Общий перечень заданий, которые необходимо выполнить на втором курсе

– одна курсовая работа (в первом семестре сдается титульный лист, Введение, список литературы; во втором семестре работа сдается полностью);

– подготовка по вопросам устного экзамена (в первом семестре сдаются первые 12 тем; во втором семестре с 13 по 22);

– умение атрибутировать заданный визуальный ряд, связанный с тематикой курса;

– знание терминологии;

– конспекты научной литературы, связанные с тематикой курса;

– пересказ какого-либо искусствоведческого текста (статьи, главы книги) с анализом его научного метода;

Терминология и некоторые понятия

Средневекового искусства и архитектуры

Архитектура

Романика

Венец капелл – небольшие абсидиолы, огибающие алтарную часть храма и выполняющие роль камерных часовен для хранения св. реликвий.

Зальная церковь – храм, имеющий равную высоту нефов, как правило, перекрытых цилиндрическими сводами.

Связанная система – соответствие между сводами центрального нефа церкви и боковыми, соответствующее 1:2.

Готика

Аркбутан – упорная арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.

Архивольт – рельефная окантовка арочного изгиба вдоль его края; выступающий скульптурный наличник, венчающий свод или арку.

Вимперг – треугольный резной фронтон над аркой окна или дверного проема.

Контрфорс – внешняя опорная конструкция, выступающая или отделяющая часть стены, а также установленные снаружи столбы, связанные с перекрытием аркбутанами.

Нервюры – стрельчатые арки из тесаных камней, создающие каркасную основу крестового свода.

Тимпан – окруженная карнизом внутренняя поверхность фронтона, расположенного над порталом, либо – верхняя ажурная часть витража.

Изобразительное искусство

Евхаристия – «благодарение» (греч). См. «Литургия».

Литургия – важнейшее богослужение христианской Церкви в ходе которого происходит Причащение Св. Христовых Таин.

Месса – важнейшее богослужение Католической церкви, включающее Литургию, или Евхаристию. Месса чаще служится вечером, хотя, согласно клюнийскому уставу XI–XII вв., распространенной была и утренняя Месса, совершаемая в непраздничные дни как заупокойная служба.

Теофания – «богоявление» (греч). Может быть Ветхозаветной (видения пророков Даниила и Иезекииля) и Новозаветной (Преображение Христа на Фаворе перед учениками, крещение Господне в Иордане).

Теофаническая композиция – изображение Христа в окружении Небесных Сил и Тетраморфов, согласно видениям пророков Иезекииля и Даниила. Данная композиция встречается в алтарных росписях ранневизантийского времени, а также в книжной миниатюре.

Тетраморфы – символические изображения Евангелистов в виде Ангела (Матфей), Льва (Марк), Тельца (Лука) и Орла (Иоанн). Ангел обозначает человечность первого Евангелия, Лев – знак силы Христовой, Телец – тема Жертвы Спасителя, Орел – возвышенное Богословие.

Традицио легис, или «передача Закона», – композиция раннехристианского и ранневизантийского искусства, представляющая Христа, с изображениями апостолов Петра и Павла по сторонам. Господь передает свиток апостолу Петру, что символизирует преемственность боговдохновенного учения Христа апостолами.

Экклесиологический – связанный с церковью.

Эсхатологический – связанный с Апокалипсисом и Страшным Судом.

Миниатюра

Акротерии – орнаментальные мотивы в виде побегов, украшающие углы заставки геометрической (прямоугольной, п-образной) формы.

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова – книга, завершающая новый Завет и повествующая о последних временах, приходе антихриста и победе над ним, о Страшном Суде и жизни будущего Века в Небесном Иерусалиме.

Апокалипсис Беатуса – комментарии на Апокалипсис, составленные монахом Беатусом в 776 г., представляющие собой компиляцию из текстов, принадлежащих авторитетным церковным авторам.

