Русские пейзажные парки. Царское село, Царицыно, Кузьминки
Пейзажное стилевое направление начинает развиваться параллельно с русским классицизмом. Архитекторы: В.Баженов, И.Старов, М.Казаков, Н.Львов, П.Аргунов, А.Воронихин, Карл Росси, В.Стасов, Тома де Томон. В литературе и живописи воспевается природа России, красота лугов, полей и лесов. Деревья в парках перестают стричь. Романтические мотивы становятся популярными.
Царское село. Екатерининский парк, пейзажная часть (рис.13). Екатерининский парк – один из первых русских пейзажных парков, он был создан на месте пустырей и огородов. Площадь парка 109,6 га. Его композиция формировалась в период становления теории построения пейзажных, так называемых, английских садов. Для изучения принципов композиции пейзажных парков Екатерина II направила в Англию архитекторов В.И. Неелова и его сына П.В. Неелова и пригласила английского садового мастера Иоганна Буша. Как и в английских парках, в основе композиции Екатерининского парка лежат обширные водные и луговые пространства свободных очертаний, большое количество архитектурных сооружений разных стилей, плавные линии прогулочных дорог. Искусственные насаждения в виде узких массивов подчёркивают мягкие очертания полян и лугов, создают задний план пейзажей, отделяют один ландшафт от другого. Всё внимание сосредоточивается на решении убранства полян и водоёмов, что требует детальной проработки каждой группы, чёткого размещения каждого, отдельно стоящего дерева – солитера, зелёных объёмов на островах. Стиль парка романтический. Выделяются 5 ландшафтных районов:
- регулярный сад;
- район Большого пруда;
- район Верхнего пруда;
- розовое поле;
- собственный сад.
Этапы строительства парка:
1 этап – 1760 – 1770гг., архитекторы А.Ринальди, В.Неелов, Ю.Фельтен;
2 этап – 1780 – 1790гг., архитекторы Ч.Камерон, Д.Кваренги, И.Неелов;
3 этап – 1810 – 1820гг., архитекторы Л.Руска, В.Стасов.
Автором «Собственного сада» является архитектор А.Видов. В парке создана сложная система прудов и протоков с насыпными холмами и лужайками, многочисленными архитектурными сооружениями в различных стилях: китайском: Большой и Малый капризы, Китайская беседка, Китайская деревня, театр; египетском (пирамида), классическом-героические Кагульский обелиск, Чесменская колонна, Башня-руина.
Центральное место композиции занимает Большой пруд, площадью 16,6 га и четыре острова на нем. Концертный остров имеет площадь 0,8 га Дикий – 6,2 га и два малых острова. По круговому маршруту вокруг водоема расположены основные видовые точки и архитектурные сооружения: грот, Палладиев мост, Чесменская колонна, адмиралтейство, Турецкая баня. Район Большого пруда делится на восемь ландшафтных участков:
- поляна у Камероновой галереи;
- поляна у террасы Руска;
- ясеневая поляна;
- водный лабиринт;
- участок у турецкой бани;
- адмиралтейство;
- участок у Дикого острова;
- участок у каменного (горбатова) моста.
