Изобразительное искусство эпохи Рамессидов.

В изобразительном искусстве еще более чем в архитектуре ощущается стремление возродить традиции «золотого века», попранные в эпоху Амарны. Воскресают старые сюжеты, иконографические типы, темы, появляется нарочито архаизирующий художественный язык. Но все же монументальность строгого и отвлеченного стиля соединяется с непосредственной живостью, одухотворенностью, изяществом, столь характерным для предамарнской и амарнской эпохи (правда, соединение это было слишком противоречивым, и надолго сохранить его не удалось). Возникает то, что в научной литературе принято называть «рамсесовским стилем золотой середины». Даже Колоссы Рамсеса (например, из храма в Абу-Симбеле), несмотря на мощь и обобщенность форм, лишены той внутренней напряженности и скованности, которая присуща статуям эпохи Древнего Царства. Объемность и пластичность тела, живость и мягкость в лице сразу отличают их от более ранних «классических» образцов.

Кроме того, есть и другая побочная и более камерная линия в египетской скульптуре этого времени, еще непосредственнее связанная с Амарной и эпохой Тутмессидов (статуя Рамсеса II из Египетского музея в Турине). Это тип «светских» статуй фараона гораздо меньшего, «человеческого» масштаба. Здесь дается образ фараона как правителя, полного доброжелательного внимания, его идеально прекрасное, слегка улыбающееся лицо напоминает более всего памятники 18 династии.

В живописи за образец берутся произведения древнего и особенно среднего царств: она становится более строгой и контрастной, в ней снова возрастает роль контура, исчезают мягкость и живописность, достигнутые в эпоху Амарны (см. например, фрагмент росписи из Ахетатона с изображением царевен - дочерей Эхнатона). Однако, изысканная декоративность, цветные тени в одежде, естественность в раскраске кожи выдают влияние Амарны, которое особенно ощущается в росписях гробниц знати (гробница Усерхета).

Позднее Царство.

Это сложная и, к сожалению, недостаточно изученная эпоха - время междоусобных войн, кратковременных успехов и кажущегося усиления, но по сути серьезного внешнего и внутреннего ослабления египетского государства. Египет в это время не только не претендует на прежнее лидирующее положение в Древнем мире, но все более рискует сам попасть (и даже попадет) в зависимость от соседей-завоевателей (с 671-655 гг. Египет подчинен Ассирийской державе, самому сильному государству того времени). Но главное, с середины XI в. до н. э. Египет вновь разобщен, разделен на две части – северную со столицей в Танисе, где правят сменяющие друг друга династии фараонов, и южную, со столицей в Фивах, где правит фиванское жречество, окончательно противопоставившее себя центральной государственной власти. Объединение иногда достигалось в той или иной степени (в эпоху правления 22-23 Ливийских, 25 Эфиопской и 26 Саисской династий), но всегда было кратковременным и непрочным, и периоды эти были только иллюзией возрождения былой мощи Египта.

