Проектно-композиционный раздел (композиционно-концептуальный)
2.1 Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи
Художественная роспись по ткани требует некоторых правил которые заключаются в светлом и хорошо проветриваемом помещении для работы.Предназначенное место для работы выглядит таким образом, что сам процесс работы образуется исходя из удобств, поэтому в нем присутствует стол-тумба с несколькими отделениями либо одним отделением, в которых хранится сама ткань и самые необходимые инструменты и материалы для работы с батиком. Габариты верхней крышки стола составляют 1 квадратный метр.На рабочем столе устанавливается деревянная раздвижная рама состоящая из пяльцев на которые встроены четыре утепленных брускас пазами.Крючки, которые прикрепляются к раме предназначены для накалывания на них ткани, поэтому они должны сохранять концы острыми, не выступающими над брусками самой установки. Крючки, бруски рамы проходят обработку специальным лаком химического действияво избежание коррозии и поддержания чистоты. После фиксации «винтами-барашками» натянутой и наколотой ткани на раму создается устойчивость рамы.[3]
Специальная гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6 - 8 миллиметров с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти являются неотъемлемыми инструментами у автора по росписи ткани которые должны обеспечивать свой постоянный запас.
Для того чтобы работа по росписи батика была успешной, предусматривается применение стеклянных трубок для создания линий рисунка (контура) разного диаметра и набор резервуаров.В процессе работы на твердом и плотном материале рекомендуется наносить не менее тонкий слой контура и при работе с прозрачными тканями а так же легкими п весу, наоборот, менее толстый слой контура, позволяющий завершить работу в срок и без задержек во времени утраченного на нанесение контуров. А для работы в свободной росписи, помимо специальных инструментов и прочих приспособлений, которые перечисляются в работе с холодным батиком, следует применить в работекисти круглой и плоскойщетинной формы. [2]
Материалы для подготовки к художественной росписи требуют немалого внимания в их выборе, поэтому ниже перечисляются их различные виды и способы их применения.
У разного вида ткани имеются определенные красители с их назначенным применением, эти краски имеют способность большего укрепления в тканях после их нанесения и простых в приготовлении. Так же существуют группы по росписи батиком в красителях различающихся по своим цветовым параметрам технических свойств.Касаемо красителей, то в них имеется определенные назначения в буквенных и цифровых названиях, способные понять разновидность их группы (прямой, кислотный, основной и тому подобное). Принято считать оттенок красителя с обозначением различных букв: «Ж» - он означает желтоватый оттенок, «К»– красноватый оттенок, «3»– зеленоватый оттенок, «С» - синеватый оттенок.
Так называемые «Прямые» красители предназначены для росписи хлопчатобумажных тканей, имея достаточно яркие варианты окраса, которые вполне легко способны между собой смешиваться.
Первыми красками являются красители которые применяются для росписи батика на шелковой и шерстяной основе волокна ткани.
Свойства красителей таковы, что они удачно себя ведут в таких жидкостях как раствор сделанный на основе воды и спирта, а именно в реакции с добавлением уксусной кислоты. С помощью этого приема с добавлением они вполне способны вывести яркие, насыщенные цвета, оставляя после своего нанесения на ткань интересные подтеки, так же смешиваясь между собой.
