Выдающиеся личности Древнего Египта (их вклад в культуру). Особенности тех или иных поколений, генераций
Но главным естественным богатством Египта был камень. В пустынных нагорьях египтяне добывали кремень, необходимый для изготовления древнейших орудий и разных видов оружия. В горах, окаймляющих долину Нила с запада и с востока, египтяне добывали известняк, песчаник, гранит, диорит, базальт, порфир, серпентин, оникс и другие виды камня, служившие в качестве строительного материала, а также для изготовления статуй, сосудов и самых различных предметов, что обусловило высокое развитие камнеобрабатывающего ремесла. Металлы, в частности медь, египтяне были вынуждены привозить из восточной, так называемой Аравийской, пустыни, отделяющей долину Нила от Красного моря, а также с Синайского полуострова. Золото египтяне привозили из Нубии, золотые рудники которой описал греческий историк Диодор.
Периодизация
Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:
- Доисторический Египет
- Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
- Раннее царство;
- Древнее царство;
- Первый переходный период;
- Среднее царство;
- Второй переходный период;
- Новое царство;
- Третий переходный период;
- Поздний период, или Позднее царство;
- Птолемеевский период.
Выдающиеся личности Древнего Египта (их вклад в культуру). Особенности тех или иных поколений, генераций
В начале XXX века до н.э. начался величественный период Пирамид. Символично, что именно в это время власть фараонов стала практически абсолютной.
Самым выдающимся фараоном Третьей династии был Джосер Нечерихет, ее основоположник. Он продолжал разработку медных рудников на Синайском полуострове и раздвинул границы страны на юге, подчинил Египту беспокойные племена северной Нубии. О нем самом и о его правлении сохранилось довольно мало сведений, и большинство из них почерпнуты из его собственной гробницы.
К началу правления Джосера относится революционный переворот в древнеегипетском строительстве: изобретение каменной кладки. Ступенчатая пирамида Джосера является самым древним каменным сооружением на Земле. Первая попытка человека создать монументальное сооружение на века оказалась успешной. Кстати, имя Джосер было дано фараону посетителями комплекса спустя тысячи лет после его постройки. На стенах присутствует только одно имя – Неджерикхет.
Его называли первым гением в истории человеческой цивилизацию. Даже после его смерти его почитали несколько тысячелетий. Долгое время ученые предполагали, что Имхотеп – не более, чем мифологический персонаж, некое божество. Было весьма трудно поверить в то, что один человек мог обладать столь различными достоинствами. Он был первым в мире архитектором, строителем первой египетской пирамиды, врачом, жрецом, поэтом и верховным советником фараона Джосера. Надписи на статуи фараона представляют Имхотепа как "канцлера царя Нижнего Египта", "первое лицо после фараона", "главного скульптора", "главного плотника".
До современной египтологии дошло множество титулов Имхотепа. Есть титулы, записанные во времена его жизни, есть титулы, записанные в источниках намного более поздних – в эпоху эллинизма. Однако ни в одном из его титулов нет упоминания о какой бы то ни было связи Имхотепа с правящей династией. И сейчас многие ученые согласились с тем, что Имхотеп поднялся до высот первого лица Египта, будучи по рождению простолюдином.
Рамзес II стал соправителем своего отца, когда ему было всего десять лет (по другим источникам – восемь). Поначалу он был наместником фараона в Эфиопии, где ему приходилось бороться с набегами туземцев. Возраст наследников во все времена не считался препятствием для занятия высочайших постов. Будучи десятилетним ребенком, он командовал армией, а в четырнадцать вместе с отцом участвовал в битве у города Кадеш с племенами хеттов – одержал победу, пусть и кратковременную, но зато первую в жизни.
Вступив на престол, он продолжил походы своего отца, занявшись восстановлением власти Египта в Палестине. Его попытки оказались успешными. В Сирии войска Рамзеса столкнулись с хеттами, которые также претендовали на новые земли. В одной из происшедших там битв, по свидетельству официальной хроники, юный фараон проявил чудеса личной храбрости, что решило дело в его пользу. Эта победа была увековечена на стенах храмов в Абусимбеле, Луксоре и Дерре, придворный поэт воспел ее в эпосе Пентаура. В 1296 году до нашей эры война с хеттами завершилась заключением мирного договора с царем Хетасиром III. Это был первый известный в истории международный договор.
