Садово-парковое искусство Античной Греции
В мифологии Греции искусство создания садов было связано. С шумом дубовых рощ ассоциировались предсказания будущего. Считалось, что листья дуба наделены могуществом вещего слова, роза возникла из пены вместе с богиней Афродитой, белая лилия родилась из капли молока матери богов Геры. Эмблемой города Афины считалась фиалка - символ смерти и оживающей весной вечной природы.
Для прогулок использовались холмы, покрытые рощами. Рощи насаждались из одного вида деревьев: кедра или оливы. В центре рощи располагался источник. Из тополей и ильмов создавали тенистые променады (прогулочные аллеи). Известен случай, когда на палубе корабля был создан сад (корабль Гиеорона). Города украшали садами и парками. Для украшения городов использовали липу, самшит, плющ. Озеленялась афинская агора. В период военных походов Александра Македонского велась работа по акклиматизации растений, привезенных в Грецию из побежденных стран.
Типы озелененных пространств, характерных для Античной Греции:
1. Плодовый сад загородного типа (частновладельческий утилитарный сад). |
2. Священные мемориальные рощи вокруг храмов, посвященные герою- «герооны». 3. Небольшие общественные садики, посвященные Адонису. |
4. Философские сады - школы, например, парк Академии в Афинах, где |
собиралась школа Платона в IV веке до н. э. 5. Озеленение общественных территорий (улиц, агор, в том числе Акрополя в Афинах и т.п.). 6. Некрополи. 7. Придомовые сады. 8. Сады – «гимнасии», в виде террасс бассейнами для плавания, со стадионами, портиками, прообразы будущих спортивных парков. |
Новые элементы в композиции сада по сравнению с садами Древнего Египта:
- более свободная композиция, декоративность, обилие украшений, витые лестницы;
- более разнообразный ассортимент растений, применяемых для озеленения – дуб (вечнозеленый), сосны, кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт;
- значительное разнообразие в типах садов;
- ордерная система и пропорционирования – основа постоения композиции.
Садово-парковое искусство Древнего Рима
На Аппенинском полуострове естественно произрастают различные виды деревьев: несколько видов сосен, дубов, кипарисы, платаны, земляничные деревья, тополя, каштаны, гранаты, маслины, плодовые. Распространены также древесно-кустарниковые растения, хорошо поддающиеся стрижке (буксус, лавр, мирт). Разнообразен ассортимент цветочных растений. Поэтому Римские сады-виллы очень красочны. Для украшения используют цветы: лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.
К I в.н.э. в Риме сформировались следующие типы садов:
1. Священные рощи (источник, небольшой храм, часовня или алтарь).
2. Городские общественные сады при общественных сооружениях с аллеями, крытыми галереями, с нишами для отдыха и скульптурой.
3. Городские частновладельческие сады связаные с атриумно-перистильным типом жилого дома.
Сад-перистиль – внутренний двор прямоугольной формы в плане, окружен колоннадой, оформлен скульптурой, кустарником, цветами. В центре сада обычно расположен водоем. Стены расписывались изображениями растений.
4. Сады при виллах и дворцах. Располагались они, как правило, на террасированных склонах, соединенных лестницами, украшались цветами, скульптурой, разнообразными архитектурными сооружениями.
5. Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера перед зданием.
6. Сад-ипподром - прямоугольник в плане с одним закругленным концом.
Сад-ипподром представляет собой открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора. Пример – вилла «Тибуртина» в окрестностях Рима (117–138 гг. н. э.).
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
- совершенствование композиционных приемов античной Греции;
- формирование новых приемов садового искусства: фигурная стрижка, использование скульптуры, пергол, аллей;
- создание новых типов садов: общественные сады, сад-перистиль, сад-ипподром, сады при вилах;
- отсутствие единства в общей композиции сада.