Самые лучшие каникулы в моей жизни

Мой Кришна, мой герой, о, дай мне шуддханам!

Разодранной, размазанной, раскрошенной, рассыпанной

сухою шелухой по трем Твоим мирам,

Мой Кришна, вот такой – ничтожной и тупой,

Ушедшей с головой в невежество с тоской,

Протянутой рукой и лотосной стопой

Мой Кришна, прикоснись к ослепшей и глухой

И дай мне шуддханам, о, дай мне шуддханам!

Мой Кришна, укажи, куда и с кем идти,

Как одолеть печаль, как радость обрести,

Как море оскорблений Тебе не нанести

И чистое служенье нести Тебе в горсти…

О, дай мне шуддханам, о, дай мне шуддханам!..

Год назад у меня появился привычный журналистский зуд: захотелось обойти все Бхакти-врикши, посмотреть, какая на них атмосфера, да и просто пообщаться с разными преданными. Устроить себе праздник преданности. Но мне тогда сказали, что надо просить разрешения у ведущего своей Бхакти-врикши, потом – у ведущих Бхакти-врикш, к которым пойду в гости…Мне эта процедура тогда показалась тягомотной, и я отложила свое желание до лучших времен, зная, что небесная канцелярия его зафиксирует и рано или поздно осуществит. Ведь у преданных все желания сбываются, потому что их исполняет Кришна (хоть и по-своему)!

И вот впервые за много-много лет Господь мне послал рождественские каникулы длиной аж в 10 дней! Нельзя ж их терять, надо действовать! И я вспомнила про давешнее свое желание. Все пошло, как по маслу: и Прадьюмнажди дал благословение, и хозяева Бхактиврикш в большинстве своем легко и с радостью, что пролило нектар на мою душу, согласились на мое у них присутствие.

Майя все равно ставит сети: на первую из Бхакти-врикш я попала только с третьей попытки, все время возникали какие-то срочные дела, это в субботу-то! Зато как удачно попала! Это было собрание нашего «молодняка» у Эканты Деви Даси, третьего января. Рационально строгая Эканта вела программу по сценарию: опрос-игра, обсуждение главы из «Бхагават-Гиты» (похвала за все удачное и «оборвать», если кого-то заносит в сторону)…Немного по-юношески максималистично обрывает, но лиха беда начало. Ни для кого не секрет, что к Эканте ходят прабху с нашей Бхакти-врикши. Казалось бы, это – нарушение дисциплины, но…это хорошо! Для меня они открылись совершенно с другой стороны: я увидела не наших скромных мальчиков, а зрелых старших преданных! Андрей Качур, Дима Макаренко и Радик Хафизов безупречно играли роль консультантов-старших преданных (в принципе, находясь в движении уже некоторое количество времени, они быстро прогрессировали и стали таковыми), не уступая специально приглашенному старшему преданному – Диме Хвосту. Прабху подробнейше и грамотно комментировали священные тексты. Особенно меня поразили рассуждения Андрея о месте, времени и прочих условиях, благоприятных для проповеди. Очень глубоко! Так же говорили о санкиртане. Эрик Хафизов рассказывал, как помогал московским саньяси распространять книги: «Сначала ложное это мне мешало выйти с книгой. Как так – я только что разговаривал с начальниками фирм, а здесь должен буду протягивать книги простым смертным!» Но вайшнавское смирение – великая сила. И, выходя из машины на часик в день (Эрик развозил книги, привозил обеды москвичам), пока санкиртанщики грелись и обедали, сумел распространить 35 книг! Впервые пришедшая на Бхакти-врикшу юная матаджи искренне призналась, что не понимает энтузиазма, с которым люди в сорокоградусный мороз стоят на улице и распространяют книги. Да, такое можно понять, только начав служить, почувствовав, как во время санкиртаны проявляется Кришна, как ликует в груди Параматма после каждой проданной или просто подаренной книги…

Необыкновенно хороша была сама атмосфера на Бхакти-врикше. Просто потому, что юные – это всегда парадоксальный, искрометный юмор, веселые реплики, дружеские тычки и задоринки. Смех раздавался каждые пять минут, а затем совершенно органично возвращались к серьезным темам. Думается, Кришна бы сказал: «Хорошее, здоровое умонастроение». Ну и нельзя не похвалить прасад. Я просто не устаю удивляться, откуда берется вайшнавское прасадо-изобилие. Ведь сама Эканта – студентка, получающая скромную стипендию, у прочих юных так же, насколько я знаю, карманы не топорщатся. Были: восхитительный лапшичный суп из самодельной лапши, кукурузы и овощей (как хороши супы в мороз!), вайшнавское новогоднее оливье с гречкой и дранниками, огромный сладкий пирог, море фруктов, – стол ломился... Откуда?! Как?! После едем в машине и трещим с матажди, с которой ни разу не разговаривали, – не доводилось. Я радуюсь общению, возникающей дружбе с еще одной преданной душой…