В перерывах между активным укреплением своего рода Рамзес большую часть времени проводил на строительных площадках, следя за возведением гигантских сооружений, задуманных еще его отцом. Ученые полагают, что такое стремление к гигантизму было спровоцировано не столько желанием сохранить свое имя на веки вечные, сколько вполне человеческим стремлением во что бы то ни стало убедить всех в своем божественном происхождении. К тому времени Египет представлял собой огромную империю с хорошо разветвленным и развитым бюрократическим аппаратом, который, в свою очередь, обладал сильным влиянием в стране. Статус божества гарантировал множество преимуществ фараону, и на его поддержание не жалели средств. Эту истину усвоили еще предки Рамзеса, а он превзошел их всех.
Религия Древнего Египта
Религия древнего Египта была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего характера и ума, философского или суеверного. Восток - страна мечтателей и великих основателей религиозных систем, Африка же - страна фетишизма и идолопоклонничества. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь; там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали силой, проворством и ловкостью в более высокой степени, поэтому все божества этих рас что-нибудь заимствуют у животных. Впрочем, греки несколько иначе объясняют верования египтян и образы их богов: во время страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги, спасаясь от преследований своих противников, вынуждены были бежать в Египет, приняв образ или форму животных, чтобы их не узнали враги. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные богами формы, под которыми увидели впервые.
Боги
В Древнем Египте наибольшее значение придавали богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных.
Его супруга - богиня Мут - называлась царицей неба и владычицей ночи, она же была матерью восходящего солнца. Богиня Мут всегда изображалась с двойной короной - ПШЕНТ - эмблемой господства над Верхним и Нижним Египтом. Её отличительный признак - ястреб, символ материнства. Египтяне полагали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его символом материнства
Бог Тот изображался всегда в сценах суда над душами, часто на надгробных памятниках или с богиней Пахт (Сехмет), богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою же ласковою, как кошка.
Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой. Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо - символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра чем зла, он становится "праведником" и мог стать частью мистического тела бога Осириса; в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А "праведный" мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле.
Хотя Осирис, Исида и Гор - главные египетские боги, но Мемфис и Фивы, бывшие долгое время столицами двух отдельных царств, имели особенных богов, которые потом смешались и соединились в египетской мифологии.
Главным богом Мемфиса был Птах. Он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой головой, назывался богом «с красивым лицом», «богом, придающим новую жизнь или новые формы». Птах есть то божество, которое снабдило бога Ра, сотворившего Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто изображается с символом воскресения на голове - это скарабей, или навозный жук, - и попирает ногами крокодила, символ мрака.
Высшим божеством Фив являлся Амон. Греки отождествляли его с Юпитером. Он главный деятель в природе и главная причина, заставляющая природу вечно возобновляться. Так как для Египта высшее проявление могущества этого бога заключалось в размножении стад, то Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот почему в Фивах к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные по обеим сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и чаще всего приносилось ему в жертву.
Обучение. Письменность
Но главным естественным богатством Египта был камень. В пустынных нагорьях египтяне добывали кремень, необходимый для изготовления древнейших орудий и разных видов оружия. В горах, окаймляющих долину Нила с запада и с востока, египтяне добывали известняк, песчаник, гранит, диорит, базальт, порфир, серпентин, оникс и другие виды камня, служившие в качестве строительного материала, а также для изготовления статуй, сосудов и самых различных предметов, что обусловило высокое развитие камнеобрабатывающего ремесла. Металлы, в частности медь, египтяне были вынуждены привозить из восточной, так называемой Аравийской, пустыни, отделяющей долину Нила от Красного моря, а также с Синайского полуострова. Золото египтяне привозили из Нубии, золотые рудники которой описал греческий историк Диодор.
