Выксы от административных центров страны сделали «Нижегородский Урал» государством в государстве. Пруды стали главным функциональным центром поселка Выкса. На берегу одного из прудов и была заложена усадьба Баташевых.
Баташев желал иметь у себя парк, напоминающий французский регулярный, в котором особенно остро чувствуешь подчинение природы воле человека. На место естественных хвойных массивов из ели, сосны, в регулярном порядке были высажены лиственные деревья, в основном липа, дуб, вяз. Обозначена центральная композиционная ось парка – главная липовая аллея, на юге она замыкалась дворцом, на севере уходила в безбрежные хвойные леса. Территорию парка украшали мраморные скульптуры, фонтаны, висячие беседки, гроты. Аллеи парка были иллюминированы фонариками. Для развлечения гостей были сооружены качели. Из парка открывался вид на два пруда, называемых «лебединками», с плотиками и гондолами, лебедями и дикими утками. Южный фасад дома был обращен к площади с прудами, а северный выходил в обширный парк. Господский дом был каменный трехэтажный, крытый железом. Вид с крыльца северного фасада превосходный: прямо перед вами расстилается широкая, усыпанная песком эспланада, края которой с необыкновенным вкусом убраны множеством цветов; левее эспланады видны огромные и красивые оранжереи, а прямо перед вами на 120 сажень тянется липовая аллея.
В оранжереях парка росли субтропические растения: ананасы, абрикосы, лимоны, виноград и другие плоды, которые в зимние месяцы поставлялись на стол Екатерины II.
В самом парке росли местные сорта плодовых и фруктовых деревьев: яблони, груши, сливы, терн. Среди декоративных кустарников встречаются сирень, шиповник, акация. Большую ценность представляют элементы искусственно созданного рельефа, террасы, холмы, рвы, отводящие избыток воды из прудов.
Парк в Рогожке (Первомайский район). Севернее Первомайска находится село Большой Макателем, а рядом с ним (на территории 31 гектара) размещается Рогожский больничный комплекс с парком, садом, прудами. Основателем усадьбы, парка, больницы был сын писателя, автора двенадцатитомной «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина – А.Н. Карамзин. В этом отдаленном уголке России, каким была Рогожка, он много сделал для медицинского обслуживания населения, его просвещения и улучшения условий жизни. Больница на 50 кроватей была выстроена на средства Карамзина и содержалась земством. В отдельном здании – богадельня на 30 кроватей, построенная в 1883 г. В нее принимались престарелые и увеченные воины из Ардатовского уезда. Был тут и приют на 25 ребятишек разных возрастов, при приюте – школа и мастерские. Время основания усадьбы, судя по плану 1858 года, середина XIX века. Парк площадью 13 гектаров представлял собой правильный прямоугольник, окруженный аллеями. В центре размещались жилые строения, образовавшие курдонер. Больничные корпуса сохранились и используются до сих пор. В парке три малых и два больших пруда, общей площадью 2,6 гектара. Парковая часть больничного комплекса с юго-запада и северо-востока окаймлена аллеями из могучих дубов, с востока и юго-востока – березовыми, липовыми и еловыми аллеями. В парке 150–200-летние дубы с диаметром ствола до одного метра, букетные посадки лип. Вызывает интерес ландшафтная композиция из близко посаженных стволов лип, образующих полукруг.
В рогожкинском парке представлены почти все основные древесные породы зоны, причем в культурных посадках, что очень ценно. Здесь есть и редкие гости для этого района – пять пихт, два кедра, которые плодоносят еще с конца прошлого века.
Украшают пейзажи парка тополь серебристый, береза, ель, осина, черемуха, жимолость, сирень, шиповник. Созданные по берегам прудов основные композиционные узлы и акценты в виде полян, лужаек, групп деревьев и пешеходных дорожек выявляют пространственное и декоративное значение водного зеркала в ландшафтах парка. Пейзажи лужаек у воды отличаются от остального пространства парка своей освещенностью, особым колоритом и солнечностью, которые усиливаются эффектом отражения в водном зеркале. Парк великолепен в любое время года. Зимние пейзажи, показывающие обнаженную структуру стволов и веток деревьев в сочетании с темно-зеленой хвоей елей, не уступают, по красоте и величию, осенним и весенним пейзажам.
