Регулярные парки Англии, Германии, Австрии.
Регулярные сады Англии. На западе и севере Англии рельеф горный, на юго-востоке и центре –холмы и равнины. Климат умеренный, влажный, с туманами. Местные растения: кедр, липа, можжевельник. Первые сады в ХVI в. в итальянском стиле строились итальянцами и немцами. Доминировал итальянский принцип разбивки перекрестных аллей и устройство перспектив вдоль всего сада. Искусство садов в Англии развилось очень поздно. В Англии существовали большие родовые имения, а наиболее типичным был парк при поместье.
Различают пять периодов в развитии регулярного английского парка:
1. Геральдический – правление Генриха VIII, создаются первые большие придворные королевские парки, в которых символически выражались представления о власти династии Тюдоров, ее незыблемости и мощи. Благодаря применению в парковых орнаментах геральдических фигур и связанных с ними изобразительных мотивов.
2. Эмблематический – правление дочери Генриха VIII, Елизаветы I, последней представительницы династии Тюдоров. Геральдика в идеологии сада заменена на систему аллегорий, посвященных прославлению королевы. Рисунок партеров, отдельные цветы и элементы сада превращаются в эмблему, выражавшуюся какую-либо добродетель монархии. Поэтому стиль регулярных ансамблей эпохи Елизаветы обозначают как «эмблематический».
3. Маньеристический. При наследнике Елизаветы I, первом короле династии Стюартов Джемсе I, сад становится маньеристическим по содержанию и его композиция усложняется, он наполняется метафизическими сюжетными концепциями при усилении французского и итальянского влияния.
4. Эклектический (1620–1640 гг.),при правлении Карла I. Соединение в английских ансамблях стилей, характерных для различных периодов в развитии ренессансного и маньеристического сада в Италии и Франции.
Парк Хэмптон-Корт. В 1538 г. Генрих заказывает итальянскому художнику проект замка Нонесег (Несравненный) в стиле барокко. Архитекторы Г.Уайз и Лоудон – ученики Габриэля Молле. Автор здания – Кристофер Рен. Итальянский дух преломляется в парке через призму французского ренессанса с изобилием водоемов, фонтанов, буленгринов, топиарного искусства. В 1699 г. Большой луг был прорезан тремя лучевыми аллеями. Средняя часть обрамлена каналом. Кружевные партеры расположены уменьшающимися рядами в треугольнике, образованными дворцом и рекой Темзой. К востоку от дворца – огород и фруктовый сад.
Парк Чатсворт (1680–1685 гг.), характерны – обширность, крупномасшта-бность. Впоследствии был полностью переделан. Вторая половина века в Англии характеризуется проникновением барочных художественных идей в парко- вое искусство. В этот период британский регулярный сад из ренессансного преобразуется в барочный. На рубеже ХVII и ХVIII в.в. намечается еще одна трансформация регулярных ансамблей в сторону большего учета особенностей местности, требований агрономии и тяги к комфорту. На этом развитие регулярного сада в Англии прерывается появлением принципиально новой концепции подражания природе. В 1712 г. в Англии был переведен трактат Александра Леблона «Теория и практика садоводства». Книга имела большой успех в Европе. Дошла до Петра I и он пригласил А. Леблона в Россию. В книге подводился итог опыту создания регулярных ансамблей во Франции ХVII в, выражались идеи школы Андре Ленотра и чувствовались вкусы нового ХVIII столетия. В многочисленных рисунках композиции целых усадеб и отдельных партеров – сила и ясность геометрической структуры классического Версаля ХVII в. и прихотливая сложность очертания боскетов, бассейнов, клумб, принадлежавших рококо.