Новогодний марафон продолжил праздник на нашей Бхакти-врикше, у Прадьюмны. Так же была почти стопроцентная посещаемость. Признаюсь по секрету, что в нашей Бхакти-врикше я больше всего люблю две вещи: как с ходу, пока собираются прочие преданные, Прадьюмна начинает чаще всего спонтанно развивать какую-нибудь тему (нынче был рассказ про Радханатха даса, равного по вселенскому величию служения и преданности Бхакти Тиртхе Свами), – и сразу всех заражает, заливает каскадом своей чистой преданности. Второе священнодействие – его киртан. Такого воспевания нет ни на одной другой Бхакти-врикше. И это моя индивидуальная гордость. Голос Прадьюмны, фисгармония, мриданги Мурари, караталы… Всегда море оттенков бхаджан-настроений: лирично, радостно, драйвово, сценично даже,– настолько качественно…Я закрываю глаза, и сами собой появляются картинки: праздничного шествия, или процедуры пробуждения маленького Кришны, или возвращения пастушков со стадом во Вриндаван… Прадьюмна – праздник воплощенный, хотя какая там плоть…После киртана Прадьюмна признался: «Когда мы вовремя просыпаемся, – это праздник, а сегодня мы проспали и решили посему устроить праздник для вас». И вторым номером было…святочное гадание по текстам из Священных писаний. Нандарани разносила дедморозовскую шапочку, из которой каждый член Бхакти-врикши доставал скрученную бумажку с текстом, предназначенным именно для него. Получалось иногда в самую точку, иногда забавно (Так у потерявшего работу Мурари – «деньги – не главное»). Мне достался парадоксальный текст «не стоит бросать работу» – это при том, что я ее найти уже четыре года толком не могу… Ну, может, в течение года этот текст станет внятным.

После – по кругу – рассказ каждого из участников о том, что было главным событием в прошедшем году, и что бы им хотелось, что бы сбылось в наступившем. И – полилась бхава. Ну, снова не без заразительнейшего смеха. Вайшнавы и юмор – понятия неразделимые. Как всегда, выделился оригинал-Мурари. Он просто не мог вычленить главное событие, и начал текуче-повествовательно перечислять события прошедшего года, которые все – сплошь – были главными: Ратхаятры в Тюмени – Ялуторовске – Заводоуковске, Аркаим, Садху-Санга, его свадьба (мне уже хотелось его эпичность приукрасить подробностями типа «свадьба, где я был в белом костюме, а Светлана в очаровательном платье»…). Планы у большинства преданных так же были связаны со служением и путешествиями на фестивали, что более чем отрадно…

После Прадьюмнаджи предложил дивный эксперимент: медленно, осознанно спеть киртан, прочувствовав каждый звук Святого Имени (а не по-плясовому, что стало уже признаком-визиткой тюменской ятры)…Без комментариев…Прасад был удивительный – сборный: несколько матаджи принесли свои блюда, – роскошное разнообразие: яблочный мармелад от Кати Бойко, капустный пирог от Нандарани, халава от Оленьки… Вывод единственен: я ни на какую самую крутую не променяю свою бхактиврикшу, хоть я и старше всей этой юной оравы на 10-20 лет…

Через пару дней я продолжила марафон посещением собрания матаджи у Татьяны Каменской. Славно, что удалось помочь хозяйке в приготовлении блюд, – в очередной раз поучиться у рукодельницы. Татьяна уже прославилась на всю ятру своим кулинарным искусством (думаю, недалек день, когда прославится и за ее пределами). Я поражена: когда были готовы гороховый суп-пюре с паниром, три пирога (капуста-сыр, капуста и яблочный), удивительный молочно-фенхельный напиток (ожидались еще капустно-оливково-кукурузный салат и рахат-лукумная сладость от подруг), Татьяна изрекла: «Да какой там пир, так себе, – нету ничего» (?!) Нетрадиционность заседания в этой группе началась с того…что началась с этого обильнейшего пира: «Вот бы сюда наших вечно голодных юных прабу! Как бы они были счастливы!», – не смогла не подумать я. Вкусно и сытно было невероятно. Простите, дорогие преданные, я никого не хочу обидеть, но вкуснее, чем у Татьяны, я не едала.

