Анализ научного метода искусствоведческого текста

Курсовая работа

Обратите внимание, что письменное задание называется не «рефератом», а «курсовой работой». Это значит, что оно должно представлять собой не компиляцию из цитат, а самостоятельно написанное сочинение. Безусловно, исследование должно проводиться на основе прочитанной литературы, но принцип прямого цитирования необходимо исключить из арсенала рабочих методов. Текст курсовой полностью является авторским, он отражает умение студента анализировать прочитанное, подчинять освоенный информационный план собственной концепции сочинения. Весь изученный материал дается только в личном пересказе, по возможности, с собственными комментариями.

Важнейшей частью работы является сравнительный анализ. В темах курсовых момент необходимости сравнения одного произведения с другим не отражен, так как сам выбор сравнительного материала входит в задачи выполнения данного вида работы.

Материал средневекового искусства, основанный на каноне и художественных архетипах, дает широкую возможность выбора круга памятников для сравнительного анализа. Можно сравнивать одноименные или односюжетные произведения; вещи, принадлежащие одной локальной школе или разным (контрастно противопоставленным традициям); произведения одного автора или памятники, являющиеся частями единого цикла.

Ясное представление о сравнительном методе дают, например, статьи Ю. П. Юваловой, посвященные готической архитектурной пластике Франции и Германии: проводя аналогии, автор выявляет происхождение определенных приемов и мотивов, находит истоки стилистических соответствий.

Структура курсовой работы

Во Введении студент указывает предмет исследования, его цели и задачи, предполагаемый ракурс рассмотрения материала; выполняет конспективный обзор литературы по избранной теме. Представляя отдельных авторов, кратко останавливается на структуре, содержании, достоинствах прочитанных книг (статей), определяет характер искусствоведческого подхода.

В первой главе излагаются общие исторические сведения, связанные с материалом исследования. Вторая глава должна касаться вопросов стиля и включать сравнительный анализ произведений, написанный самостоятельно. (Структура средней части может варьироваться).

В Заключении помещаются основные выводы работы. Завершается курсовая альбомом иллюстраций и списком прочитанной литературы, оформленным в соответствии с современными ГОСТами.

3. Список экзаменационных вопросов по истории зарубежного искусства и архитектуры, в основном, соответствует тематическому плану курса. (Тема 22 подразделяется на отдельные вопросы, каждый из которых посвящен одному художнику).

3.1. Кроме знания ответов на вопросы, студент должен продемонстрировать на экзамене знание терминологии (см. ниже), представить развернутые конспекты по нескольким темам на основе искусствоведческой литературы (от двух до четырех тем, от одной до трех книг), а также уметь атрибутировать следующий визуальный ряд:

– Мозаика алтаря храма сан Витале в Равенне, VI в.;

– Мозаики боковых стен базилики Св. Аполлинария в Равенне VI в.;

– «Распятие» и «Вознесение» Евангелия Раввулы, VI в.;

– София Константинопольская (интерьер, экстерьер, план);

– София Константинопольская, мозаика «Константин и Юстиниан перед Богоматерью», 950 г.;

– «Обвинение Давида пророком Нафаном», миниатюра Парижской псалтири, перв. пол Х в.

– «Христос Пантократор», мозаика купола из храма Успения Богоматери в Дафни, 1100 г.

– «Сошествие во ад», фреска параклесиона монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе (1321 г.).

– Ирландская миниатюра: Евангелие Дарроу, Евангелие Эхтернаха, Келлская книга.

– Кролингская миниатюра: «Христос на троне» из Евангелия Годескалька, «Евангелист Матфей» из Евангелия Эбо, миниатюры Утрехтской Псалтири, «Поднесение рукописи Карлу Лысому» из Библии Вивиена.

– Капелла в Аахене (интерьер, план).

– Романские храмы Франции: Нотр Дам ле Гранд в Пуату, Сен Жиль дю Гар, аббатство Клюни (изображение в гравюре), Сан Лазар в Отэне (интерьер), скульптурное убранство Сен Лазар (мастер Жильбер), Сен Мадлен в Везеле (интерьер, скульптура портала), Нотр дам в Жюмьеже (экстерьер), скульптурное убранство Суйака и Муассака.

– Готические храмы Франции (экстерьер): соборы в Лане, Париже, Шартре, Реймсе.