В 1718 г. Стефан Свитзер выпустил подробное руководство в двух томах с практическими данными и рекомендациями об устройстве регулярных парков, позволяющее разбивать на месте сложные геометрические фигуры. Его книга носит название «Иконография Рустика: или Утешение Дворянина, Джентльмена и Садовника». Усадьба английского джентльмена отождествлялась в представлениях начала ХVIII в с древнеримской виллой. Ее классичность была естественной, необходимой и полезной. Сведения из античных источников давали идеальный пример, годный для немедленного подражания. «Античное чувство» охватило эпоху, казалось естественным и в период господства регулярного стиля, когда здание и его окружение создавались в единой архитектонике. Эта архитектоника опиралась на классические ордерные пропорции и пережила смену парковых стилей. «Античное чувство» вошло в эмоциональный и идейный мир пейзажного парка как одна из главных черт его содержания.
Регулярные парки Германии. Парк Герренхаузен в Ганновере (1666 г.), автор Мартин Шарбонье, ученик Ленотра. Ось композиции – восток-запад. Парк двухчастный: первая часть – старый сад у дворца, вторая часть – новый парк, в плане напоминает «конверт» из боскетов с огромным фонтаном. Подъезд к полукруглому двору. К западу от дворца расположен партер, по сторонам – боскеты, обрамленные шпалерами из граба. Новая боскетная парковая часть построена по принципу диагональных аллей, сходящихся к круглым площадкам с фонтанами. В одном из боскетов старого сада имеется лабиринт, в другом – лучший в Европе воздушный театр.
Парк Нимфенбург в городе Мюнхене (1723 г.), архитекторы Эффенер и уче- ник Ленотра Доминик Жирар, который прославился как фонтанных дел мастер.
Парки Дрездена:
1. Большой сад ХVII в, архитектор Андре Ленотр.
2. Парк Цвингер, архитектор Поппельман.
3. Парк Гроссейдлиц, нач. ХVIII в., архитектор Поппельман, построен на сложном рельефе.
4. Парк Шарлотенбург в Берлине.
5. Парк Пильниц на р. Эльбе и другие.
Основные типы садов:
- городские дворцово-парковые ансамбли;
- городские сады;
- загородные дворцово-парковый комплексы.
Основные черты композиции регулярных парков Германии:
- стиль барокко;
- простая, выразительная композиция в пределах одноосевой системы;
- прямоугольный план;
- важнейшая часть композиции парка – водоем в виде партеров и каналов;
- здания-дворцы небольшие, по сравнению с парком;
- парковая скульптура и архитектура малых архитектурных форм, отличается сочной «рубенсовской» пластикой. Скульпторы Балтазар, Пермозер (в ансамбле Цвингер);
- связь с окружающей естественной природой, в парках не было визуальной изоляции от окружения.
Регулярные парки Австрии. Парк Шенбрунн в Вене, (1694 г.), автор Фишер фон Эрлах. Парк Бельведер в Вене, арх. Жирар, Характерны: террасы, цветочные ковры, каскады, виды на город Вену.
Общие черты регулярного стиля парков Европы:
- парки и сады составляют единое целое с дворцом и другими парковыми сооружениями;
- торжественность;
- преобладание продольной оси, закрепленной доминантой-дворцом, и подчинение ей всей композиции парка;
- обширные партеры у сооружений;
- вода в каналах партеров как зеркало;
- растения – местные в виде боскетов. Индивидуальные качества дерева скрыты;
- топиарное искусство;
- трельяжное искусство – арки, шпалеры, берсо, ограды;
- многорядная парковая аллея, раскрытая на естественные ландшафты;
- зеленые «воздушные» театры.
Влияние барочных садов Европы на Россию было огромным. Санкт-Петербург был заложен через три года после смерти А.Ленотра. Петр I воспринял эстетику открытых пространств с аллеями, водными зеркалами и стенами боскетов и внедрил при строительстве Санкт-Петербурга.
1.3.4. Сады России допетровского времени (ХVI в.)
Москва – боярские усадьбы и дворцовые села: Коломенское, Красное, Александрова слобода, Борисов городок. До сер. ХVII в. они носили утилитарный характер. Наблюдается постепенное усиление декоративных функций, в том числе и разведение цветов. Многие цветы привозили из заморских стран: «бархаты алые» - махровые розы из Персии, тюльпаны из Европы. Обязательная принадлежность сада - искусственные рощи из кедра, березы, дуба, сосны.