После меня попросили…запеть киртан. Если б кто знал, как мне хотелось хоть разочек, хоть немножечко попробовать это сделать! Я раньше представляла себе, какая это ответственность, как, наверное, стараются запевалы вдохновить своим пением на искреннее, экстатичное воспевание Имен, какую бхаву сами получают при этом. Но очень хотелось СВОЕГО опыта. И вот – Кришна, спасибо!!! Я не ожидала, что получу такой заряд вдохновения сама от того, что буду петь, и вовсе не думать о том, насколько я красиво или неважно пою, а искренне пытаться вдохновить матаджи, набирая обороты… Очень непривычно было слышать в ответ не фанфарно-трубный хор прабху, а нежненькие, тоненькие, высокие и немного робкие голоса тетушек и девушек. И – трогательно, и – ново. Эх, еще бы сюда умеренно-громкую фисгармонь, маленькие мриданги, какую-нибудь теплую флейточку…Обязательно буду медитировать на то, чтобы у меня появился вайшнавский инструмент… После воспевания озорные матаджи клали мне поклоны, чем просто повергли в пучину неловкости (хотя меня трудно в нея повергнуть).

И продолжилось оригинальное общение. Игра: написать по четыре качества, присущих тебе, без называния имени. После ведущая зачитывает качества, и публика угадывает, что это за человек. Как же интересно было таким образом заново познакомиться со старыми подругами (а пару я знаю уже лет семь) и узнать новых. Одну матаджи я увидела впервые, вторую очень плохо знала: из Москвы к нам приехала инициативная, активная администратор-организатор Елена; покорила своей изысканной женственностью соционический Есенин Оксана (как сказал Дхруванатх, Есенины – «идеальные женщины»)…А слушать огненную соционического Гамлета Елену – так просто подбирать вечно падающую челюсть…

Так же, как у Прадьюмнаджи, Татьяна спросила о планах на наступивший год. И, слушая ответы матаджи, я еще раз поразилась удивившей меня особости этой Бхакти-врикши: все-таки здесь свое, отличное от других умонастроение: одна очень хотела, чтоб Кришна позволил ей в этом году принять вайшнавскую пищу (ее организм не принимает молочные продукты), вторая занимается познанием себя, практикуя хатха-йогу и ориентируясь на гороскопы, третья очень хотела бы в этом году найти работу (она была домохозяйкой, а кризис подкосил благосостояние семьи)… Для меня, признаться, такие ответы были неожиданностью. Не берусь оценивать, хорошо это, или плохо, ведь у каждого свои отношения с Кришной, свой к нему путь. И, наверное, закономерно, что у зрелых матаджи более земной и конкретный, чем у трансцедентных прабху и идеалистичных юных дев. К тому же, у всех этих матаджи – очень активная жизненная позиция. Татьяна мечтает и организовать ансамбль матаджей и всерьез заняться упорядоченьем организации праздников (пока, увы, все происходит спонтанно и с организационными шероховатостями-«проколами», а Робеспьеру-Татьяне это не по душе). Мигом, не заглядывая в текст, давались ответы на важные вопросы по комментариям к шастрам, – матаджи не «парятся» и долго не раздумывают. Ответы им подсказывает сердце. Если ответы были не очень верны, Татьяна с ее крепким философским умом с давно меня поразившей неженской логикой объясняла нюансы и подробности. Очень важно не искажать писания, и она умеет это делать.

Я узнала много любопытной информации: о том, что этот год – уникальный, благоприятное положение планет случается раз в 700 лет. По лекции Патита Павана, очень активное солнце (надо делать Сурен- намаскар!) исполняет все духовные желания, которые накопились. Завязь исполнения должна произойти в первые 10 дней года, если душа будет в эти дни активно действовать! О, Кришна, спасибо, я только этим и занимаюсь! Вспомнила о том, насколько полезно по утрам брать себя за шкирку и муштровать свое тело, готовя его к активному служению, разминая хатха-йогой (эх, как лениво, но матаджи откровенно пожурили меня за расплывшиеся формы...). Ну и, конечно, куча дамских примочек: какой краской красить волосы, бла-бла-бла…Кришна, прости меня за праджалпу, но я в кои то веки попала в твой прекрасный гарем… Ну, разбавь по своей милости это собрание гопи мудрыми и красивыми прабху (если матаджи еще позволят, – там такой уже крепкий конгломерат!)…