– Скульптура Готики: «Королевский портал» Шартра, «Встреча Марии и Елизаветы» и «Благовещение» в Реймсе и Шартре; «Встреча Марии и Елизаветы» в Бамберге, «Эккехард и Ута», «Тайная вечеря» в Наумбурге.

– Иллюстративный материал по теме «Искусство раннего Возрождения в Италии» по выбору преподавателя.

II. Самостоятельная работа студента

Романика

Венец капелл – небольшие абсидиолы, огибающие алтарную часть храма и выполняющие роль камерных часовен для хранения св. реликвий.

Зальная церковь – храм, имеющий равную высоту нефов, как правило, перекрытых цилиндрическими сводами.

Связанная система – соответствие между сводами центрального нефа церкви и боковыми, соответствующее 1:2.

Готика

Аркбутан – упорная арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.

Архивольт – рельефная окантовка арочного изгиба вдоль его края; выступающий скульптурный наличник, венчающий свод или арку.

Вимперг – треугольный резной фронтон над аркой окна или дверного проема.

Контрфорс – внешняя опорная конструкция, выступающая или отделяющая часть стены, а также установленные снаружи столбы, связанные с перекрытием аркбутанами.

Нервюры – стрельчатые арки из тесаных камней, создающие каркасную основу крестового свода.

Тимпан – окруженная карнизом внутренняя поверхность фронтона, расположенного над порталом, либо – верхняя ажурная часть витража.

Изобразительное искусство

Евхаристия – «благодарение» (греч). См. «Литургия».

Литургия – важнейшее богослужение христианской Церкви в ходе которого происходит Причащение Св. Христовых Таин.

Месса – важнейшее богослужение Католической церкви, включающее Литургию, или Евхаристию. Месса чаще служится вечером, хотя, согласно клюнийскому уставу XI–XII вв., распространенной была и утренняя Месса, совершаемая в непраздничные дни как заупокойная служба.

Теофания – «богоявление» (греч). Может быть Ветхозаветной (видения пророков Даниила и Иезекииля) и Новозаветной (Преображение Христа на Фаворе перед учениками, крещение Господне в Иордане).

Теофаническая композиция – изображение Христа в окружении Небесных Сил и Тетраморфов, согласно видениям пророков Иезекииля и Даниила. Данная композиция встречается в алтарных росписях ранневизантийского времени, а также в книжной миниатюре.

Тетраморфы – символические изображения Евангелистов в виде Ангела (Матфей), Льва (Марк), Тельца (Лука) и Орла (Иоанн). Ангел обозначает человечность первого Евангелия, Лев – знак силы Христовой, Телец – тема Жертвы Спасителя, Орел – возвышенное Богословие.

Традицио легис, или «передача Закона», – композиция раннехристианского и ранневизантийского искусства, представляющая Христа, с изображениями апостолов Петра и Павла по сторонам. Господь передает свиток апостолу Петру, что символизирует преемственность боговдохновенного учения Христа апостолами.

Экклесиологический – связанный с церковью.

Эсхатологический – связанный с Апокалипсисом и Страшным Судом.

Миниатюра

Акротерии – орнаментальные мотивы в виде побегов, украшающие углы заставки геометрической (прямоугольной, п-образной) формы.

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова – книга, завершающая новый Завет и повествующая о последних временах, приходе антихриста и победе над ним, о Страшном Суде и жизни будущего Века в Небесном Иерусалиме.

Апокалипсис Беатуса – комментарии на Апокалипсис, составленные монахом Беатусом в 776 г., представляющие собой компиляцию из текстов, принадлежащих авторитетным церковным авторам.

Бестиарий – книга энциклопедического характера, содержащая как естественно-научные, так и мистико-символические сведения о реально существующих и фантастических животных. Среди последних можно назвать аспида, который затыкает свои уши, чтобы не слышать Божественного назидания; змея-василиска, обладающего вредоносным взглядом; феникса, возрождающегося из пепла и проживающего в Египте

и т. д.

Бревиарий –краткая богослужебная книга.

Дроллери – забавные фигурки на полях рукописей.

Евангелие – «благая весть» (греч). См. «Четвероевангелие».

Евангелиарий – то же, что и Четвероевангелие.

Евангелистарий, или перикоп – то же, что лекционарное евангелие или Евангелие апракос. Книга, содержащая отдельные богослужебные чтения из Евангелий, так называемые «перикопы».