Парк в Лукине. Усадьба Александра Дмитриевича Улыбышева (1794–1858 гг.). За многие километры видно село Лукино, разместившееся на высоком северо-западном склоне, у подножья которого протекает извилистая речка Кудьма. В голубой дымке силуэтом просматривается церковь и крупное пятно зелени парка. При ближайшем рассмотрении выясняется, что в усадьбе сохранилось совсем немного старых деревьев. Это липа, клен, вяз, боярышник и декоративные кустарники. Встречаются сирень и спирея.
Великолепие окружающего ландшафта – склон, далекие перспективы, аромат зелени парка – невольно вызывает восхищение. Старинные планы усадьбы, разделенные во времени почти столетием, позволяют проследить особенности планировки, свойственные каждому периоду ее формирования. Так, на плане 1786 г. можно отметить характерную для нижегородского усадебного строительства черту: жилой дом и службы образуют парадный двор.
Дом поставлен на самом высоком месте участка и обращен северо-западным фасадом к реке, на которой благодаря запруде создан большой водоем, сохранившийся и сейчас. Парк имел регулярную планировку, разделявшую склон аллеями на квадраты с четко обозначенной осью симметрии. На плане 1860 г. видны некоторые изменения в планировке, черты регулярности стираются, появляются элементы некоторой живописности в виде полукольцевых аллей в парке и парадном дворе, а также более мягко положенных на рельеф дорожек, перпендикулярных склону. Парк приобретает пейзажный характер. В настоящее время прежнюю планировку усадьбы трудно рассмотреть, очень много поросли, однако остатки аллей и несколько полян напоминают о ней. Этот интересный в историко-культурном отношении участок земли, предохраняющий склоны от эрозии, неизменно является местом отдыха и приезжих, и местных жителей.
Парк в Богородске. Большой господский дом, принадлежавший С.В. Шереметьеву, примыкал к прекрасно устроенному парку. Здесь же находились отличные теплицы. Соединенные вместе, они стали одним из интересных строений этого рода в России. Кроме множества разнообразных плодовых растений в теплицах находились собрания кактусов (150 видов семейств кактусов), розанов до 400 видов, 123 сорта акации, 300 сортов георгинов, отличное собрание австралийских орхидей. В зимнем саду был устроен сад для лотосообразных растений, в котором культивировалась знаменитая Виктория Регия. Работами руководили иностранные специалисты. В парке были высажены липа, береза, дуб, ель, кедр; существовали богатые цветники и оранжереи, следы которых почти исчезли. От этого парка сохранился лишь пруд, по очертаниям напоминающий женский торс, да Крутая гора высотой около 25 м.
Парк в Подвязье -один из интереснейших исторических усадебных парков, расположен на высоком живописном берегу реки Оки. На первом плане усадьбы Подвязье, относящемуся к концу XVIII в., нанесены деревянные строения церкви, жилых и хозяйственных зданий, парк в регулярном стиле. В середине XIX в. Подвязье принадлежало помещикам Козловым, самым богатым после Шереметьевых, а в 1879 г. усадьбу купил С. М. Рукавишников. В составе усадьбы были господский каменный дом, кузница, ограда, ворота, отдельные хозяйственные постройки, конный двор, ветряная мельница, оранжерея, церковь и звонница, великолепный сад.
Усадьба занимала площадь 18,5 га и тянулась вдоль берега Оки на 700 м. Главный въезд в усадьбу располагался со стороны села Подвязье. С берегом Оки усадьба связана крутым съездом, огибающим ее с южной и восточной стороны. Территория усадьбы четко делится на 2 зоны – парковую и хозяйственно-жилую. Служебный корпус и главный дом образуют замкнутый двор и составляют центральное архитектурно-композиционное ядро усадьбы. К востоку от центрального ядра располагается парк, главным элементом которого является широкая липовая аллея со сросшимися кронами деревьев.