Наиболее интересны Кремлевские сады, Висячие, Красные или Верховые сады – построенные на сводах хозяйственных построек, на уровне 2 этажа. Верхний и Нижний сады (1681г.). Верхний – 9х40 саженей, водоем 4х5 саженей. Сад обнесен каменной оградой с окнами по углам, беседки-чердаки, ярко расписанные и украшенные резьбой. Гидроизолирующий слой: свинцовые листы, бревенчатый законопаченный помост с водосливом, поверх береста, а затем слой растительной земли. Нижний – 24х14 саженей. В центре пруд, на стенах перспективное письмо – обманки. Сады насыщались «Потешными сооружениями». В парках строили беседки-чердаки, терема, шатры, галереи-гульбища, скамьи-сиделки, троны-кресла, богато расписанные и украшенные резьбой, обманные перспективы-обманки.
Сад у потешных палат в Измайлове ХVII в. Ряд модульных квадратов, в больших – плодовые деревья, в маленьких – цветы. Центральный квадрат –лабиринт Вавилон, в центре источник (ключ) – влияние итальянского барокко (рис.10).
В целом для русских садов ХVII в. характерно:
- сочетание утилитарных и эстетических функций;
- наличие регулярных элементов и их свободное размещение в плане;
- свободное расположение планировочных частей сада с учетом природных условий;
- создание для отдыха рощ из деревьев одной породы березы, дуба, сосны, кедра;
- устройство верховых садов в кремлевских и монастырских комплексах;
- птичники, менажерии (павильоны для содержания животных).
1.3.5.Садово-парковое искусство России ХVIII в. Регулярные дворцово-парковые комплексы: Летний сад, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское село
ХVIII в. в России – эпоха Петра I, влияние Европы, привлечение иностранных мастеров. В 1703 г Москве, в немецкой слободе, создаются дворцово-парковые комплексы Лефорта и Головина. Они были расположены на противоположных берегах р. Яузы и визуально связаны между собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры.
Особенности русских регулярных парков:
- целостность композиции архитектурного ансамбля, парка и отдельных лесопарковых территорий;
- каждый элемент плана становится частью общей целостной композиции;
- выявление главной продольной оси, уходящей от главной архитектурной доминанты дворца в бесконечность, развитие композиции в вдоль нее;
- наличие второстепенных осей;
- усиление главной оси трехлучием;
- план парка расчленен взаимно перпендикулярными аллеями, иногда диагональными. Размещение акцентов на пересечение дорожек в виде скульптур, фонтанов, беседок;
- выравнивание территории, формирование террас с лестницами, пандусами, балюстрадой;
- открытие перспектив, завершаемых фонтанами, скульптурами с включением внешних видов;
- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка;
- преобладание открытых пространств, наполненных светом и теплом, в виде партеров, подчеркивающих архитектуру сооружения;
- геометрический характер приобретает живая природа: растения стригутся, деревья и кустарники образуют шпалеры, земные стены боскетов;
- шпалеры и боскеты предавали монументальность садам. Некоторые шпалеры имели фигурные окна, входные проемы;
- прогулочные периферийные аллеи ограничивают трельяжами, получившими в России название «огибных дорог»;
- регулярный сад становится продолжением самого дворца, многие элементы сада получают название внутренних помещений: интимные замкнутые пространства внутри боскетов – «кабинеты», вытянутые плоскости газонов – зеленые «ковры», цветники со сложным фигурным узором – «вышивка» (бродери);
- в боскетах высаживали плодовые деревья, ягодные кустарники, устраивали грядки с овощными культурами и пасеки;
- вода использовалась в искусственных формах – фонтаны, каскады, пруды-зеркала. Водные каналы имели не только декоративное значение, но и служили путями подъезда с моря и реки;
- декоративные водоемы использовались для разведения рыб;
- в садах устраивались павильоны для содержания животных и птиц;
- получили широкое распространение открытые зеленые театры;
- в садах и парках преобладали местные виды растений.