Заставка – орнаментальная форма, открывающая текст. Может быть сюжетной и бессюжетной. В восточно-христианских рукописях была распространена прямоугольная и п-образная заставка, трактованная как рамка, состоящая из мелких орнаментально-каллиграфических элементов.

Инициал – начальная буква текста с декоративными элементами. Различают зооморфный инициал, с изображением животных; инициал с флоральными мотивами, или растительным орнаментом; инициалы с библейскими сюжетами и антропоморфными образами, представляющими человека. Традиция Ирландской и Англо-Саксонской миниатюры разрабатывает страничный инициал тератологического стиля, включающий такие архаические элементы, как плетенка, спиралевидные мотивы, восходящие к культурным традициям языческой Европы, так называемого латенского периода (до римского завоевания). В структуре инициала выделяется главная часть, или контур, и «заполнение», или содержание.

Канон – таблица параллельных мест евангельского текста.

Каноны Согласия – то же, что «канон». Каноны Согласия были составлены в IV в. Евсевием Кессарийским.

Ковровая страница – орнаментальное заполнение страницы Ирландского манускрипта VII–IX вв., включающее мотив креста, орнаментальные элементы в форме плетенки и спиралей.

Крин – орнаментальный мотив, напоминающий цветок лилии.

Лекционарий – литургическая книга, содержащая отрывки из Библии.

Маргиналии – поля рукописи.

Мирабили – фантастические и звериные мотивы.

Маргинальные фигуры – изображения на полях средневековых манускриптов в виде химер, фантастических животных, антропоморфных или зооморфных существ с растительными элементами. В качестве маргинальных изображений могут выступать как сюжетные сцены, так и декоративные мотивы: сцены музицирования, охоты, игры.

Миссал, или Сакраментарий – литургическая книга с молитвами для Мессы.

Мозарабический стиль – стиль испанских рукописей, связанный с арабским влиянием.

Перикоп – см. Евангелистарий.

Псалтирь – собрание песен-псалмов царя Давида, повествующих об общении Человека с Богом и о духовной брани с силами тьмы. Средневековые кодексы псалтирей могли включать, кроме Псалмов Давида, также Библейские песни, принадлежащие другим авторам, упоминающимся в Библии: это хвалебная песнь Мариамь, сестры Аарона, которая воспела от радости при переходе Израиля через Чермное море, чудесным образом расступившееся и поглотившее войско египетского фараона. Среди Библейских песней можно также назвать молитву Праведной Анны – матери пророка Самуила и торжественное песнопение трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, подвергшихся гонениям за веру в Вавилонском плену, но избежавшим смерти в огненной печи силой Божией.

Сакраментарий – См. «Миссал».

Четвероевангелие – каноническая книга Церкви, окончательно сложившаяся во второй пол. II в. Представляет собой важнейшую часть Нового Завета и состоит из четырех Евангелий, написанных апостолами Матфеем, Марком – учеником апостола Павла, Лукой – врачом, живописцем, другом Пресвятой Богородицы и Иоанном Богословом – апостолом Любви, любимым учеником Христовым, свидетелем апокалиптических Откровений. Евангелие рассказывает о Боговоплощении, чудесах и деяниях Господа Иисуса Христа, Его Искупительных Страданиях на Кресте и Воскресении. В евангельском повествовании содержится также учение Иисуса Христа, Его заповеди, Притчи.

Библиография[2]

Искусство Возрождения

Данилова, И. Е. Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной культуры / И. Е. Данилова. – М.: Искусство, 1991. – 294 с.

Данилова, И. Е.* Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение / И. Е. Данилова. – М.: Искусство, 1970. – 442 с.

Данилова, И. Е. О роли иконографических и композиционных формул в итальянской живописи кватроченто // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. Работы разных лет. – М.: Советский художник, 1984. – С. 31–40.

Дворжак, М.* История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций: в 2-х томах / М. Дворжак. – М., 1978. Т. 1. – М., 1978.

Дунаев, Г. С.Боттичелли / Г. С. Дунаев. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 252 с.

Либман, М. Я. Донателло / М. Я. Либман. – М.: Искусство, 1960.

Либман, М. Я. Дюрер и его эпоха / М.Я. Либман. – М.: Искусство, 1972. – 320 с.

Лисовский, В. Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В. Г. Лисовский. – СПб.: Азбука классика, 2007. – 616 с.

Нессельштраус Ц. Г. Альбрехт Дюрер. 1471–1528 / Ц. Г. Нессельштраус. – Л.; М.: Искусство, 1961. – 226 с.