Деревья посажены близко друг к другу и образуют «стену». Аллея делит стену на 2 части. В сторону речного склона располагается парк, в южной части фруктовый сад с огородами. Справа от полей на большой поляне можно видеть великолепную опушку из лиственных пород. Украшают парк вековые лиственницы, ели, спирея, сирень, барбарис, жимолость, калина гордовина и другие породы. Большую ценность представляет липа крупнолистная – очень редкое в Нижегородской области растение. Привлекают внимание четыре огромных дуба в возрасте 150 лет и клен, которые образуют полукруг, обращенный к реке. Склоны р. Оки парка укреплены желтой акацией. В парковой части расположена кирпичная кузница, построенная в конце XIX в. и хозяйственный навес того же времени, размером 7,5´10 м. От хозяйственного навеса начинается съезд к реке шириной 4-5 м с воротами в виде башен, высотой 3,5 м. Хорошо сохранилось покрытие съезда из брусчатки. Край съезда, примыкающий к оврагу, огорожен вкопанными в землю рельсами. На них стоит дата 1874 г. К западу от центрального ядра расположена хозяйственная зона: здание скотного двора – одноэтажная кирпичная постройка последней четверти XIX в., и хозяйственный корпус – бывшие теплицы конца XVIII в. Эти здания образуют скотный двор, размерами 35´40 м. При въезде в усадьбу на развилке двух дорог, ведущих к главному дому и скотному двору, размещена церковь (1818 г.) и звонница (1778 г.). К северу от основной группы зданий, внизу склона, располагается корпус насосной станции, от которой подавалась вода к зданию скотного двора и в водонапорную башню. По планам можно судить и об изменении окружающих ландшафтов. Так, если на плане 1788 г. примыкающая к склонам Оки заводь представляет огромное водное зеркало, то на плане 1898 г. можно увидеть, как она превратилась в узкую полоску воды, обрамляющую луга.
Пейзажные усадебные парки
Художественная направленность садово-паркового зодчества Нижегородского края первой половины XIX в. отличается дальнейшим совершенствованием пейзажного стиля. В отличие от парков в Выксе и Подвязье, главным в них является не дворец или господский дом, а архитектоника зеленых насаждений. Формирование пейзажей средствами растений, рельефа, воды осуществляется с учетом приближения к природе. В первой половине XIX в., особенно к концу 40-х годов, в композиции паркового комплекса большое значение придается полянам. Они располагаются в различных местах парка и непосредственно увязываются с планировкой аллей и дорог. Очертания аллей и дорог усложняются, при этом глубоко продумывается увязка их с рельефом и растениями. Трассировка дорог обеспечивала не только кратчайшую связь между отдельными объектами в парке, но и показ лучших перспектив его пейзажей. К запоминающимся приемам построения паркового пейзажа относятся: букетная посадка лип (в парке Красная Горка), полукруглые аллеи (в парке Морозиха), создание плакучей формы кроны дерева.
Парк в Савелово. Помещичье село первой половины XIX в., расположенное в унылой и мрачной местности. С 1859 г. в селе уже существовал парк, с глубоким озером, винокуренный завод, господский дом и ветряная мельница. В усадьбе до сих пор существует главный дом с хозяйственными постройками и парк. Парк занимает площадь около 2,5 га. Здесь сохранился пруд, регулярные посадки из трех аллей: березовой, липовой и аллеи из тополя бальзамического. К центральной части парка примыкает молодая ясеневая роща. Интересен экземпляр плакучей формы березы, сформированный садоводом. В насаждениях много сирени обыкновенной, желтой акации, несколько деревьев лиственницы сибирской. С плакучей березой в форме раскрытого зонтика можно встретиться в парке села Савелово Богородского района. Такого силуэта дерева в природе не встретишь – это результат мастерства садовника. Водоемы пейзажных парков приобретали живописные очертания, а вынутая из них земля использовалась для насыпных холмов естественных очертаний.
