Рассмотрим основные группы материалов и их свойства.
1 группа - бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформенные материалы могут быть использованы для создания из них объемных образов. Особенности художественной продукции определяются свойствами материала в той мере, в которой он влияет на художественный замысел и сам процесс работы.
Мягкие материалы, такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры.
Твердые материалы, такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции. При высоком уровне художественного мастерства и технических умений могут быть созданы скульптуры из металла или камня, сочетающие высокую долговечность со значительной выразительностью, что позволяет изображать человеческое тело, ткань и т.д.
2 группа - материалы, имеющие определенную форму. Эти материалы, учитывая их свойства, включаются в изобразительный процесс в неизменном виде. Качества определенных материалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у клиента определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т.д.
3 группа - предметы, имеющие определенную форму и используемые в качестве материалов. В качестве материалов в процессе художественного творчества могут применяться естественные или созданные человеком предметы или их части. При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов иногда используются при создании композиций из глины для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для изготовления некоего подобия мозаики.
Значение этих предметов в художественной работе определяется их функцией, цветом, особенностями материалов, из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, будучи включенными в художественную работу, они сохраняют некое содержание, определяющееся их прежней функцией, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте законченной работы.
Еще одна классификация материалов, используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что клиентам для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.
Неструктурированные пластические материалы
- естественные, изготовленные вручную или промышленным способом;
- двухмерные и трехмерные;
- мягкие, влажные, текучие, либо плотные, сухие и допускающие контроль над изобразительным процессом;
- предполагающие использование инструментов или непосредственную работу руками;
- различающиеся по степени физических усилий, необходимых для работы с материалом;
- различающиеся по затратам времени;
- различающиеся по символическому содержанию;
- различающиеся по типу образов.
Основные виды неструктурированных материалов
Глина: естественный материал, трехмерный, пластичный, предполагающий непосредственную работу руками или использование инструментов; требует определенных физических усилий, разных затрат времени, символизирует тело, стимулирует создание конкретных образов, связанных с телом и его органами.
Гуашь: продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный; предполагает использование кистей и других инструментов, а также непосредственную работу руками; требует минимальных усилий и различных затрат времени, активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды.
Акварель: продукт промышленного производства, включает естественные и синтетические ингредиенты; двухмерный; пластичный; плохо контролируемый; предполагает использование кистей и губки; требует минимальных усилий и различных затрат времени; активизирует фантазию и по явление легких, эфемерных образов.
Фломастеры: продукт промышленного производства; синтетический; двухмерный; пластичный и контролируемый; материал, являющийся в то же время инструментом; не требует усилий, но требует многочисленных коротких штриховых движений при раскрашивании поверхностей; затраты времени различные; стимулирует создание схематичных, шаблонных образов.
Масляная пастель: продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный и контролируемый; предполагает непосредственную работу руками, различную степень физических усилий и затрат времени; стимулирует появление самых разнообразных образов, начиная с легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом.
Сухая пастель и уголь: натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерные; пластичные и контролируемые; предполагают мягкость и точность движений и непосредственную работу руками для рисования и раскрашивания; не требуют усилий; затраты времени различные; способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные.
Пластика: синтетический материал; трехмерный; контролируемый; предполагает непосредственную работу руками; не требует усилий; затраты времени различные; может быть разделен на части и снова соединен в общую массу; способствует изображению простых образов.
Пластилин: синтетический материал; трехмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу руками; может использоваться и для создания двухмерных изображений; требует определенных усилий; затраты времени различные; способствует созданию конкретных, иногда схематичных образов; яркие цвета способствуют активизации фантазии; позволяет изображать любые темы.
Цветные карандаши: материал, сочетающий естественную деревянную оболочку и пигменты, но изготавливаемый промышленным способом; двухмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения; не позволяет достигать ярких красочных эффектов; требует непосредственной работы руками; затраты сил невелики, но требуется множество движений рукой при раскрашивании; позволяет создавать как аккуратные, точные, конкретные, так и фантастические образы.