Степанов, А. В.Искусство эпохи Возрождения. Италия XIV–XV века / А. В. Степанов. – СПб.: Азбука классика, 2005. – 504 с.

Пахомова, В. А. Графика Ганса Гольбейна Младшего / В. А. Пахомова. – Л.: Искусство, 1989. – 228 с.

[1] С. М. Даниэль высказывал мысль о том, что искусствовед должен иметь собственную художественную лабораторию, для того чтобы путем изобразительного творчества приблизиться к пониманию художественных произведений. См. разбор художественных произведений в кн.: Даниэль С. М. Картина классической эпохи: проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. – Л., 1986.

[2] В Библиографии звездочкой отмечены те издания, которые могут быть использованы в качестве учебных пособий при подготовке к экзамену.

Курсовая работа

Обратите внимание, что письменное задание называется не «рефератом», а «курсовой работой». Это значит, что оно должно представлять собой не компиляцию из цитат, а самостоятельно написанное сочинение. Безусловно, исследование должно проводиться на основе прочитанной литературы, но принцип прямого цитирования необходимо исключить из арсенала рабочих методов. Текст курсовой полностью является авторским, он отражает умение студента анализировать прочитанное, подчинять освоенный информационный план собственной концепции сочинения. Весь изученный материал дается только в личном пересказе, по возможности, с собственными комментариями.

Важнейшей частью работы является сравнительный анализ. В темах курсовых момент необходимости сравнения одного произведения с другим не отражен, так как сам выбор сравнительного материала входит в задачи выполнения данного вида работы.

Материал средневекового искусства, основанный на каноне и художественных архетипах, дает широкую возможность выбора круга памятников для сравнительного анализа. Можно сравнивать одноименные или односюжетные произведения; вещи, принадлежащие одной локальной школе или разным (контрастно противопоставленным традициям); произведения одного автора или памятники, являющиеся частями единого цикла.

Ясное представление о сравнительном методе дают, например, статьи Ю. П. Юваловой, посвященные готической архитектурной пластике Франции и Германии: проводя аналогии, автор выявляет происхождение определенных приемов и мотивов, находит истоки стилистических соответствий.

Структура курсовой работы

Во Введении студент указывает предмет исследования, его цели и задачи, предполагаемый ракурс рассмотрения материала; выполняет конспективный обзор литературы по избранной теме. Представляя отдельных авторов, кратко останавливается на структуре, содержании, достоинствах прочитанных книг (статей), определяет характер искусствоведческого подхода.

В первой главе излагаются общие исторические сведения, связанные с материалом исследования. Вторая глава должна касаться вопросов стиля и включать сравнительный анализ произведений, написанный самостоятельно. (Структура средней части может варьироваться).

В Заключении помещаются основные выводы работы. Завершается курсовая альбомом иллюстраций и списком прочитанной литературы, оформленным в соответствии с современными ГОСТами.

3. Список экзаменационных вопросов по истории зарубежного искусства и архитектуры, в основном, соответствует тематическому плану курса. (Тема 22 подразделяется на отдельные вопросы, каждый из которых посвящен одному художнику).

3.1. Кроме знания ответов на вопросы, студент должен продемонстрировать на экзамене знание терминологии (см. ниже), представить развернутые конспекты по нескольким темам на основе искусствоведческой литературы (от двух до четырех тем, от одной до трех книг), а также уметь атрибутировать следующий визуальный ряд:

– Мозаика алтаря храма сан Витале в Равенне, VI в.;

– Мозаики боковых стен базилики Св. Аполлинария в Равенне VI в.;

– «Распятие» и «Вознесение» Евангелия Раввулы, VI в.;

– София Константинопольская (интерьер, экстерьер, план);

– София Константинопольская, мозаика «Константин и Юстиниан перед Богоматерью», 950 г.;

– «Обвинение Давида пророком Нафаном», миниатюра Парижской псалтири, перв. пол Х в.

– «Христос Пантократор», мозаика купола из храма Успения Богоматери в Дафни, 1100 г.

– «Сошествие во ад», фреска параклесиона монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе (1321 г.).

– Ирландская миниатюра: Евангелие Дарроу, Евангелие Эхтернаха, Келлская книга.

– Кролингская миниатюра: «Христос на троне» из Евангелия Годескалька, «Евангелист Матфей» из Евангелия Эбо, миниатюры Утрехтской Псалтири, «Поднесение рукописи Карлу Лысому» из Библии Вивиена.