Красители с кислотным оттенком применимы для росписи тканей из шелковых, шерстяных, штапельных и синтетических волокон, это капрон, нейлон, которые неплохо справляются с задачей растворения в воде растекаясь по ткани равномерно, также смешиваясь между собой как и краски с добавлением уксусной кислоты. [19]
Следующим этапом в подготовке материалов к художественной росписи идут резервирующие составы по холодному батику. Они предусматривают за собой не трудное приготовлениена месте работы с ними с соблюдением определенных пропорций веществ. Ими являются парафин в размере100 грамм, далее идетканифольв размере 4 грамм, резиновый клей в размере 400 - 500 грамм и последним добавлением в рецепте по приготовлению состава идет бензин в объеме 500 - 400 грамм.[20]
Раскрошенный парафинобычно заливается резиновым клеем,следующим компонентом идет добавление бензинапосле которого перемешиваютсявсе компоненты доводя до однородности общей массы. Вымешанная масса расплавляется под температурой 95 - 97 °С на «водяной бане» с целью еще более лучшей однородной консистенции. Еще не мало важным моментом является подсветка резервирующего состава, он создается на основе масляных красок, обезжиренных изначально полностью на пористой бумаге. Способы хранения данного состава предусматривают хранение в плотно закрывающейся посуде стеклянного либо фарфорового материала. Так как такой метод хранения является наиболее качественным. Но, прежде чем пользоваться резервирующим составом, нужно развести его бензином для получения наиболее жидкой массы задолго до начала работы. Этот период составляет от 18 до 20 часов начала работы с резервом при способе разведения бензином. Необходится и без противопожарных мер, которые предусматривают приготовление состава в дали от нагревательных приборов и взрывоопасных мест во избежание травматизма.Только тщательно соблюдая данные меры предосторожности можно добиться удачного приготовления резервирующего состава. [20]ею
блптьцлдкьеюплдтьдл4ук5дптУкепрьл
Холодный батик
Кенрьлденльпрлд3ьаеьпьукепьбыакеьпбькебльпцкывамплц3у4ьлдмьукмплдькдлмиьлдкьвуамил
Основы росписи холодного батика берут сове главное правило исходя из замкнутости линий и форм рисунка с помощью резервирующего состава придавая композиции уникальный вид и характер. [8]
А при работе с контуром используется специальная стеклянная трубочка способствующая более тонкому выходу линии из нее ложась на ткань, таким образом создается аккуратный рисунок с ровными тонкими линиями. Удачным выбором для работы трубочкой служит трубочка с загнутым тонким концом и шаровидным резервуаромдля резервирующего состава на ее конце. Так же при работе со стеклянной трубочкой имеет смысл заострить внимание на наклоне кончика трубки при наложении контура. Его угол наклона должен составлять 135°. Не обходится и без случая, когда угол наклона меньше положенного градуса и кончик трубочки расположен под тупым углом, то неизбежно приходится держать стеклянную трубку практически перпендикулярно рабочей поверхности. В следствие этого, объем резервирующего состава образует наибольшую затрату и в последствии приводит к растеканию резерва на поверхности в хаотичном видезахватывая большую часть ткани.
Соблюдая равномерность быстрого движения в нанесении контура либо резервирующего состава создается непрерывная линия без капель, это улучшает качество работы. Затем, прежде чем закончить нанесение нужной линии трубочкой на ткани, происходит ее переворачивание носиком вверх. За счет этого резервирующий состав стремительно вытекает из загнутого кончика трубки вниз обратно в шаровидное место запаса состава. При этом верхний кончик трубочки несомненно должен быть приподнят во избежание вытекания состава на поверхность ткани.Далее просыхает рисунок, после того как контур уже наведен на ткань.Готовый рисунок на поверхности ткани в не закрашенном виде рекомендуется оставлять на время не более 24 часов. Если же время выдержано не верно, то в этом случае появляется ореол за счет резервирующего состава.При этом выделяется жир и краска которые не могут в принципе при заливке которые не подходят вплотную к контурной наводке, а обходя ее мимо и не затрагивая.
Пользование ватными тампонами а так же кистями и различными кистями наиболее удобоиспользуемы в работе заливки рисунка разнообразными красками. Но, прежде всего внимание должно заостряться на том, как и с какой тональностью окрашиваются участки прорисованных форм рисунка как большие так и малые, во избежание разводов и ореолов, тем более разной световой насыщенности.
Хранение стеклянной трубки предусматривает ее нахождение в дали от других инструментов на приподнятой деревянной подставке с одним приподнятым концом на 1,5 сантиметров, либо 2 сантиметров под нее, обязательно с наличием продольных делений. Приподнятаячасть подставки, в свою очередь, играет роль сушки стеклянной трубки за счет ее положения на ней нерабочим концом в промежутке между пользованием самой трубки в работе.Таким образом, резервирующий состав априори не вытечет из трубки.После завершения работы над тканью принято промывать стеклянную трубочку бензином прочищая ее одновременно ватой, которая накручивается на твердую проволоку малого диаметра. После того, как протирка бензином завершена, производится вставка тонкой проволоки мягкого материала в носик трубочки. Данная операция производится для того, чтобы носик трубочки не смог засохнуть вместе с использованным резервирующим составом, закупорив его.