Простые карандаши: материал изготавливается из дерева и графита; двухмерный; контролируемый; твердый, высокоточный, однако его можно использовать для растушевки и стирать с помощью ластика; предполагает непосредственную работу руками; затраты сил невелики, но требуется множество движений рукой для раскрашивания; позволяет создавать высокоточные, детализированные образы и делать исправления путем стирания.
Механизм психологического влияния художественных материалов
При выборе материалов необходимо не только учитывать их физические свойства, но и ориентироваться на цели занятия.
Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы (например, карандаши, мелки и фломастеры) позволяют «усилить» контроль, в то время как другие (пастель, краска и глина) способствуют более свободному выражению.
Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. Таким же образом, при индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
Многие не уверены в своих художественных способностях, и поэтому создание коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.
Работа с «выразительными» материалами может не только помочь выразить широкий спектр чувств, но и стать психокоррекционной для многих клиентов.
«Пальчиковые краски».Краски для рисования пальцами и клейстерные краски особенно хорошо подходят для борьбы с последствиями слишком строгого приучения к чистоте. Возможность свободно пачкаться позволяет регрессировать и удовлетворить свои скрытые фантазии без страха и чувства вины.
Во время рисования пальцами (это относится и к работе с глиной) происходит прямой контакт с материалом, нет ни чего опосредующего - ни карандаша, ни кисточки. Краску смешивают прямо пальцами, от нее остаются следы на коже, поэтому она больше других материалов позволяет эмоциям, настроениям и образам бессознательного перетекать через руки прямо в материал и отображаться с минимальным участием контроля и критики.
Если к краскам добавить клейстер, то он дает элемент скольжения, который поддерживает эмоциональный поток. Покрыть бумагу слоем клейстера можно еще до начала рисования, тогда картина будет непрерывно изменяться, что соответствует протеканию психических процессов. Так становится возможной простая мазня, и одновременно - художественный образ, поскольку клейстер надолго препятствует смешиванию красок в одну серо-коричневую массу.
Акварель и пастель также подходят для выражения текучести и динамичности душевных процессов. Разнообразием цветовой гаммы и пластичностью они позволяют изображать оттенки, полярности и амбивалентности конфликта. Их можно наносить по-разному: они могут быть яркими или тусклыми, четкими или размытыми, тяжелыми, грубыми или тонкими, нюансированными.
Возможные вариации цвета и формы соответствуют эмоциональному богатству внутреннего мира и динамической силе бессознательного. Тот, кто опасается этого, будет очень осторожно пользоваться красками или вообще откажется от них.
Восковые мелки. У восковых мелков очень интенсивный цвет. Своим цветовым богатством они также позволяют разнообразить процесс самовыражения. Они существенно тверже, чем все вышеперечисленные материалы, и таким образом открывают только часть возможностей психической самореализации. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем клиентам, кто пугается текучей, непредсказуемой стороны бессознательного. Часть защиты берется непосредственно из материала, процесс изображения не так сильно возбуждает страх. Поэтому восковые мелки хороши там, где творческий процесс ограничивается или приостанавливается страхом.
Фломастерыдопускают во время рисования сильный контроль. Ими можно провести линии с более четкими кон турами и границами. Соответственно, они могут способствовать созданию определенной структуры, порядка и четких границ. Кроме того, использование фломастеров указывает на то, что клиент опасается более глубокого выражения собственных переживаний и ощущений.
Простой карандашявляется ахроматичным, не содержащим цветного пигмента. Если клиент, несмотря на предложенные цветные материалы, часто выбирает простой карандаш, то это, возможно, означает, что нечто препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места зачастую указывают на проблематичные области.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами. Это особенно важно при рисовании красками. Клиент должен располагать пространством, по крайней мере, формата А2.
Для групповых рисунков большого формата чаще всего используется оберточная или обойная бумага.
Значение цвета в изотерапии
Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение [Кузин В.С. Психология живописи. 2005].
Каждый человек в зависимости от восприятия реагирует на определенные цвета по-разному, так как цветовая среда особым образом влияет на его функциональные системы, формируя определенное душевное состояние - настроение.
Существуют цвета, которые люди инстинктивно избегают, так как они их раздражают, вызывают чувство дискомфорта и беспокойства; другие цвета являются наиболее предпочтительными и используются при выборе одежды, аксессуаров, окружающего интерьера.