Парк в Лазареве. Усадьба находится в нескольких километрах от г.Богородска. У П.И. Мельникова есть описание усадьбы этого периода. «В Лазареве, что близ Богородского, прекрасный каменный дом тайного советника С.В. Шереметьева с замечательным садом и оранжереями. Здесь приурочены разные растения южных стран, они перенесли уже несколько зим». Писатель И. Рукавишников описывает парк более позднего времени: «Хорош парк в Лазареве: давно-давно посажены деревья редких у нас пород. Приноровились. Живут. Пруды рытые. Через протоки мосты. Дорожки заросли, узкие стали. А то и не видно их. Полян сколько! И по парку стоят, как бегут, разные строения, давно никому не нужные, кирпичные, штукатуренные, белым крашенные. И беседки здесь, и галереи, никуда теперь не ведущие, и вот башня одинокая, являющая красный кирпич». В настоящее время от усадьбы сохранилось несколько фундаментальных каменных построек, жилой дом, скотный и каретный двор, остатки грота-ледника. Дендрологический состав насаждений богат интродуцентами: боярышник Арнольда, боярышник Максимовича, клен татарский, жимолость татарская, спирея дубровколистная и городчатая, сирень обыкновенная и мохнатая, калина гордовина, смородина золотистая, ирга колосистая, лох серебристый, роза бедренцеволистная, рябинник рябинолистный, кизильник черноплодный, всего 15 видов. Многие из интродуцированных здесь пород имеют массу самосева и корнеотпрысков, образующих непроходимые заросли. Как в большинстве старых усадеб, здесь обилие сирени вокруг здания и вдоль дорог.
Парк в Ветошкине. На возвышенном месте, окруженном стройными рядами высоких сосен, посаженными местными жителями в начале XX в. между селом и бывшим поместьем, на правом берегу реки Пьяны, разместился парк одного из самых богатых когда-то помещиков России графа Пашкова.
Создание усадьбы относится к середине XIX в. Площадь усадьбы – 30 га. Умелая пластическая обработка поверхности земли, создание искусственного рельефа – это одна из ярких планировочных черт Ветошкинской усадьбы. При постройке дома земля из-под фундамента и строительный мусор были использованы для насыпного вала-хранилища с каменной аркой-проездом посередине. Высокое мастерство проявлено и при создании террас у западного и южного фасадов. Терраса у южного фасада переходит в 400-метровую просеку, ведущую к бровке откоса, к так называемой Красной Горке. По характеру рельефа парк делится на 2 части: верхнюю, расположенную на ровном возвышенном месте, и пониженную – на склоне. Верхняя часть площадью около 3 га представляет открытое пространство с отдельными группами деревьев – кедров, елей, сосен, лип, дубов. Здесь же находятся главный дом, напоминающий старый английский замок и хозяйственные постройки. Северный фасад дома поставлен по оси прекрасной подъездной 200-метровой аллеи, состоящей из четырех рядов лип. Аллея подводит к просторному парадному двору с цветником на партере газона и декоративными группами сирени, жасмина, боярышника. Групповые посадки и одиночные деревья удачно исключают из поля зрения хозяйственный двор и производственные строения. Пониженная, наиболее живописная часть парка, занимает западные и южные склоны Пьяны. Разность высот между плато, на котором расположены здания усадьбы, и долиной у южной границы парка – 56 м. С высоких точек раскрываются дальние перспективы, и в то же время они гармонично связаны с ближними перспективами в глубине самого парка. На одной из полян западного склона находится живописный пруд, окруженный серебристыми ивами. Он украшает большую поляну и питает водой растущие рядом деревья. Водное зеркало пруда органично входит в ряд пейзажей, представляющих целую систему полян и лужаек. Здесь собраны наиболее декоративные местные породы, и интродуценты. Почти все экзоты парка плодоносят, а некоторые естественно возобновляются. В Ветошкинском парке важнейшими ландшафтообразующими породами служат хвойные: стройные сосны, мощные разлапистые ели, наполняющие воздух целительным ароматом.