Летний сад (1704–1824 гг.). Летняя резиденция Петра I, площадь 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг), Лебяжья канавка (запад), река Фонтанка (восток). В первой трети ХVIII в. существовали четыре Летних сада: 1-й и 2-й, в границах существующего в настоящее время сада (11,2 га), 3-й –Михайловский сад (10 га) и Большой луг (ныне Марсово поле, 9 га), 4-й – Итальянский сад (11 га, не сохранился). Планировка 1-го и 2-го сада осуществлялась по чертежу Петра I. Система боскетов (липовый, дубовый, еловый). По узким дорожкам устроены берсо, обсаженные липами. На пересечении аллей установлены 50 фонтанов. Четыре центральных боскета украшены фонтанами, скульптурой, вольерами для птиц и зверей, водоемом с беседкой и островком. У реки Фонтанки – грот. В 1736 г. в саду было около 200 скульптур венецианских скульпторов. Это были коллекции портретов и тематические серии на аллегорические и мифологические темы. Растения привозились из разных мест: липы из Новгорода и Воронежа, Киева и Голландии, каштаны - из Гамбурга, сирень - из Любека, кедры и пихты - из Соликамска, тюльпаны - из Голландии, лилии - из Нарвы, ароматные цветы - из Измайлова. Целостность, масштабное соподчинение частей. Планировка сада является переходной (отсутствие главной планировочной оси), но имеет уже вполне европейский характер (рис. 11).
На южном берегу Финского залива построена дорога Петербург – Кронштадт. Вдоль нее по распоряжению Петра I созданы выдающиеся садово-парковые ансамбли Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум. В их композиционном решении прослеживается ряд общих черт:
- использование верхней террасы для строительства дворца;
- устройство подъездного канала и партеров;
- завершение перспектив павильонами, скульптурой или видом на Финский залив;
- применение местных пород деревьев и кустарников.
Петергоф (1714–1754 гг.) состоит из двух частей: Верхний сад – 15 га и Нижний сад – 102 га. Дворцово-парковый ансамбль Петергоф начинает строиться еще в 1709 г. Но широкое строительство развертывается в 1711 – 1714 гг. Строятся Верхние палаты, дворец Монплезир (архитектор И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти), каналы Верхнего и Нижнего сада. Петергоф занимает территорию 800 га, включая дворцовый парк, состоящий из Верхнего сада площадью 15 га и Нижнего сада площадью 102,5 га., парка Александрия, Английского парка, Колонистского и Лугового.
Основу композиции составляют Верхний сад перед Большим дворцом, представляющий собой крупный барочный партер с бассейнами и небольшими фонтанами, и Нижний сад, лежащий по другую сторону дворца, на нижней террасе, выходящей к морю. Первая лучевая композиция это: Верхние палаты – р. Нева; Верхние палаты – Эрмитаж; Верхние палаты – ансамбль Монплезир с садом и шутейными фонтанами. Вторая лучевая композиция: Монплезир – ансамбль Марли; Монплезир – Римские фонтаны; Монплезир – фонтан «Шахматная гора». Третья лучевая композиция: Марли – ансамбль Монплезир;
Марлинская аллея или «Хребтовый проспект»; Марли – фонтан «Шахматная гора». Нижний сад наполнен фонтанами. Все они работают от естественного напора воды, подаваемой по каналам с расстояний до 22 км. Центральное место среди них занимает «Большой Самсон» – монумент в честь победы над шведами под Полтавой. Фонтаны бесконечно разнообразны и многочисленны. Они являют славу Петродворца и его душу. Верхний сад, созданный по наброскам Петра I в 1713 – 1724 гг. И. Ф. Браунштейном, А. Борисовым, Ж. Б. Леблоном, Л. Гарнихфе- льтом, украшается бронзовыми скульптурами, а в 1747 – 1754 гг. завершен архи-
тектурной доминантой – Большим дворцом, т.е. перестроенными и расширен- ными Верхними палатами по проекту архитектора В. В. Растрелли (рис.12).