Голова шла кругом от переизбытка общения и впечатлений, но надо было взять себя в руки и на следующий день пойти на следующую бхакти-врикшу – к умнице-тихоне Дюма-Оксаночке. У этого человечка я в гостях ни разу не была, – хотелось просто посмотреть на ее житие, да и хоть немного поближе познакомиться. Знаю ее лет шесть, а общаться практически не довелось – урывками. Как и ожидала, квартира оказалась просторной, но наполненной-забитой мелкими женскими штучками, чем обычно «грешат» одинокие матаджи, очень уютной. На кухне строгали Оксана и художник Руслан, старый мой знакомый, который…даже не помнил меня. Нашли таки с ним точки соприкосновения, а Оксана снова скромно осталась в тени. Не встречала молчаливее матаджи (зато когда она заговорит – держись! Убедит, переубедит и на место поставит). Как приятно, когда мужчина готовит! Моя слабость – смотреть на мужские руки, режущие, мешающие, заводящие тесто… Да еще славная новость – приглашен на Бхакти-врикшу Девананда, возвышеннейший старший преданный, неподражаемый, утонченно по-восточному выводящий витиеватые бхаджаны певец и артистичный, увлекательный и мудрый рассказчик-проповедник. Ну, значит, бхакти-врикша будет потрясающей. Так и произошло. Был глубоко научный разговор о том, почему стоит и почему не стоит есть мясо. Привели статистику, Людмила Сергеевна, как ученый-биолог добавила аргументов, Девананда рассказал об эзотерическом смысле приведенных в шастрах доводах. Преданные группы узнали много замечательных подробностей о божествах (и Руслану, как художнику, была необходима информация о том, что Бог – личность, что есть стандарты его изображения), услышали дивные истории-притчи и опыты общения старших преданных с божествами. Так Лагху однажды приснился Нитьянанда, который ей говорил, что у него болит голова. Матаджи вскочила среди ночи – посмотрела на Божество и увидела, что нечаянно воткнула иголку в головной убор острием в голову Божества…В разговоре о прочитанном матаджи Людмила Сергеевна сделала потрясающую рекламу книге …того же Радханатхи свами, о котором рассказывал Прадьюмнаджи! Я поняла, что это – судьба, попросила книгу «на почитать».

Совершенно потрясающе Девананда Пандит рассказал о творчестве, приведя пример с розеткой. По его словам, Господь оставил нам мааааленькую свободу выбора, которая называется творчеством. Когда человек творит, Господь не знает, что у творца получится. И сам всегда радуется и удивляется результату, ­– это для него неожиданность. Он, всеведущий, этого не знал!!! Это такая лила. Но все равно творчество – совместный акт. Человеческая личность, творя, подключается к «розетке», энергии Творца, и получается Совместное Произведение Искусства. И говорится, что все преданные – творцы. Они талантливы, поэтичны, изобретательны… За примерами далеко не нужно ходить, Девананда – олицетворение этих качеств.

…Это была так же своеобразная, неповторимая по умонастроению Бхакти-врикша. Казалось, все музы собрались послушать проповедь Девананды, чтобы потом разлететься и вдохновить художников на Возвышенное, одухотворенное творчество. Правда, Оксана смиренно передала бразды правления в руки Девананды, очень робко заявив о себе как о ведущей программы…Смирение вайшнава…

И снова обильный, разнообразный прасад: борщ со сметанкой, сладкий салат, два вида пирога, сладкие шарики…Кришна так меня насытил, что последующий экадэшный день я выдержала без проблем. Жаль, что была небольшая посещаемость на этой бхакти-врикше. Жаль, что так мало преданных услышали рассказы Девананды.

…Все бхактиврикшные дни я была переполнена радостью общения с преданными, я даже не понимала, за что, за какие заслуги Кришна дал мне столько милости, позволил мне насладиться таким количеством премы, сблизиться со столькими преданными, открыть им свое сердце и заглянуть в их сердца. Я снова и снова осознавала, как для меня ценно это общение; так радовалась, что поговорила, сблизилась с теми, с кем общалась мимоходом. Мне очень не хватало более глубоких отношений с вами, тюменские преданные. Я страдала от того, что за два с половиной года не нашла в ятре друзей. Но сейчас я поняла, что друг – каждый. Приходи и дружи. Все очень просто. И я рада, что вы мне дали ошеломляющий, выходящий из берегов заряд преданности. Я даже в понедельник утром с улыбкой счастья пошла на не очень радостную мою нынешнюю работу…

Через неделю, в субботу, я иду на еще одну (последнюю в списке тюменских содружеств), самую молодую нашу Бхакти-врикшу – к Гахане прабху. Замечательно уже то, что эта Бхакти-врикша проходит в храме, в алтарной комнате в присутствии самых главных Божеств нашей ятры – Гаура-Нитай. На протяжении беседы я все время всеми фибрами ощущаю их бдительный контроль, не тяготящий, но призывающий к ответственности за свои слова и максимальной правдивости. Думаю, не одна я это чувствую.