– Капелла в Аахене (интерьер, план).

– Романские храмы Франции: Нотр Дам ле Гранд в Пуату, Сен Жиль дю Гар, аббатство Клюни (изображение в гравюре), Сан Лазар в Отэне (интерьер), скульптурное убранство Сен Лазар (мастер Жильбер), Сен Мадлен в Везеле (интерьер, скульптура портала), Нотр дам в Жюмьеже (экстерьер), скульптурное убранство Суйака и Муассака.

– Готические храмы Франции (экстерьер): соборы в Лане, Париже, Шартре, Реймсе.

– Скульптура Готики: «Королевский портал» Шартра, «Встреча Марии и Елизаветы» и «Благовещение» в Реймсе и Шартре; «Встреча Марии и Елизаветы» в Бамберге, «Эккехард и Ута», «Тайная вечеря» в Наумбурге.

– Иллюстративный материал по теме «Искусство раннего Возрождения в Италии» по выбору преподавателя.

II. Самостоятельная работа студента

Анализ научного метода искусствоведческого текста

В числе распространенных методов, характеризующих научный искусствоведческий текст, выделяются:

1) сравнительно-исторический метод (сравнение произведений в рамках одной исторической эпохи; анализ различий, проявляющихся в ходе исторической и культурной эволюции; сопоставление однородных с точки зрения сюжета и наименования произведений, относящихся к различным жанрам; выявление стилистических различий произведений одной школы в разных жанрах или одного жанра для разных школ и т. д.): Г. С. Колпакова, Ц. Г. Нессельштраус, Е. П. Ювалова.

2) семантико-иконографический метод (выявление символического значения произведений средневекового искусства, их литургического значения (особенно в искусстве Византии); анализ иконографии в контексте исторической стилистики и ее скрытых значений ( Н. В. Покровский, А. М. Лидов, И. А. Шалина, О. Е. Этингоф).

3) семиотический подход (особенно был распространен в работах по филологии и этнографии с 70-х годов ХХ в., связан с деятельностью Тартуской школы, ярко проявился в работах Ю.М. Лотмана; основан на методе истолкования смысла художественных (литературных или фольклорных) произведений, исходя из общекультурных архетипов, заложенных (для искусства древности или традиционных форм художественного творчества) в мифологических представлениях, для современного искусства – в феноменах массового сознания; при анализе текстового материала, широко применяется метод этимологического толкования, раскрывающие глубинные основы национального понимания тех или иных категорий; при анализе произведений изобразительного искусства происходит поиск архетипических изобразительных формул или кодов, обладающих определенным скрытым значением). В числе искусствоведческих трудов, иллюстрирующих данный подход, можно привести книгу по истории античного искусства Л. И. Акимовой ( Акимова, Л. И. Искусство Древней Греции: в 2 т. / Л. И. Акимова. – СПб.: Азбука классика, 2007).

4) формально-стилистический метод (предполагает пристальное внимание к художественной форме; искусствоведческие тексты данного направления включают утонченный стилистический разбор произведений, обращается особое внимание на формальный прием, обеспечивающий тот или иной эстетический эффект; искусствовед отвечает на вопрос «как это сделано»; А. Г. Степанов, С. М. Даниэль). [1]

Задание: студент должен пересказать и проанализировать избранный им искусствоведческий текст с точки зрения метода, назвав автора, выходные данные книги и особенно выделяя те моменты, которые характеризуют научный подход автора. К этой работе могут быть привлечены издания, не отвечающие тематике основного курса. Поскольку сравнительно-исторический метод является одним из самых распространенных, обращение студента к другим (трем) способом организации художественного анализа будет отмечено при сдаче задания особо.

2. Конспектирование литературы на иностранном языке (факультативное задание)

Искусствовед обязательно должен стремиться читать литературу по специальности на иностранных языках. Рекомендуется работать с ней не так, как принято на уроках иностранного языка, выписывая каждое незнакомое слово и стараясь предложить наиболее близкий перевод. Необходимо научиться вникать в основную суть текста, понимая его без помощи словаря и используя последний лишь в крайних случаях. Общее представление о тексте нужно записывать в форме свободного (приблизительного) пересказа или, в случае хорошего знания языка – в форме конструктивно составленного конспекта.

Выполнение этого задания может заменить один из обязательных конспектов русских изданий.

Наши рекомендации