Стрельна. Ансамбль расположен в 20 км от от Санкт-Петербурга. Общая площадь – 140 га, в том числе площадь регулярного сада 40 га. Участок выбрал Петр I. Первый чертеж был сделан им же. В дальнейшем проектировании и строительстве участие приняли Б. Растрелли, Ж. Леблон, С. Чиприани, Н. Микетти и др. С 1717 г. работы велись по проекту Леблона. Между каналами проектировались боскеты, фонтаны, парковые сооружения, а на центральном канале по оси дворца предусматривался «Замок воды» (искусственный холм с павильоном на вершине). Концентрация в одном месте дворца, террасы и каскада отвечала требованиям Петра, стремившегося достигнуть большей выразительности. Дворец с гротом и каскадом был заложен в 1720 г. Ансамбль Стрельна был задуман как главная парадная резиденция, которая своей грандиозностью, пышностью и идейной трактовкой должна была подчеркнуть мощь Российской империи как великой морской державы. Стрельна – это единственный в своем роде «водный сад». От дворца к морю ведут три зеркальные оси каналов.
Ораниенбаум. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум расположен в г. Ломоносове в 41км от Санкт-Петербурга. Общая площадь парка около 170 га. Местность была пожалована Петром I А.Д. Меньшикову. Одним из создателей был Х. Гарц, работавший в Ораниенбауме с 1709 по 1728 г. В саду были 3 фонтана, 39 деревянных и 4 золочено-свинцовых скульптуры. В 40-е годы комплекс принадлежал Екатерине II. Строительными работами руководил Б.Растрелли, а с 1756 г. главным архитектором великокняжеского двора стал А. Ринальди. В композиции парка прослеживается влияние зарождающегося пейзажного направления. Появление сооружений «в китайском духе», таких, как Китайский домик, также характерный прием для ранних пейзажных парков до 1792 г. Измельченная планировка, изощренность композиций, сочетание регулярных и пейзажных боскетов, отсутствие композиционной взаимосвязи между узловыми ансамблями парка свидетельствуют о том, что регулярное стилевое направление уже исчерпало свои возможности, а пейзажное еще не сформировалось. Считается, что Антонио Ринальди пытался примирить оба стиля, не отдавая предпочтения ни одному из них.
Царское село (г. Пушкин) Екатерининский и Александровский парки (1710–1750 гг.). Парк строился полтора столетия, в четыре периода, два периода –регулярные (1720–1740 гг. и 1740–1750 гг.). Екатерининский парк – Летняя резиденция Екатерины I. В период 1718–1723 гг. – Браунштейн и Ферстер строят каменные палаты, 1716–1726гг. – садовник Ян Роозен разбивает сад. Покатый склон превращен в систему плоских террас. На первой террасе – цветники, окруженные кленовым шпалерником и боскетами по сторонам, на второй террасе – огибные дороги с трельяжными беседками, на третьей - два одинаковых прямоугольных водоема. Нижний сад – три радиально расходящиеся аллеи, соединенные дуговой дорогой. Боскеты засажены плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, вместо газона в партерах посажена земляника. Характерно:
-измельченность плана;
-узкие дорожки;
-каналы и маленькие мостики над ними;
-растения местной флоры.
Второй этап - 1757 г., архитектор Барталомео Растрелли завершает перестройку дворца и создает парадный партер в стиле барокко. Новый сад состоит из четырех боскетов размерами 200х200 м каждый, окруженных крестовым каналом. Боскет Грибок с 37 павильонами, боскет Театр, боскет Карусель с искусственными прудами, боскет гора Парнас. Внутренняя композиция боскетов решена в пейзажном стиле. Ось дворца закрепляется центром пятого боскета Зверинца с павильоном Мон-Бижу. В дикой роще старого сада устанавливается Эрмитаж, в стиле бароко (рис.13).
