Садово-парковое искусство эпохи Средневековья в странах Европы

В эпоху Средневековья сложились следующие типы садов:

1. Сады при монастырях. Служили для выращивания лекарственных и декоративных растений. Планировка сада простая, геометрическая. Две взаимно пересекающиеся дорожки делят сад на четыре части. На пересечении дорожек высаживается куст роз или устанавливается крест.

2. Сады при замках. Обычно – небольшие по размерам, замкнутые по композиции, регулярные по стилю. В саду выращивались цветы, имелся небольшой водоем (источник, колодец, бассейн или фонтан) и дерновая скамья.

3. Сад-лабиринт. Сложный узор дорожек, разделенный стриженой живой изгородью. Первоначально повторял рисунок пола в храме, в дальнейшем самостоятельный. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках (Летний сад, Павловский парк в России)

4. Ботанические сады. Первые ботанические сады связаны с появлением первых университетов: в Париже, Праге, Венеции, Оксфорде в позднем Средневековье.

Сады арабов в Испании

В VIII веке н. э. в Гранаду бежали мусульмане из разных мест с оставшимися у них сокровищами, где развивали арабские традиции в поэзии, искусстве и архитектуре.

Арабы обосновывались в Испании и в течение 7 веков, создали мощную гидротехническую систему. Они использовали таяние снегов на горных вершинах. В основе сада – небольшой дворик 200–1200 кв. м., атриумно-перистильного типа, называемый патио. Пример-комплекс патио в сложной структуре дворца резиденции халифов Альгамбра и Генералиф в Гранаде – столице эмиратов.

Альгамбра. Размеры ансамбля 650х200 м. Ансамбль состоит из нескольких патио. Патио Мирт имеет размеры 47х33м, в центре расположен бассейн (7 х 45м), обрамленный рядами стриженого мирта. Площадь патио 1550 кв. м., эффект зеркала, заключенного в рамку из камня и кустарника. Патио Львов (28 х 19м) окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно пересекающимися каналами. В центре фонтан из ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами. 4 кипариса по углам и фонтан вписаны в сложный орнамент покрытия. Патио Королевы, в центре фонтан и кипарисы по углам, сложный орнамент, в рисунок строго вплетены бассейн и места посадки кипарисов. Сад предназначен для одного человека, и им пользовались как жилой комнатой. Использование естественного освещения, все залы группируются вокруг патио.

Генералиф - высокий сад, летняя резиденция халифов, расположен выше Альгамбры на 100 м. Генералиф - комплекс изолированных садов – патио на 8 террасах, каждая терраса не зависима от другой. Наиболее известным является патио с каналом. Центром композиции патио является длинный сорокаметровый канал, украшенный рядами фонтанов. Тонкие струйки образуют арочную аллею над водой. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники (рис.5).

Для садов, выполненных в испано-мавританском стиле, характерны:

- простота планировки;

- индивидуальность в деталях;

- разветвленный центр композиции, как правило, бассейн;

- вход в патио сбоку, (в патио попадают через маленький проем, расположенный в углу обходной галереи);

- устройство видовых точек оформленными аркадами;

- вода – основной мотив сада (канал, бассейн, источник, в перилах лестниц, узкой полоской, обширным зеркалом, фонтанной струей);

- стремление показать ценность каждой капли;

- демонстрация индивидуальных достоинств каждого отдельно взятого растения;

- деревья, кустарники и цветы не стриглись;

- в горшках выращивались и выставлялись в сад крупные цветущие растения (излюбленные виды растений эвкалипт, магнолия, кипарис, апельсин, мандарин, миндаль, олеандр, розы);

- газон заменился декоративным мощением;

- сдержанность цветовой гаммы стен, яркость цветов и покрытий;

- цветная майолика используется в подпорных стенах и скамьях (основной цвет голубой, желтый, зеленый);

- в патио широко использовались дополнительные украшения: драгоценные металлы, камни, птицы с пестрым оперением, богатые малые формы (скульптура, фонтаны, скамьи), вместо воды в каналы иногда наливались олово или ртуть;

- патио предназначены для определенного времени пребывания (дневные, ночные);

- патио-место отдыха, созерцания, интимный сад-интерьер;

- патио не связаны друг с другом композиционной осью и раскрываются по мере движения.

Садово-парковое искусство эпохи Возрождения и барокко

Наши рекомендации