Древесные группы размещены с учетом организации веерных перспектив. Начало строительства парка относится к 60-м годам, основные же работы проводились в 70-е и 80-е годы ХVIII века. На территории парка было устроено пейзажное Большое озеро, решена система Малых прудков, созданы обширные луговые пространства, организована великолепная композиция района Розового поля, построены сооружения классической, готической и китайской архитектуры, проведены свободные посадки деревьев и устроены пейзажные дорожки. Большой дворец был расположен на границе парка. Павильон Грот, выдвинутый в воды Большого озера, выделялся на фоне тёмной зелени. На вершине холма стоял павильон Катальной горки с двумя скатами вдоль Рамповой аллеи и третьим на острове. Значительную роль в 70-80-е годы играли сохранившиеся регулярные аллеи с рядовой обсадкой. Средневозрастные аллейные деревья значительно выделялись, возвышаясь над молодыми низкими куртинами новых пейзажных посадок. Характерно, что в это время многие пейзажные дорожки оформлялись также рядовой посадкой деревьев с одной или с обеих сторон. Первый план пейзажного парка был выполнен В.И. Нееловым, работавшим в Царском селе с 1744 г. до смерти в 1782 г.. Вместе с ним работали его сыновья архитекторы Илья и Пётр Нееловы, а также садовый мастер Трифон Ильин. С 1771 г. Бушу были поручены все работы по строительству парка, которые он вёл до своей смерти в 1795 г. Его сын Иосиф или Джезеф Буш продолжили проведение этих работ до 1809 г. План Буша с чётким делением на ландшафтные районы, с прекрасно нарисованными линиями берегов, дорожной сети и мастерским размещением зелени выражает основную идею создания пейзажного парка. Осуществление плана началось с придания регулярному Большому озеру свободных очертаний. Работы по прочистке и выстилке дна и берегов булыжным мощением и изменению береговой линии велись в течение трех лет с 1773 г.
В результате, был устроен большой полуостров с возвышенностью в центре и два плоских мыска. Был увеличен центральный Большой остров и ему придана мягкая овальная форма, заново насыпаны Дикий или пустой остров овальной формы, Каменный остров круглой формы, выложенный в три ряда спиралью туфом и гранитом, между которыми посажены ели, и насыпан остров у Большой плотины. Значительные изменения произошли после строительства комплекса Ч. Камероном в 1780–1795 гг., разработки Катальной горки и ландшафтной обработки всего северного берега между Рамповой аллеей и большим озером.
С Камероновой галереи открывались прекрасные виды, о которых можно судить по картинам художников ХIХ века. Кроме Камероновой галереи в период с 70-х годов ХVII – начала ХIХ веков, в парке было построено большое количество сооружений разных стилей, что было типичным для романтических парков времени их расцвета. В.И.Нееловым были построены: Адмиралтейство в формах голландской готики, Мраморный мост по проекту итальянского архитектора эпохи Возрождения А.Палладио, Большой и Малый капризы, Китайская или скрипучая беседка по проекту Ю.Фельтена, ансамбль сооружений в китайском вкусе в Александровском парке, частично просматриваемый из Екатерининского парка. Кроме этого были построены в формах классической архитектуры: Павильон на острове и концертный зал (архитектор Д. Кваренги), Орловские или Гатчинские ворота (А.Ринальди), на месте разобранной в1792–1795 годах Катальной горки – Терраса Руска и гранитная пристань (Л.Руска). Также были созданы сооружения романтического и сентиментального характера: Кухня-руина (Д.Кваренги), Пирамида-памятник любимым собачкам Екатерины II (Ч.Камерон), Готические ворота и Башня-руина (Ю.Фельтен), памятник Ланскому – одному из фаворитов Екатерины II (предположительно А.Ринальди). К этому же периоду относится целая коллекция так называемых памятников Славы, то есть памятников, поставленных в честь побед русского оружия в войнах с Турцией. В честь побед в войне 1768–1769 годов были построены сооружения: Башня-руина, на замковом камне которой была высечена надпись «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен в 1768 году». Кагульский обелиск, Морейская и Чесменская колонны. В 50-е годы XIX века в честь победы в войне 1928-1829 годов на небольшом полуострове была построена Турецкая баня в формах мавританской архитектуры (И. Монигетти). Большое количество архитектурных сооружений, различных по стилю, размерам и назначению, не производят впечатления перенасыщенности и беспокойства, благодаря умелому размещению их в композиции парка. В зависимости от постановки, архитектурные сооружения имеют различные зоны влияния. Самые большие зоны влияния у сооружений, размещаемых на открытых пространствах лугов и Большого озера. Камеронова галерея, Грот, Адмиралтейство, Турецкая баня, Мраморный мост и Чесменская колонна имеют широкие круговые зоны влияния. При движении по маршрутам памятники рассматриваются с разных точек под разными углами, то скрываясь за кулисами зелени, то появляясь вновь. Грот и Турецкая баня выдвинуты в воды озера с таким расчетом, чтобы достичь наибольшего эффекта при отражении их в воде. Оба павильона поставлены на противоположных концах озера, замыкая его самые дальние перспективы. Такие памятники, как концертный зал, Китайская беседка, Пирамида, Башня-руина, мостики и плотинки, расположенные в ландшафте с более мелким членением пространства, имеют узкие и длинные зоны влияния. Перспективы на эти сооружения открываются с одной или двух точек. И, наконец, некоторые сооружения так поставлены в пейзаже, что практически не влияют на окружение. К ним можно отнести Кухню-руину и Павильон на острове. Их нужно рассматривать, находясь в непосредственной близости.