1.3.6.Усадебные парки Москвы: Кусково, Архангельское
Своеобразный русский тип декоративного парка, формирование которого началось в Москве в конце ХVII в., сложился полностью к середине ХVIII в. Наиболее интересны усадьбы Кусково и Архангельское.
Кусково – родовое поместье графов Шереметьевых. Расположено в 10 км от центра Москвы. В 1743 г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось почти 30 лет. К 60-м годам ансамбль включал дворец, регулярный парк, лабиринт и зверинец с лучевой системой аллей. Большой пруд с каналом и зверинец были созданы на основе естественного лесного массива. Площадь регулярного сада составляет 31 га (рис.14). Авторами парка были крепостные крестьяне графов Шереметьевых Аргунов и Миронов. Композиционный центр ансамбля – дворец, называемый Большой дом (1777 г.) выстроен в стиле классицизма. Он стоит на берегу пруда с искусственным островом, архитекторы – Ухтомский, Чевакинский, Кологривов. Парк окружен с 3-х сторон земляным валом и каналом. Форма парка близка к квадрату, и его пространство имеет трехчастное членение. Центральная часть парка – партер шириной 50 м, замыкаемый дворцом и зданием большой каменной оранжереи (1761–1762 гг). Две другие части представлены массивами боскетов. По сторонам дворца созданы миниатюрные, но композиционно завершенные ансамбли с водоемами, скульптурами, цветниками, садовыми устройствами.
Архангельское. Строительство парка развернулось при Голицине в 80-90-х гг. XVII в., в период расцвета классицизма в архитектуре и соответствующего ему пейзажного стилевого направления в садово-парковом искусстве. Общая площадь ансамбля составляет 14 га. В Архангельском все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, а парк имеет регулярную планировку. В композиции прослеживается трехчасное членение с открытым пространством в центре и боскетами по сторонам. Решение открытых пространств и их связь с окружающим ландшафтом сообщает парку индивидуальный характер. От южного фасада дворца парк тремя террасами спускается к обрыву Москвы-реки. Террасы оформлены подпорными стенами, лестницами, балюстрадой, скульптурой, вазами (автор архитектор Тромадо). На верхней террасе газон обрамлен рядами лиственницы европейской, как бы продолжающей дворцовую колоннаду парадного двора. По центру идет узкая дорожка. Она заканчивается лестницей, ведущей на площадку второй террасы. На газоны установлены мраморные фигуры Аполлона и Артемиды. Более интимный характер этой части парка придается благодаря свободно растущим деревьям, подступающим к террасам, газоны воспринимаются как зеленые лужайки. Отсюда открывается вид на центральный партер (расположенный на нижнем уровне), обрамленный стенами липовых шпалер. В боскетах парка были возведены павильоны Библиотека и Каприз. В 1810 г. усадьбу приобрел Юсупов. В 1812 г. усадьба была разрушена, в ее перестройке участие принимали архитекторы О. Бове, Е. Тюрин, С. Мельников, В. Дрегалов. В парке было установлено около 100 скульптур. Вокруг регулярной части парка созданы участки с пейзажной планировкой – Горятинская и Аполлонова рощи. Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков (рис.15).
Общие принципы русского регулярного паркостроения:
- развитие ансамбля вдоль продольной оси с доминированием главного здания и подчинением ему других сооружений;
- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка;
- развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружения;
- блестящее использование рельефа, воды, растительности, связь с природным окружением;
- преобладание в ассортименте растений местных видов;
- широкое распространение открытых воздушных зеленых театров;
- дороги в виде аллей, берсо, в оформлении шпалерами;
- завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;
- развитие традиционно русских приемов – висячих садов, птичников (менажерий, вольеров), зверинцев, включение плодовых древесных растений в боскеты, применение рощ в виде боскетов.