Искусство батика носит огромный багаж историй передающихся поколению вот уже несколько десятков веков сохраняя за собой детальность и удлиняя свое существование. Удивительность истории проявляется еще и в том, как идет ее неизменность и не привязанность каких - либо жестких рамок обуславливающие традиции создания батика.Поэтому техника батика является разносторонней, которую при желании могут дополнить авторы любой композиции при желании, внося свои коррективы по нанесению контура, либо создании нового значения узора или орнамента, тем самым буквально орошая и совершенствуя данную технику росписи. [15]
В технике холодного батика идет черта разнообразия которая показывает сходство работы с помощью акварельных красок «по сырому» покрытию бумагив стиле «акварельной техники» рисунка. [9]
Следующим видом росписи по ткани является свободная роспись. Ее правилом считается полное отсутствие резервирующего состава. Поэтому рабочую поверхность грунтуют с помощью раствора поваренной соли, эмульсий высокомолекулярного соединения таких как крахмал, «пва», «кмц», сольветоз, желатин и прочее, хоть и рисунок получается не четким в замен отсутствия резерва. Лучше всего приоритет в работе с «хобби-батиком» берет «кмц» в виде консистенции очень похожего на клей обойный.Данное вещество не затрудняет свое растворение в теплой воде, образуя жидкую массу клея, который наносится на рабочую поверхность ткани щетинистой кистью, последующие действия данного процесса проходят уже этап сушки клея на ткани. Только после этого можно приступать к работе с ней с помощью «акварельной техники».
Следующей техникойпосле свободной росписи ткани является узелковая техника. За счет ее особенностей можно увидеть интересный и самозабвенный эффект с одновременно протекающими разными окрасами при работе. [10]
Далее идет так называемая техника «Гутта». Свои истоки она взяла еще в начале двадцатого столетия мастерами Руси, имеющими дело росписи батика по шелку. В этой же технике применяется резервирующий состав что и в технике холодного батика, за счет его минимальных потерь качества в работе, это в свою очередь, приносит у спех даже начинающим авторам своих работ с использованием резерва.
К солевой технике батика относится использование соли. За счет ее реакции выходит специфическое травление красящего вещества. Своеобразные разводы с впитыванием влаги в соль создают прекрасные светлые очертания на своем месте будь то роспись картин, либо одежды, структура травления и ее результат остается тот же. Если увидеть и понять данную реакцию еще более детально, то становится ясным что гигроскопические свойства соли таковы – соль неизбежно вбирает в себя влагу. В последствии образуя влажно пятно на своем месте. Объем поглощения влаги и размера развода зависит от величины солевого кристалла.
Техника монотипии по ткани отличается от всех вышеперечисленных техник тем, что в ней присутствует большое количество эффектов висполнении росписи, хоть и имеются некоторые трудности в конечном счете поведения эффектов при их создании. Исход каждого эффекта сложен, не обратим и уникален сам по себе. Подобный эффект повторить дважды не удастся.
Техника трафаретной росписи предусматривает роспись в несколько слоев, которая очень схожа с техникой «Штамп» в исполнении горячего батика.
Техника витража. Сама по себе очень примитивна, но ее особенность состоит втом, что ее цветовой баланс после нанесения довольно сильно схож с цветом витражей. Отличительным признаком такой техники является использование иных материалов в росписи.
Главной и единственной особенностью в технике смещения является роспись на шелке с использованием стиля импрессионизма в исполнении.
Заключительной техникой росписи ткани является техника «Термического батика». Данная техника является самой удобоиспользуемой а так же простой. Добиться получения узора на рабочей поверхности вполне можно с помощью термической обработки ткани во взаимодействии с красками. [4]