Земляные насыпи играли существенную роль в общей композиции. При переделке Каскадных прудов в пейзажные, была насыпана Трифонова горка, затем был устроен насыпной пандус к Башне-руине. Они расположены на юго-восточной границе парка и изолируют его от транспортной улицы и города. Благодаря этому посетители парка не ощущают близости городской застройки. Недалеко от Турецкой бани было устроено искусственное возвышение, носящее название Сахарной горки. В северо-восточной части парка были сделаны искусственные насыпи Большого и Малого Капризов. Таким образом, композиция парка оказалась замкнутой, ни одна перспектива не выходила за его пределы. Это является особенностью Екатерининского парка и представляет принципиальное отличие его от английских прототипов, для которых было характерно слияние композиции, построенной человеком, с окружающим природным ландшафтом.
Основным определяющим элементом пейзажей Екатерининского парка являются водные пространства. Царское село расположено на возвышенности, поэтому снабжение царско-сельских парков проточной водой в ХVIII веке являлось сложной проблемой, т.к. естественных источников на территории парка не имелось. В 40-х годах ХVIII века велись усиленные поиски источников для питания прудов. Ключи удалось найти в шести верстах от Царского села близь деревни Виттолово. Был прорыт Виттоловский канал. Кроме того, в течение 15 лет сооружался новый самотечный водовод от Таицких ключей. Работами по сооружению 16-километрового водовода руководили гидравлик Бауэр и инженер Поздеев. Водовод был закончен в 1787 году и являлся интереснейшим гидротехническим сооружением не только в России, но и во всей Европе. Все водоемы сосредоточены на сравнительно небольшой территории парка, необычайно разнообразны по форме, величине и месторасположению. Они являются формообразующим элементом трех ландшафтных районов – Большого озера, нижних каскадных прудов и Малых прудков. Особую роль в восприятии водных пространств играет чистота и проточность воды, состояние берегов и островов. Завершением работ по созданию романтической композиции пейзажного парка следует считать 20-е годы ХIХ века. Перед Камероновой галереей в начале XIX века был создан один из лучших ландшафтов Большого озера, где старые регулярные аллеи были заменены открытыми луговыми пространствами с единичными солитерными группами и пейзажными дорожками вдоль берега озера. К этому времени разрослись и увеличились в объёме ранее посаженные куртины и отдельные деревья, а старые регулярные посадки стали частично убирать, частично они включались в существующие, более молодые, массивы. Новые массовые посадки деревьев и кустарников 1810–1816 годов, значительно обогатили пейзажные композиции парка и придали ему законченный художественный образ. Рамповая (наклонная) аллея протяжённостью 550 метров, проходит по гребню холма. Она возникла в ХVIII веке как оформление скатов Катальной горки, обсаженной берёзами. После сноса Горки её переделали в аллею с трёхрядной посадкой дубов в части, идущей от пандуса Камероновой галереи и четырёхрядной в более удалённой половине. Аллея, являясь основной прогулочной магистралью парка, в то же время, играет важную роль в композиции района, образуя идеальную отвесную стену.