Я когда-то начинала свой опыт общения с преданными именно на Бхакти-врикше у Гаханы. Тогда была огромная аудитория и по-домашнему сытный, неизменно безупречный прасад от Лагху. Затем случились некоторые пертурбации из-за нехватки помещений, и нас двоих – Диму Макаренко и меня – Гахана перепоручил Прадьюмнаджи. Мы повздыхали, но постепенно почувствовали, прочувствовали и оценили вкус и этой – более молодой компании. Сам же Гахана некоторое время не проводил Бхакти-врикшу. Теперь вот – очередной виток. И любопытно, что к Гахене приходят…молодые пары. Сам ведущий признается, что так получилось случайно, не запланировано. Пока скромная посещаемость: Светлана и Андрей (знакомые мне только по их присутствию на праздниках лица с удивившими тогда меня шиваитскими четками из рудракши на шее и запястьях), наши «прадьюмновские» Катенька и Женя (однако, посещать несколько Бхакти-врикш – две, а то и три – стало у тюменцев правилом. Какие ж тюменцы общительные!), и одна из самых гармоничных супружеских пара нашей ятры –­ Гахана с Таттвой. Я в этой компании оказалась досадным исключением из правила.

Я в очередной раз убедилась, что Гахана – давно практикующий преданный, по сути, самый старший из ведущих Бхакти-врикш, – тем не менее, как никто ответственно относится к подготовке к занятию. Все отлажено и работает, как безупречный механизм, с филигранной точностью и идеальной концентрацией: обсудили все необходимое за пару часов, в рабочем темпе, без сбоев и расслабух. При максимальном насыщении энтузиазмом и открытием сердец. После киртана – опрос, с какими ожиданиями, мыслями, настроениями сегодня преданные пришли на эту Бхакти-врикшу. И, так как пауза затянулась, Гахана ответил на вопрос сам, подав подопечным недюжинный пример: ему любопытно, как меняются преданные, он с радостью наблюдает, как они стремительно прогрессирую за год, даже за месяц... Светлана с Андреем отвечают, что им хочется узнать вайшнавские философские постулаты. Катерина рассказывает, что нашла свои записи полугодовалой давности, в которых она еще сомневалась, насколько ей необходимы преданные, сейчас она твердо убеждена, что будет искать любой повод для общения и служения. Я признаюсь, что мне, помимо моей задачи – обхода всех Бхакти-врикш – просто очень нужно общение с Гаханой, его напор и побуждение к активному действию (будучи кристально правдивым и открытым, этот человек не постесняется высказать в отношении тебя и не самое приятное, что он в тебе видит. И мне, пожалуй, эти высказывания больше всего помогли продвинуться по пути преданного служения. Сработало природное кшатрийское мое-ему сопротивление: «Ах, ты думаешь, что я не смогу?! Да из принципа смогу! Не слабо!!!»).

Замечательно прошло обсуждение шастр на тему рейкарнации. Я, к стыду своему, только здесь выяснила, что душа переселяется в следующее грубое тело не самостоятельно, а оставаясь в тонких телах – ум, разум, ложное эго (так называемые астральное, ментальное). Как-то раньше не задумывалась над этим механизмом. Вопрос Гаханы: помогает ли в повседневной жизни осознание того, что вы – вечная душа. Ответы: в добром здравии это вызывает радость; в экстремальных, трудных ситуациях – помогает преодолеть страхи и уныние. Главное и самое трудное – вовремя вспомнить, что мы – вечные, бессмертные души, не погрязнуть в материальных представлениях. И, само собой, хочется достигнуть ступени осознания, когда этот пунктик уже не будет отключаться в нашем сознании ни на йоту…

Потрясающее чтение круга джапы! Для меня до сих пор загадка, как во всегда подтянутом, собранном, четком и даже жестковатом соционическом Штирлице-Гахане…может так бархатно и нежно разливаться према во время воспевания Святых Имен! Когда он их произносит, в этих звуках есть все: и мольба, и смирение, и забота, и растворение, и предание, и радость…У меня даже промелькнула мысль, что ни разу я ни от одного самого гениального актера не слышала такого выразительного чтения ни одного самого пронзительного стихотворения…И, повторяя джапу вместе с Гаханой, ты сам уже не можешь твердить ее бесхарактерно-монотонно, и твоя джапа превращается в мольбу о «Кришна, пролей на меня милость – дай стать слугой слуги Твоего слуги…»

Разговоры о желаниях тела и души с приведением примеров из жития святых (благо, по мере продвижения по пути преданного служения желания тела становятся все неприхотливее); скромный, но изысканный, как сама хозяйка, прасад от Таттвы: сладкий рис и мои любимые овощные самосы; искреннее приглашение от Гаханы в мой адрес приходить к нему на следующие занятия. В принципе, приглашали и другие ведущие, но я как-то думала все больше: да, было бы неплохо, если захочу когда-нибудь, под настроение…А здесь мой внутренний голос отчеканил: «Надо. Обязана», – ррррравняйсь, смирррно…Почему так? Кто б знал…И снова – сопротивление ума: «Ага, щас, разбежалась. У меня есть своя Бхакти-врикша, я не могу тратить время на такую роскошь – ходить еще к кому-то, надо работать, делать газету, я ж не молоденькая тусовщица…»Больше чем уверена, что в следующую субботу пойду на Бхакти-врикшу к Гахане.

