Жанр в спектакле, жанр в произведении.

Вопрос жанрового решения в произведении является главным в процессе воплощения. Жанр во взаимоотношении со всеми остальными элементами выразительности составляют сложный процесс синтетического зрелища. Жанр в спектакле необходим для того, чтобы театр и зрители могли правильно понять друг друга, т.е. это тот сценический язык, на котором будет построено решение спектакля. В спектакле важно ощутить авторскую позицию, суть, природу пьесы. Комедии Лопэ де Вега отличаются от комедии Чехова, Шиллера.

Жанр – это взгляд режиссера на жизнь. Это своеобразный способ отражения мира. Литературное определение жанра – драма, трагедия еще не означает, что режиссер возьмет этот жанр для воплощения спектакля (Пример: человек упал – за окном зима, скользко. Трагедия или комедия?).

Жанр спектакля определяется двумя посылами:

ü С какой целью

ü Каким образом представление воздействует на зрителя в данном спектакле.

Жанровое решение произведения устанавливает своеобразный накал, которому в данном произведении подчиняется публика. Жанр определяет характер активности зрителя, т.е. сопереживание, слезы, смех, радость. Существует четыре основных жанра:

1. Трагедия – древнейший жанр. /Эсхил, Сафокл, Аристотель/. «Трагедия – призвана очищать человека», от слова «катарсис».

2. Трагикомедия – соединение комедийного и трагедийного.

3. Комедия – противовес трагедии, идет на высокой юмористической волне.

4. Драма – наиболее поздний жанр (XVII – XVIII вв.). Подразделяется на виды: мелодрама, психологическая драма, бытовая драма, лирическая драма.

Замысел режиссера воплощается в актерской игре, поэтому очень важно через актерскую игру выстроить жанр спектакля. Жанр является ключом к перевоплощению. Устанавливает манеру актерской игры, жанровое решение спектакля, обогащает темпоритм, пластическое решение, пространственно-звуковой образ спектакля.

Темпоритм действия.

Термины «темп» и «ритм» взяты из музыкального лексикона и прочно вошли в сценическую практику. Темп и ритм определяют свойство человеческого поведения, характер интенсивности действия.

Темп – скорость исполняемого действия. На сцене можно действовать медленно, умеренно, быстро.

Темп – внешнее проявление действия.

Ритм – интенсивность действия и переживания актеров, т.е. внутренний эмоциональный накал, в котором актеры осуществляют сценическое действие. Ритмичность – это размеренность действия.

Темп и ритм, взаимосвязанные понятия. Поэтому К.С. Станиславский нередко сливает их воедино и называет темпо-ритмом действия. Изменение темпа и ритма зависит от предлагаемых обстоятельств и событий спектакля.

Действия на сцене проходят то бурно, то плавно – это и есть своеобразная окраска произведения. Всякое отклонение от верного темпо-ритма искажает логику действия. Говорим произведение «затянуто», «загнали». Поэтому важно найти нужный темпоритм всего представления. Темпо-ритм может быть нарастающий, меняющийся, широкий, плавный, быстрый; хорошо, если спектакль выстроен чередованием темпо-ритмов.

Д/з. Отрывки в действии. Разобрать по действию. Выстроить по мизансценам, вскрыть текст и подтекст.

Атмосфера.

Это воздух времени, в котором живут и действуют актеры. В жизни каждому делу, месту, присуща своя атмосфера (например, атмосфера школьно урока, хирургической операции, грозы и т.д.). Необходимо научиться видеть и ощущать атмосферу в повседневной жизни, тогда режиссеру проще ее воссоздать на сцене. Огромную роль в создании сценической атмосферы играют декорации, шумовые и музыкальные эффекты, свет, костюмы, грим реквизит и т.д. Атмосфера в спектакле понятие динамическое, т.е. она постоянно развивается, в зависимости от предлагаемых обстоятельств и событий пьесы. Нахождение верной атмосферы – обязательное условие создания выразительности произведения. Любая деталь для создания атмосферы имеет право на существование лишь в том случае, если она помогает восприятию образа спектакля. «Если на сцене висит ружье, оно обязательно должно выстрелить» - К.С. Станиславский. Все должно быть оправдано. Каждое сценическое произведение требует своей особой атмосферы, которая должна подчеркнуть основную мысль и действие на сцене. Поиски атмосферы зависят от жанра спектакля. Большую роль при создании атмосферы играет знание быта, эпохи, традиций. Все это создает колорит спектакля и единый стиль. Атмосфера – это одно из главных в замысле режиссера и создается с общим решением спектакля. Большую роль в создании атмосферы играет музыка. Характер музыки должен соответствовать образу, стилю спектакля. Атмосфера связана с идеей спектакля, и она выражает зерно спектакля.

Литература:

Захава «Мастерство актера и режиссера».

Попов «Спектакль и режиссер».

Товстоногов «Зеркало сцены».

Экзаменационные вопросы.

1-10 из I семестра.

11. Мизансцена – язык режиссера, виды мизансцен

12. Основные жанры драматургии, жанровое решение спектакля.

13. Темпоритм сценического действия.

14. Атмосфера как выразительное средство режиссуры.

15. Режиссерский замысел и решение спектакля.

Практическая работа: Защита режиссерского замысла эпизода ЛМК, посвященного 55-ю Победы.

1. Сценарий эпизода (10-12 мин.).

/»Женщина и война», «Эх, дороги», «Споемте, друзья», «Дети и война», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»./

В эпизоде: стихи, песни, танцы, документальные кадры, кино, видео, реальные герои, фронтовые письма, пантомима и т.д.

2. Замысел: тема, идея, сверхзадача, конфликт эпизода

3. Композиция: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал.

4. Выразительные средства: художественное слово, документальный материал, музыка, танцы, пластика.

5. Атмосфера: описывается что на сцене- привал; музыкальное оформление…

6. Мизансцены – 4-5

7. Темпоритм

8. План подготовки мероприятия: написание сценария (дата, подготовка к спектаклю, запись фонограммы, подбор костюмов, афиша, реклама, пригласительные билеты).

9. Эскизы сцены, афиши, пригласительные билеты.

Наши рекомендации