Восприятие цвета - цветоощущение, или цветовая чувствительность глаза, - сложный процесс, обусловленный физическими и психологическим стимулами. Когда человек видит цвет, он мгновенно его распознает и испытывает его непосредственное воздействие. Цвет тесно переплетен со всеми аспектами нашей жизни, он становится важной частью нашего языка. Люди используют цвета для описания физических состояний, эмоций, чувств: «это было золотое время», «она вся серая от усталости», «вы все видите в розовом цвете» [Назарова Т.В. Радуга в графических символах. 2003].
Из внешнего мира человек получает сигналы (раздражители) и в соответствии с реакциями на них строит собственный мир. Одним из таких раздражителей является свет, который мы воспринимаем как цвет.
Мозг человека формирует два типа восприятия:
- сознательного физического ощущения;
- подсознательного, чувственного проявления.
Мозг является настолько высокоорганизованной материей, что на каждое порожденное чувствами движение или эмоцию он реагирует посредством клеточных составных частей, и при этом высвобождается определенное количество энергии. Эта энергия идет в идеально упорядоченной последовательности, в виде мысленного процесса и образует в пространстве мыслеграфию - мыслеформу, излучающую свет-цвет, соответствующий гармоничному или дисгармоничному цветосочетанию. Следовательно, свет-цвет - это часть духовного облика человека, его спектральный калейдоскоп, и если мы хорошо чувствуем себя, то наша энергоинформационная оболочка сияет всеми цветами радуги.
Ощущение цвета вызывается волнами определенной длины. Выбор цвета указывает на ту частоту волновых колебаний, которая содержится внутри этих цветов и имеет вполне конкретные характеристики.
Свет представляет собой цветовой поток фотонов - частиц, движущихся со скоростью около 300 000 км/с и воздействующих непосредственно на эпифиз или шишковидную железу, которая выделяет мелотин - вещество, играющее важную роль в регулировании иммунных и гормональных процессов.
Психологи, исследовавшие цвета и их контрастные цветосочетания, установили, что потребность к целостности, прирожденная нашему органу зрения, вызывает гармоническую противоположность, то есть, чтобы увидеть цельность и удовлетворить себя, глаз ищет рядом с цветным пространством бесцветное, чтобы вызвать на нем требуемый цвет.
Все цвета разделяются на две группы:
- ахроматические цвета - белый, черный и все серые (от самого темного до самого светлого);
- хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и другие, включающие все оттенки спектра.
Семь основных цветов спектра принято изображать в виде спектров цветового круга, расположенного в радужной последовательности с идеально сбалансированным контрастом теплого и холодного цветов.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Холодные цвета: голубые, синие, фиолетовые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным - льдом, снегом, лунным светом.
Особое место занимает зеленый цвет. Зеленый цвет состоит из двух цветовых субстанций - желтой и синей, он дуален. Зеленый цвет уравновешивает радужные цветовые контрасты, теплые и холодные цвета, в нем существуют единство и борьба противоположностей.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что «язык цвета», используемый в изотерапии, является надежным инструментом самопознания в восприятии и само выражении.
Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии
В соответствии с концепцией К. Юнга, область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Их содержание берет свое начало в бессознательном, являющемся источником творчества.
Материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остается, проявляя себя в виде проблем во внешнем мире. Эти проблемы и адаптация к ним выражаются символически в продуктах творчества, в частности, в изопродукции. Поэтому, ориентируясь по символу, можно найти путь к событиям, «психологически не переработанным» в полной мере в прошлом.
Психологу необходимочутко реагировать на движение энергии, исходящей из области бессознательного. Рисунки, коллажи и скульптуры - это прямые сообщения бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации [Грегг М.Ф. Тайный мир рисунка. 2003].
Основные аспекты интерпретации рисунка
1. Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура.
- Что выглядит странным.
- Чего не хватает у данного объекта (изучите рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов).
- Где на рисунке расположены «барьеры», то есть вертикали.
- Что находится в центре (то, что находится в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным).
- Есть ли растушевка. На изображение предметов с тенью требуется больше времени и энергии, чем на изображение без тени. Эти затраты энергии могут служить отражением проблемы.