Бестиарий – книга энциклопедического характера, содержащая как естественно-научные, так и мистико-символические сведения о реально существующих и фантастических животных. Среди последних можно назвать аспида, который затыкает свои уши, чтобы не слышать Божественного назидания; змея-василиска, обладающего вредоносным взглядом; феникса, возрождающегося из пепла и проживающего в Египте

и т. д.

Бревиарий –краткая богослужебная книга.

Дроллери – забавные фигурки на полях рукописей.

Евангелие – «благая весть» (греч). См. «Четвероевангелие».

Евангелиарий – то же, что и Четвероевангелие.

Евангелистарий, или перикоп – то же, что лекционарное евангелие или Евангелие апракос. Книга, содержащая отдельные богослужебные чтения из Евангелий, так называемые «перикопы».

Заставка – орнаментальная форма, открывающая текст. Может быть сюжетной и бессюжетной. В восточно-христианских рукописях была распространена прямоугольная и п-образная заставка, трактованная как рамка, состоящая из мелких орнаментально-каллиграфических элементов.

Инициал – начальная буква текста с декоративными элементами. Различают зооморфный инициал, с изображением животных; инициал с флоральными мотивами, или растительным орнаментом; инициалы с библейскими сюжетами и антропоморфными образами, представляющими человека. Традиция Ирландской и Англо-Саксонской миниатюры разрабатывает страничный инициал тератологического стиля, включающий такие архаические элементы, как плетенка, спиралевидные мотивы, восходящие к культурным традициям языческой Европы, так называемого латенского периода (до римского завоевания). В структуре инициала выделяется главная часть, или контур, и «заполнение», или содержание.

Канон – таблица параллельных мест евангельского текста.

Каноны Согласия – то же, что «канон». Каноны Согласия были составлены в IV в. Евсевием Кессарийским.

Ковровая страница – орнаментальное заполнение страницы Ирландского манускрипта VII–IX вв., включающее мотив креста, орнаментальные элементы в форме плетенки и спиралей.

Крин – орнаментальный мотив, напоминающий цветок лилии.

Лекционарий – литургическая книга, содержащая отрывки из Библии.

Маргиналии – поля рукописи.

Мирабили – фантастические и звериные мотивы.

Маргинальные фигуры – изображения на полях средневековых манускриптов в виде химер, фантастических животных, антропоморфных или зооморфных существ с растительными элементами. В качестве маргинальных изображений могут выступать как сюжетные сцены, так и декоративные мотивы: сцены музицирования, охоты, игры.

Миссал, или Сакраментарий – литургическая книга с молитвами для Мессы.

Мозарабический стиль – стиль испанских рукописей, связанный с арабским влиянием.

Перикоп – см. Евангелистарий.

Псалтирь – собрание песен-псалмов царя Давида, повествующих об общении Человека с Богом и о духовной брани с силами тьмы. Средневековые кодексы псалтирей могли включать, кроме Псалмов Давида, также Библейские песни, принадлежащие другим авторам, упоминающимся в Библии: это хвалебная песнь Мариамь, сестры Аарона, которая воспела от радости при переходе Израиля через Чермное море, чудесным образом расступившееся и поглотившее войско египетского фараона. Среди Библейских песней можно также назвать молитву Праведной Анны – матери пророка Самуила и торжественное песнопение трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, подвергшихся гонениям за веру в Вавилонском плену, но избежавшим смерти в огненной печи силой Божией.

Сакраментарий – См. «Миссал».

Четвероевангелие – каноническая книга Церкви, окончательно сложившаяся во второй пол. II в. Представляет собой важнейшую часть Нового Завета и состоит из четырех Евангелий, написанных апостолами Матфеем, Марком – учеником апостола Павла, Лукой – врачом, живописцем, другом Пресвятой Богородицы и Иоанном Богословом – апостолом Любви, любимым учеником Христовым, свидетелем апокалиптических Откровений. Евангелие рассказывает о Боговоплощении, чудесах и деяниях Господа Иисуса Христа, Его Искупительных Страданиях на Кресте и Воскресении. В евангельском повествовании содержится также учение Иисуса Христа, Его заповеди, Притчи.

Библиография[2]

Наши рекомендации