…Мое преданное служение продолжается…Шри Шри Гаура-Нитай, спасибо!!!

…Сегодня нет тех спектаклей, что ставили наши преданные пару лет назад. Очень жаль. Это – репортаж с одного из самых нектарных. После я написала рецензию на второй, но – увы, не нашла её у себя в анналах. Ну, чем богаты… Это, кажется, весна 2010-го…

Атака Мельпомены

Играем? Пусть слепит глаза

Легкомысленный солнечный зайчик –

Подарок судьбы моему испещренному

Муками телу,

Пусть каверзы дарит и дразнит, смеясь и лукавя,

Чтоб радостно пело, чтоб ярко цвело и горело…

Не будет раздрайва,

Не ждите трагедий и в-опухоль-веки

Играем! Пусть Кришна тасует колоду! Огрехи

Пусть будут,

Пусть сыпется град неудач и пусть рушится башня иллюзий -

Играем в любовь, презрев неуемных стенаний конфузы…

Все будет фонтанно-прозрачно – до брызг и визжания люда,

Все будет - язЫками в небо костра-фейерверка шипенье…

Лишь вихри и брызги, лишь милой интриги горенье!

Роскошно-изыскан рецепт вдохновенного блюда…

Играем! Пусть будет смешным и нелепо-провальным

Спонтанный итог невезучей игры – нет нам дела

До этих анальных провалов – салютом финальным

Почтим материального вязкую слякоть. Плевать!

Мы задиристо, дерзко и смело

Играем!…

Древнегреческая муза театра – Мельпомена – уверенно, окончательно и бесповоротно вторглась на вайшнавскую территорию. Спектакль, который юные и зрелые вайшнавы и вайшнави поставили на Рама-навами, имел потрясающий успех у публики. На автора этой статьи он произвел настолько сильное впечатление, что…ему захотелось в кои-то веки написать развернутую театральную рецензию с некоторыми отступлениями от классического жанра театральной критики в область прославления возлюбленных Кришной тюменских преданных.

Итак, действие происходит в так называемые «доисторические» времена – в трета-югу, эпоху явления на Землю безгрешного Рамы. Абсолютно оправдало себя название пьесы: «Рамаяна (история божественной любви, дарующая радость, свет и умиротворение)». Написал ее текст Вадим Дышкант, киевский публицист и искусствовед, сумевший бережно сохранить стилистику классической индийской трагедии (в пьесе использованы фрагменты перевода «Рамаяны» Вальмики).

Тюменско-вайшнавский режиссер Елена «выжала» из истории квинтэссенцию, двойную коду драмы – мотивы изгнания Рамы в лес и похищения Ситы ракшасом Раваной. И, несмотря на технические сложности (актерам и режиссеру пришлось из развернутого, пространного текста трагедии самостоятельно, на ходу вычленять основные моменты, поэтому актеры порой судорожно вспоминали – что ж им надо теперь сказать, какой отрывок из текста?! – и возникали длинноты, паузы, заминки…), но зрелище получилось захватывающим и ярким.

От того, как перевоплощались преданные, входя в свои роли, бутафорские мечи представлялись обоюдоострым и грозным оружием (ах, как хотелось более мощного «рубалова»!), яркая булава Ханумана приковывала взгляд, продуманные и уместные музыкальные вставки помогали погрузиться зрителям в атмосферу происходящего… Но все эти «вспомогательные механизмы» не сработали бы, если бы не вдохновенная игра наших актеров, буквально на глазах профессионально растущих.

Тон драме, некое «вхождение» в атмосферу спектакля задала наша восхитительная миниатюрно-фарфоровая (ей бы капризно-пасторальную пастушку в сказке Андерсена играть!) йогиня-танцовщица Светлана Зайцева. Так мотыльково-порхающе, изящно и легко двигается чаровница, что хочется бесконечно перематывать пленку назад! Кстати, в традиционной индийской драме действие всегда предваряли именно танцоры. Они языком жестов «вкратце рассказывали», что будет происходить (в Древней Греции их заменил хор).