Интересно поставлена Чесменская колонна, вырастающая прямо из воды недалеко от Большого острова. Это место было выбрано потому, что её относительно небольшой размер мог потеряться в обширном водном пространстве, в то время как на сокращённой перспективе, на фоне компактного объёма острова, колонна производит впечатление монументального произведения. Совершенно другой приём использован при строительстве Павильона на Большом острове. Здание со всех сторон закрыто деревьями, то есть оно изолировано от окружающего ландшафта. Это объясняется тем, что Большой остров играет роль компактной группы-фона, который не должен привлекать внимание своими деталями.
Северо-западный берег представляет собой огромное открытое пространство, протянувшееся вдоль Рамповой аллеи от Пудостского моста до Камероновой галереи. В светлом, панорамном построении ландшафта открывающиеся перспективы переходят от длинных к коротким, от панорамных к вистовым. По сравнению с северо-западным освещённым берегом озера, ландшафты тёмного юго-восточного берега решаются контрастно и представляют собой отвесные стены древесных насаждений, близко подступающие к береговым откосам. По всем берегам одновременно были посажены солитеры серебристой ивы и хвойные, с тем, чтобы не наблюдалось разницы в развитии этих деревьев. Серебристые ивы своей формой и цветом акцентируют исторические сооружения и одновременно, будучи расположенными по длинной оси озера, углубляют перспективы. Хвойные солитеры значительно обогащают прибрежные пейзажи. Архитектурные сооружения композиционно объединены с береговыми пейзажами Большого озера. Их умелая постановка даёт возможность при движении вдоль берега озера всегда видеть в кадре не более двух, причём одно из сооружений является акцентом. Такие павильоны как Грот, Турецкая баня и Адмиралтейство размещены на берегу у самой воды с таким расчётом, чтобы использовать эффект их отражения. На примере постановки Грота можно продемонстрировать, как архитектурное сооружение вписывается в пейзажи парка с разных видовых точек.
Первые попытки создания в 60-е годы ХVIII века сада в “английском вкусе” проводились в Екатерининском парке. На низком участке бывшей оранжереи создавались системы прудков и канальцев, получившие название Верхние малые прудки. Здесь, же устраивались многочисленные островки с протоками, названные впоследствии Лебяжьими или Нижними малыми прудками.
Ландшафтный район Малые прудки включает в себя территории Верхних малых прудков, канальцев и Нижних Лебяжьих прудков. Этот район, проходя с севера на юг, разрезает территорию Екатерининского парка, контрастируя по масштабу с монументальными пейзажами Большого озера, Кагульского обелиска и Розового поля. Объёмно-пространственная композиция данного района задумана как микроландшафт, интимный пейзаж. Прообразом такого решения послужили пейзажи на английских гравюрах с извивающейся рекой и малыми архитектурными сооружениями. Первоначальная планировка района принадлежала Неелову, до его поездки в Англию. План 1774 года фиксирует эту планировку, но на плане нет ещё чётко продуманной идеи размещения зелёных насаждений. На плане Буша уже появляется стройная, логически связанная система объёмно-пространственного решения пейзажей. План 1816 года подтверждает, что основная идея гравированного плана была выполнена в натуре, хотя несколько увеличились объёмы зелени, возникли новые солитеры, появились дополнительные дорожные связи. Основной композицией района являются водные устройства – прудки, протоки, канальцы, а также извивающаяся береговая линия, острова и полуострова. Плотинки создают дополнительный эффект вечно журчащей, переливающейся воды. Дорожная сеть повторяет конфигурацию берегов и представляет собой замкнутую прогулочную систему. С различных точек открываются узкие перспективы, как правило, по длинной оси водной поверхности. Ширина протоков очень незначительна – от шести до семнадцати метров, оба берега воспринимаются сразу, поэтому очень важно их объёмное решение. Архитектурным сооружениям в этом районе отведена одна из главных ролей. Мосты и плотинки, как плоские, так и украшенные причудливыми сооружениями, имеют важное значение. В некоторых случаях они представляют место, с которого открываются лучшие перспективы, в других случаях сами их замыкают. Однако к основным архитектурным сооружениям нужно отнести Концертный зал и Китайскую или скрипучую беседку. Концертный зал – павильон строгих и лаконичных форм, одно из лучших произведений Кваренги, построен в 80-е годы ХVIII века. Зона его влияния велика. Сам павильон, по примеру английских парков, должен был стоять среди зелёной лужайки без каких-либо дорожек, как это изображено на плане Буша. Все мостики, как правило, были подчёркнуты контрастными солитерами или группами деревьев, например, мостик, ведущий к Концертному залу, был оформлен посадкой, с одной стороны, горной сосны, с другой, ивы серебристой. Важную роль играет ель у Мраморного мостика.