Периодизация
Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:
- Доисторический Египет
- Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
- Раннее царство;
- Древнее царство;
- Первый переходный период;
- Среднее царство;
- Второй переходный период;
- Новое царство;
- Третий переходный период;
- Поздний период, или Позднее царство;
- Птолемеевский период.
Выдающиеся личности Древнего Египта (их вклад в культуру). Особенности тех или иных поколений, генераций
В начале XXX века до н.э. начался величественный период Пирамид. Символично, что именно в это время власть фараонов стала практически абсолютной.
Самым выдающимся фараоном Третьей династии был Джосер Нечерихет, ее основоположник. Он продолжал разработку медных рудников на Синайском полуострове и раздвинул границы страны на юге, подчинил Египту беспокойные племена северной Нубии. О нем самом и о его правлении сохранилось довольно мало сведений, и большинство из них почерпнуты из его собственной гробницы.
К началу правления Джосера относится революционный переворот в древнеегипетском строительстве: изобретение каменной кладки. Ступенчатая пирамида Джосера является самым древним каменным сооружением на Земле. Первая попытка человека создать монументальное сооружение на века оказалась успешной. Кстати, имя Джосер было дано фараону посетителями комплекса спустя тысячи лет после его постройки. На стенах присутствует только одно имя – Неджерикхет.
Его называли первым гением в истории человеческой цивилизацию. Даже после его смерти его почитали несколько тысячелетий. Долгое время ученые предполагали, что Имхотеп – не более, чем мифологический персонаж, некое божество. Было весьма трудно поверить в то, что один человек мог обладать столь различными достоинствами. Он был первым в мире архитектором, строителем первой египетской пирамиды, врачом, жрецом, поэтом и верховным советником фараона Джосера. Надписи на статуи фараона представляют Имхотепа как "канцлера царя Нижнего Египта", "первое лицо после фараона", "главного скульптора", "главного плотника".
До современной египтологии дошло множество титулов Имхотепа. Есть титулы, записанные во времена его жизни, есть титулы, записанные в источниках намного более поздних – в эпоху эллинизма. Однако ни в одном из его титулов нет упоминания о какой бы то ни было связи Имхотепа с правящей династией. И сейчас многие ученые согласились с тем, что Имхотеп поднялся до высот первого лица Египта, будучи по рождению простолюдином.
Рамзес II стал соправителем своего отца, когда ему было всего десять лет (по другим источникам – восемь). Поначалу он был наместником фараона в Эфиопии, где ему приходилось бороться с набегами туземцев. Возраст наследников во все времена не считался препятствием для занятия высочайших постов. Будучи десятилетним ребенком, он командовал армией, а в четырнадцать вместе с отцом участвовал в битве у города Кадеш с племенами хеттов – одержал победу, пусть и кратковременную, но зато первую в жизни.
Вступив на престол, он продолжил походы своего отца, занявшись восстановлением власти Египта в Палестине. Его попытки оказались успешными. В Сирии войска Рамзеса столкнулись с хеттами, которые также претендовали на новые земли. В одной из происшедших там битв, по свидетельству официальной хроники, юный фараон проявил чудеса личной храбрости, что решило дело в его пользу. Эта победа была увековечена на стенах храмов в Абусимбеле, Луксоре и Дерре, придворный поэт воспел ее в эпосе Пентаура. В 1296 году до нашей эры война с хеттами завершилась заключением мирного договора с царем Хетасиром III. Это был первый известный в истории международный договор.
В перерывах между активным укреплением своего рода Рамзес большую часть времени проводил на строительных площадках, следя за возведением гигантских сооружений, задуманных еще его отцом. Ученые полагают, что такое стремление к гигантизму было спровоцировано не столько желанием сохранить свое имя на веки вечные, сколько вполне человеческим стремлением во что бы то ни стало убедить всех в своем божественном происхождении. К тому времени Египет представлял собой огромную империю с хорошо разветвленным и развитым бюрократическим аппаратом, который, в свою очередь, обладал сильным влиянием в стране. Статус божества гарантировал множество преимуществ фараону, и на его поддержание не жалели средств. Эту истину усвоили еще предки Рамзеса, а он превзошел их всех.