Умелое чередование групповых насаждений с полянами и вистами, игра красок и светотени, сочетание прямых аллей с извилистыми дорожками, контраст форм и фактуры хвойных и лиственных пород – все это говорит о высоком мастерстве создателей парка. По богатству дендрологической коллекции, планировке и композиции зеленых насаждений парк в Ветошкине представляет собой ценный памятник русского ландшафтного искусства и, безусловно, относится к лучшим объектам садово-паркового зодчества Нижегородского края середины XIX в.
Парк Бестужевых-Рюминых в селе Кудрешки Богородского района. Первое упоминание о Кудрешках относится к 1604 г. История усадьбы тесно связана с деятельностью А.П. Бестужева-Рюмина. Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693–1766 г.г.), граф, русский государственный деятель и дипломат. В течение 16 лет А.П. Бестужев-Рюмин фактически руководил внешней политикой России. В 1796 г. владелец парка Павел Николаевич Бестужев-Рюмин построил громадную оранжерею и башню-вышку. По описанию жителей Кудрешек, отмеченному П.И. Мельниковым-Печерским, говорилось: в имении было «70 дворов и господский дом с обширными теплицами, грунтовыми сараями, парниками и садами. Здесь в большом количестве растут ананасы, персики, абрикосы, сливы; в грунтовых садах разведены разнообразные сорта вишни; в парниках родится много дынь; в огородах различные коренья и зелень. Одних ананасов вызревает здесь от 100 до 150. Плоды из зимних теплиц снабжают Нижегородскую ярмарку. Была прежде здесь и цветочная теплица, довольно обширная и заключавшая в себе много редких растений». В Кудрешках имелось 5 прудов. Все они выкопаны крестьянами и имеют свои названия: Пантелеев, Банный, Комолый, Барский, Передний. Пруды являются композиционным ядром усадьбы. Передний пруд самый большой и многоводный. Он почти прямоугольной формы и напоминает широкую реку. Из него брали воду для полива огорода. Но самый красивый был Барский пруд. Когда-то с чистейшей ключевой водой и обилием рыбы. Воду из него брали лишь для питья. Здесь же самое живописное место усадьбы – островок Барского пруда с двухрядной композицией из лиственниц и кедровых сосен по периметру. Островок был спланирован и соединен с территорией парка затейливым мостиком. Тут же был построен причал с лодками для катания. По берегу Барского пруда проходит липовая аллея. В парке красиво сочетаются открытые поляны с большими группами деревьев. Основу парка составляли липы, дубы, сосны, клены остолистные, несколько берез. Южнее Барского пруда на возвышенном месте размещался двухэтажный каменный дом с хозяйственными постройками: скотным двором, птичником, конюшней, погребом. С северо-востока к дому примыкал огород. В северо-западной части усадьбы была заложена въездная аллея. Вся усадьба огорожена рвом. В 1975 г. в нашей стране отмечалось 150-летие со дня восстания декабристов. Этой дате были посвящены торжества на родине декабриста Бестужева-Рюмина. На здании клуба, расположенного на месте оранжерей, была установлена мемориальная доска, а позднее памятник Михаилу Бестужеву-Рюмину на островке Барского пруда. В настоящее время огромный зеленый массив старинного парка окружен открытыми равнинными пространствами сельскохозяйственных угодий. Гигантские деревья – 200–250-летние лиственницы, кедры, липы – обступили южный склон. Парк начинается еще в селении – со всех сторон по деревенским улицам тянутся к нему группы деревьев. Парк, основанный во второй половине XVIII в. большей частью пейзажный. Напоминанием же о регулярности остались круговые посадки лиственниц и кедров на островке Барского пруда. Основной принцип пространственной организации парка построен на контрасте освещенного зеленого газона северного склона и закрытого высокими деревьями и кустарниками южного склона. Стволы деревьев в липовой аллее вдоль пруда образуют почти сплошную стену, т.к. были посажены очень близко – через 1 м. Парк красив в разное время года, но в начале лета он особенно привлекателен благоуханием множества цветущих кустарников: сирени, спиреи, акации, шиповника.