Все деревья и кустарники, как правило, относятся от уреза воды за террасы дорожек, лишь единичные солитеры и отдельные группы, не мешающие перспективе, располагаются у воды. Освещённый берег решён более пластично с выступами и западами, создающими кулисы светлой зелени. Тёмный, неосвещённый берег решается плавной ровной линией и подчёркнут тёмными хвойными породами. Острова воспринимаются в некоторых случаях как компактные группы, при этом деревья значительно отодвинуты от воды, а на берегах вообще отсутствуют. По такому принципу были решены Лебяжьи острова, возникшие в 1770 году. В 1774–1775 годах было создано семь островов, называвшихся по преобладающей на них породе: Еловый, Сосновый, Кедровый, Пихтовый, Каштановый, Дубовый и смешанных пород. При этом были углублены протоки и сделана отмостка из булыжного камня. На планах Неелова и Буша площадь каждого острова полностью занята деревьями, то же повторяется и на планах XIX века. Водное пространство между островами распределяется в виде восьмиметровых протоков. От Мраморного мостика вокруг пруда идёт кольцевой маршрут (рис.13).
Ансамбль Царицыно. С 1775 г. Царицыно – подмосковная царская резиденция. Ансамбль спроектирован и выполнен в 1776 – 1786 г.г. в псевдоготическом стиле Баженовым. Романтический парк расположен в живописном месте с оврагами и прудами. Сооружения из кирпича с белокаменными элементами декорации поражают разнообразием планов и богатством украшений. Основные сооружения: Хлебный дом, с внутренним двором, прямоугольный Первый кавалерский корпус, восьмигранный Второй кавалерский корпус. Третий корпус имеет в плане многоугольник со срезанными сзади углами и ротондой, Оперный дом – длинное прямоугольное здание. Торцовые стороны его завершены стилизованными орлами. Очень красивы каменные мосты Царицына. Фигурный мост скомпонован из четырех башен с зубцами проездной арки. Готический мост покоится на трех арках, стрельчатой в центральной части и полуциркульными по краям. В парке установлены виноградные ворота. Дворец перестроен в 1788 г. Казаковым на основании, заложенном Баженовым. Он состоит из двух квадратов с восьмигранными башнями на углах и центрального корпуса между ними. Некоторые из парковых павильонов созданы Казаковым в классическом стиле: (павильон «Миловида»), другие – беседка «Храм Цереры» (ионическая ротонда), и мостики в парке Баженовым (рис.21).
Кузьминки. В XVII в. принадлежали Строгановым, а в середине XVIII в. перешли к Голицыным. Усадьба построена на берегу большого пруда, окруженного кольцом старинного парка. В ансамбле Кузьминки сочетались два планировочных начала: осевое, идущее от традиций XVIII в. и легшее в основу построения жилого комплекса усадьбы, и живописное, обусловленное новыми веяниями времен Екатерины II. Для посадки в парке покупали георгины, маргаритки, штамовые розы, луговую траву, шиповник, тополя. Кроме домашних животных парковый пейзаж оживляли лебеди, павлин и журавль. Из декоративных сооружений в парке много великолепных решеток, тумб, с протянутыми между ними цепями, садовой мебели, памятников, мостиков, львов, канделябр. При въезде в усадьбу установлены чугунные триумфальные ворота по проекту К. Росси 1832г.(рис.22).