Этап 4. Процедура «Что ты видишь?»

Теперь, задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает клиентов описать, что они увидели в своей работе. На первый взгляд вопрос очень прост и наивен, но, тем не менее, в нем заключены три фундаментальных аспекта:

  1. Важность индивидуального восприятия: что видишь ты, создатель. Арт-терапевт может работать с этим материалом, потому что описание работы самим клиентом ведет к его внутреннему миру.
  2. Аспект касается чувств клиента - то, что его слушают, помогает выстроить доверительные отношения с арт-терапевтом.
  3. Что ты видишь? Важным становится то, что клиент сам увидел в продукте своего творчества, а не то, что навязано социумом.

Когда требуется, арт-терапевт помогает клиенту увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, и клиент должен научиться их видеть. Зачастую это особенности структуры, а именно соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в целой картине. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры творческой работы и, следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Клиенты определяют экспрессивные характеристики своей работы и учатся идентифицировать их как свои собственные чувства [БетенскиМ. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. 2002].

  1. Основные изотерапевтические техники и их характеристика.

1. Техника «Проективный рисунок»

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудно вербализуемых проблем и переживаний клиентов [Осипова А.А. Общая психокоррекция. 2000].

Сущность проективного рисунка. Управляя тематикой рисунков и направляя ее, можно добиться переключения внимания клиента, чтобы сконцентрировать его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии.

Проективное рисование рассматривается некоторыми исследователями как вспомогательный метод в групповой работе.

Проективный рисунок позволяет:

- выявить и проработать страхи (особенно у детей);

- выявить и «проработать» затруднения в общении;

- разрешить эмоциональные проблемы и т.д.

Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность графически или рисунком выразить свои чувства и мысли. Этот метод позволяет работать с чувствами, которые клиент не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем.

Порядок подбора темы рисунка

  1. Собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми»; «Я и дети»; «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Мой обычный день» и т.д.).
  2. Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть»; «Три желания»; «Одиночество»; «Остров счастья»; «Любовь»; «Ненависть»; «Страх»; «Зависть» и т.д.).
  3. Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей»; «Что я ожидал, а что получил от обучения в группе»; «Что мне не нравится или кто мне не нравится в группе» и т.д.).

Методики проективного рисования

(классификация С. Кратохвила)

1. Свободное рисование (каждый рисует что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема задается или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, партнеры общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу.

3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополняющее рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает рисунок, добавляя что-либо, и т.д.

Порядок обсуждения рисунков:

1) Каждый член группы рассказывает свое видение того, что хотел изобразить автор на рисунке:

- как они понимают его замысел;

- что он хотел выразить;

- какие чувства вызывает рисунок.

2) Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка.

Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других участников.

Наши рекомендации