Затем на сцене появилась старая злая горбунья (Мантхара), и никто мне теперь не докажет, что это была наша ослепительная красавица, девчушка-веселушка Катя Жилевская: бледное лицо, перекошенное от лютой злобы, хищно-коварные жесты…Бррр! Мне стало страшно и холодно, захотелось вернуть нашу Катю…Сама актриса признается, что во время репетиций ей не удавалось перевоплотиться, но на сцене перед зрителями ведь происходит некое волшебное священнодействие: играют (да и играют ли?) не только актеры-марионетки, а и еще вселившиеся в них НЕКТО, действие держится в сами понимаете ЧЬИХ руках…

Восхитителен, несмотря на заминки с текстом, дебют знойной красотки Элен, перевоплотившейся в надменную царицу Кайкеи, младшую жену царя Дашаратхи. У меня было полное ощущение, что я смотрю классическую греческую трагедию с библейскими вкраплениями: Юдифь, Персефона и Иокаста в одном флаконе. Нарочито театральные жесты были совершенно органичны в исполнении нашей дивы…Любовь к сыну, желание его защитить и мистические наговоры Мантхары затмили разум Кайеки – заставили поставить условие царю об изгнании безгрешного Рамачандры в лес на 14 лет… В Элен-Кайкеи насыщенно и колоритно проявились, пожалуй, своеобразно интерпретированные качества младшей жены: это не маленькая растерявшаяся девочка, идущая на поводу у ракшаси (Персефона до Аида), а уже зрелая, властная женщина-вамп, по силе энергетики, непререкаемости авторитета и властности-жестокости (Персефона во время правления подземным царством и Юдифь) превосходящая своих смиренных и убитых горем партнеров по игре. И силу эту, а затем, когда ее отвергает сын, и боль отчаяния ей дает пелена фанатичной, болезненной привязанности к Бхарате (любовь Иокасты к Эдипу в греческой трагедии).

Очень убедительным контрастом Элен были и убитый горем, но не смеющий нарушить своей клятвы Антон-царь Дашаратха (Антон доказал, что достоин и менее эпизодических ролей) и поражающий смирением и принятием своей доли Радик-Рама. Радику впервые выдалась возможность сыграть не самодостаточного Кришну или лучезарного Чайтанью. И в этих ролях он был несказанно хорош, но в личностях, сыгранных Радиком, не было трагедийной натянутой струны. Это были несколько схематичные прекрасные персонажи, возведенные самим актером на пьедестал, с некоторыми – пунктиром – вкраплениями: в случае с Кришной – беспричинной радости, в случае с Чайтаньей – тоски, всепрощения и сострадания. Теперь же и обогатившимися интонациями гибкого, глубокого бархатного голоса, и вдруг ожившей мимической игрой Рам заставил забыть публику о том, что нужно иногда мигать и дышать. Он был нечеловечески прекрасен! И даже воздетые долу руки Рамы – так идущий Радику, совершенно органичный для него жест, говорящий о том, что на все – Воля Всевышнего, – вздымались то радостно, то под тяжким бременем ответственности, то, потеряв Ситу, еле-еле – жестом отчаяния…Думается, загоревшаяся, пока еще таки мерцающая звезда Радика, отменного лирического героя, не побоюсь этого сравнения, Ланового тюменской ятры, однажды ярко вспыхнет на небосклоне вайшнавского театра – дайте срок!

Естественно, живинку-изюминку в любую канву любого спектакля привносят негодяи –отрицательные и одновременно потешные персонажи. И очень трудно женщине решиться на роль подобного плана. Но наша смелая Леночка, игравшая до того эпизодические роли, решилась на то, чтобы стать ракшаси Шурпанакхой, влюбившейся в Раму. Умело подобранный костюм, по-парижски пикантный платочек на огромном приклеенном носе (имеет право!)… Нет, все это не заиграло бы, если б в игру не включилась сама Леночка – открытый, самосветящийся яркий цветочек, одаренный восточным темпераментом и нежным обаянием. Ее партнерам – Раме и Лакшману (Эрик) – трудно было подтрунивать над таким очарованием, но наши возвышенные герои достойно сыграли сцену глумления над доверчивой самовлюбленной ракшаси. За небесным обаянием последовал подземный гнев – и оскорбленная Шурпанатха яростно отомстила обидчикам, ведь женский гнев – необузданная стихия…

Единогласно «гвоздем» спектакля, его ярчайшей звездой признан не перестающий удивлять публику все новыми и новыми гранями своего незаурядного таланта Дмитрий Макаренко. Похотливый ракшас Равана в его интерпретации был не эдаким плотоядно-приторным, дрожащим от вожделения гадом, а…неким швайн-хряком из немецкого эпоса, самодовольным пьянчугой-эпикурейцем, визжащим фальцетно-йодлерово, вставляющим в речь прикольный сленг (чего явно не было в сценарии – изобретение самого Димы, неплохого стилиста-текстовика). Ни капли зажатости, ни единой неубедительной ноты – так отвратительно хорош был Равана в каждой сцене. Кстати, чувствовалось, что Дима поработал над сценречью – стал говорить громко. Ха! В такой-то роли сам Кришна велел!.. Ах, как любопытно, чем удивит нас Дима, наш Смоктуновский, в следующий раз? Преданные полны нераскрытых граней – бездонные колодцы…