- Где расположено изображение по отношению к краю листа. Некоторые рисунки изображают фигуры или объекты, помещенные вдоль границы листа таким образом, что они как будто выходят за пределы бумаги и нарисованы лишь частично. Край листа можно расценивать как своеобразную границу. Это способ и присутствовать, и в то же время находиться в стороне.
- Соответствует ли изображение текущему времени года. Если оно ему не соответствует, то можно узнать у автора, что произошло в изображенном сезоне, повторения чего хочется в настоящее время.
- Есть ли на рисунке инкапсуляция, то есть создание оболочки вокруг персонажей рисунка. Если инкапсуляция присутствует, то можно узнать у клиента, для чего это необходимо персонажу.
- Есть ли подчеркивание. Если подчеркивание имеется, то можно узнать у клиента, для чего оно необходимо изображенному объекту.
- Было ли исправление изображения ластиком. Можно обратить внимание на эти места, это может быть местом конфликта.
12. Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос: что преувеличенно? Большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение форм и/или пропорций может символизировать проблемную область, которой уделяется большее внимание.
- Следует обратить внимание на повторяющиеся объекты. Их число во многих случаях имеет большое значение для клиента, поскольку оно имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем.
- Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может свидетельствовать о противоречиях в жизни автора.
- Особое внимание следует обратить на подписи работ. Они могут использоваться, для того чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что может отражать степень доверия к невербальному способу общения.
- Постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора. Рассматривая изопродукцию совместно с автором, можно акцентировать его внимание на вышеупомянутых деталях, пробуждая к движению сопряженную с проблемой энергию, которая уже не может находиться в состоянии покоя на уровне бессознательного.
3. Этапы изотерапии.
Этап 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание.
Этап 2. Процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление.
Этап 3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Этап 4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы [БетенскиМ. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. 2002].
Этап 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом
Для клиентов, ранее не знакомых с арт-терапией, это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.
Непосредственные переживания пробуждают сенсорные ощущения от художественного материала, а также разнообразные эмоции и мысли. Для ознакомления клиентов с процессом самовыражения при помощи художественного материала полезно использовать называние цветов, описание проб художественных материалов и осознание чувств, порождаемых этими пробами.
Кроме того, существуют и иные достоинства «игровой деятельности» с художественным материалом - клиенты создают новое, из отдельных частей собирают целое, при посредстве художественного материала начинают осознавать свои проблемы и добиваться их разрешения.
Сам промежуток времени, посвященный данной деятельности, зависит от клиента, его потребностей, проблем и его возраста. Один клиент может «поиграть» двадцать минут в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко второй части процесса. Другой клиент может растянуть игровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие, кому необходимо «поиграть» в течение нескольких минут в начале каждого сеанса.
Но в конечном счете все отказываются от игровых проб в пользу более серьезной деятельности - выбора художественного материала, необходимого для второго этапа творческого процесса.
Этап 2. Процесс творческой деятельности
Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, что происходит даже тогда, когда с ними рядом есть терапевт.
Такая трансформация первого этапа прослеживается у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому же на этом этапе большинство клиентов любого возраста демонстрируют поведение, характерное для художников в процессе работы, - сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем и иногда их решение.
Этап 3. Дистанцирование
Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть (например, ее вешают на стену). Клиента побуждают принять активное участие в размещении художественной работы. Символически клиент принимает ответственность за свои проблемы посредством принятия ответственности за размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого начала терапии, обладает определенной психологической и терапевтической ценностью.
Необходима достаточно большая комната, чтобы психолог и клиент могли выбрать себе место на удобном расстоянии от художественной работы. Сам акт дистанцирования помогает не только физически видеть, но и создает необходимую отстраненность клиента от своего продукта творчества.
По завершении данного этапа понимание клиента становится более глубоким и обогащается новыми наблюдениями, которые затрагивают определенные воспоминания и ассоциации. Клиенты могут заметить такие новые и важные детали, как соотношение компонентов в художественной работе (например, контрастное или гармоничное сочетание двух цветов, необычное расположение чего-либо или линию, выделяющуюся за счет своей толщины, неровности или мягкости, и т.п.).