Мил в юношеских порывистых движениях (как он беспощадно хватанул и протащил по полу Катеньку-Мантхару) был Максим-Рам-Бхарата. Несмотря на несколько неорганичную для него роль воинствующего Лакшмана (слишком изящен, нервен и тонок наш красавец для грубой порывистости и воинственности) и красноречиво выраженное в мимике самобичевание за оговорки, был хорош Эрик. На мой взгляд, роль мудреца в предыдущем спектакле Эрик сыграл отменно и органично: там были достойные монологи и открытие для меня – мимическая нюансировка на чаще всего спокойно-отрешенном лице нашего героя…Но все таки сцена с глумлением над Шурпанакхой реабилитировала Лакшмана, – здесь включились и радужно заиграли природная веселость и игривость Эрика. И у Рамы и у Эрика, без сомнения, есть в запасе еще воз и маленькая тележка сюрпризов для тюменского зрителя…Солнечный олененок Женя…Какие тут могут быть слова? Улыбка, не сходящая с лица при воспоминании о цокающих копытцах…Немного многовато смиренен был Виталя-Хануман. Такой колоритный юноша – сажень в плечах, огромные бездонные очи…Ну, да: то, что Сита-Рама у него в сердце живут – чувствовалось, а вот его сила и мистическая мощь были тщательно завуалированы. Смелее, Виталя! С твоим-то мужским шармом…Поверь в себя, дружочек! Робко, но очень уместно сыграл новенький (Вицин при Моргунове-Макаренко) бледный мальчик по имени Женя-Индраджит. Ну, с ним мы, надеюсь, еще познакомимся…

Спросите: ну что ж я тяну с Ситой, героиней, из-за которой и заварился сыр-бор…А вот не знаю, что сказать о Сите. Просто стройная, милая, утонченная Катюша Бойко из роли в роль играет Радху, Ситу, других смиренных красавиц, правильных-правильных, честных-честных, верных-верных. Дайте уже Кате сыграть ракшаси или белочку там! Надо разнообразить ее амплуа, оживить нашу снежную королеву, прекрасную, но, увы, несколько нордически холодную и статичную. Я знаю – Катенька не обидится на мои слова. Я уверена – мужская половина ятры из уважения и любви к нашей деятельной, самоотверженной, славной умнице ополчится на меня. Не бросайте меня в терновый куст! Вот увидите: в следующем спектакле Катюша…Вот увидим следующий спектакль…И еще раз удивимся режиссерскому таланту драгоценной находки нашей ятры-Лены, с помощью Кришны чудесно раскрывающей таланты наших прабху и матаджи…И да простит мне Кришна за критику его чистых преданных, ведь она, я так на это надеюсь, во благо, во имя развития их недюжинного таланта!

…Спустя некоторое время я иду на мастер-класс труппы: увидеть рабочие моменты, взять интервью у Лены, поговорить с актерами…

Елена Юшкова (Кайкеи):

– Те эмоции, что были внутри, они проявились, были проиграны здесь. И поэтому после спектакля было такое освобождение, очень легко было на душе, очень чисто – на сердце. И вот это состояние гнева, раздражения, которое периодически приходит в обычной жизни, – оно проиграно было и вообще смыто. Получилась такая реализация. Репетиции очень сильно вдохновляют, потому что идет непосредственное общение, ты сталкиваешься с преданными. И все твои эмоции, все анартхи – они тут же вылазят, ты сразу видишь, что в тебе не то, потому что каждый по-своему что-то видит, каждый свое мнение говорит. Мы же все эгоисты, каждый думает «я-то еще лучше скажу». И видишь в себе анартхи: где у тебя гнев, где – зависть, где – раздражение. И, когда начинаешь общаться с человеком, думаешь, что он вот такой, а общаешься с ним, и он совершенно нектарные качества раскрывает, и ты понимаешь, что человек – совершенно другой. Я недавно влилась в труппу, и поэтому у меня идут очень сильные реализации…

Радик Хафизов (Рама):

– Я могу сказать, что мне было достаточно легко играть, потому что наши дорогие преданные помогали и вдохновенно играли. Режиссер хорошо поставил спектакль, так что все было нектарно. У меня в большинстве случаев была импровизация: я соблюдал канву, не полагаясь только на слова. Безусловно, во время репетиций каждую сцену мы проигрывали по-новому. После анализируешь-выбираешь, что получилось наиболее удачно, и выносишь это на сцену…Я задал вопрос старшим преданным: «То, что я участвую в спектаклях – это какой-то вид служения?» Мне ответили, что это – служение. Раз они так считают, я очень рад этому…Что касается труппы, то все – очень творческие личности. Сразу видно, что Кришна в определенные моменты игры открывает по-новому качества, которые есть в актерах…

Виталий Ведерников (Хануман):

– Я не мастер давать интервью…Могу сказать, что, действительно, сам спектакль и подготовка очен

Наши рекомендации