В наибольшем упадке в это время оказалась архитектура, самая затратная и трудоемкая из областей искусства. Значительные постройки возводились редко, и были лишены прежнего размаха и своеобразия. В таком же плачевном состоянии находились монументальные формы искусства, тесно связанные с архитектурой – настенная живопись и рельеф. Однако, интересно развиваются малые формы, создаются сложно декорированные саркофаги, замечательные произведения ремесла: деревянные резные изделия, предметы из стекла и фаянса, мелкая бронзовая пластика (вотивные статуэтки богов); живопись находит себе широкое применение в миниатюрах на папирусных свитках. Чрезвычайно важной и плодотворной была, несомненно, статуарная пластика, где сосуществуют намеренная архаизация, декоративность с одной стороны и стремление приблизиться к живой натуре с другой. Важно, что в это время активизируется весь арсенал традиционного египетского искусства. Египетские мастера увлекаются суровостью и выразительностью эпохи Древнего Царства, стремятся подражать и имитировать памятники «золотого века». Но не оставляет их равнодушными и утонченность, эмоциональность, декоративность искусства эпохи Тутмессидов и Амарны. Они стремятся, как бы, воскресить и зафиксировать весь накопленный опыт, все лучшее, что было в национальном наследии. Мастерство в работе с материалом достигло тогда высочайшего уровня: камень, дерево, металл никогда еще не обрабатывались с такой легкостью и виртуозностью. Особый интерес к фактуре, самой поверхности статуи, которую стремились довести в своей шлифовке и полировке до максимальных пределов, характеризуют памятники Позднего Египта (портреты фараонов Ливийской и Эфиопской династии, демонстрирующие, помимо всего прочего, стремление отразить определенный этнический типаж). Искусство Саисского периода особенно стремилось закрепить лучшие достижения древней культуры, что имело непосредственное продолжение в эпоху персидского господства (525 г. до н. э. – 332 г. до н. э.) и в греко-римский период (332 г. о н. э. – 30 г. до н. э. – время греко-македонского господства, 30 г. до н. э. – 476 г. н. э. – время, когда Египет входил в состав Римской империи).

Эпоха эллинизма – интересный и сложный этап в истории Древнего Египта, который трудно оценивать однозначно. Мировоззренческие и эстетические основы двух культур (египетской и эллинской, а затем и римской) были настолько различны, что не могли дать органичного слияния, синтеза во всех областях (привнесенная завоевателями эстетика и художественные формы встречали в Египте вполне понятный внутренний протест). Интересные результаты были достигнуты лишь в некоторых сферах, например в живописи (знаменитый фаюмский портрет I-III вв. до н. э.). Однако многие памятники являют лишь механическое соединение египетского и античного с преобладанием одного из двух элементов. Лишь в поздне-античное время открывается нечто своеобразно оригинальное, благодаря оживлению народного и неофициального искусства в местных школах, что знаменовало переход к новому этапу – эпохе раннего христианства.

[1] Хотя данный раздел общего курса рассчитан на достаточно широкий показ памятников, в его рамках не могут быть рассмотрены все древневосточные культуры. В него не вошли, например, периферийные государства Африки (Куш, Аксум и др.), Аравии (Саба, Маин, Набатейское царство), территории Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония) - региона вообще достаточно обособленного, а также государства центральной Азии и Закавказья. Мы не говорим об искусстве полукочевых и кочевых племен, которые окружали земледельческие цивилизации Древнего Востока (амореев, арамеев, арабов в Аравии и Сирийской степи, киммерийцев и скифов в Северном Причернморья и др), лишь вскользь касаемся сиро-финикийского материала.

[2] Первым традиционным направлением экспансии Египта было восточное – на полуостров Синай и восточное побережье Средиземного Моря (Сирию, Палестину). Второе направление – южное, т.е. вверх по течению Нила в Нубию.

[3] Иногда в литературе в отношении этих территорий используется термин Междуречье (Месопотамия), который правильнее применять лишь к северным районам данного региона.

[4] Раньше считалось, что изображена победа Нармера, фараона Юга, над всем Нижним (северным) Египтом. Однако, процесс объединения страны до сих пор остается до конца не проясненным. Возможно, Верхний и Нижний Египет объединились после или до царствования Нармера (в таком случае изображена карательная экспедиция против одной из отпавших областей). Ясно, что город Иераконполь играл важную роль в этом процессе.

[5] Период был назван по имени арабской деревушки Эль-Амарна, находившейся рядом с открытыми остатками города Ахетатона – столицы Египта, выстроенной при фараоне Эхнатоне.

[6] Пилон (греч. pylon – ворота, вход) – входной портал, фланкированный двумя глухими трапециевидными башнями (характернейшая древнеегипетская форма).

[7] Специфический вид древнеегипетского скульптурного рельефа – углубленный рельеф, некая «негативная» по отношению к выпуклому рельефу (например, барельефу, также широко распространенному в искусстве Египта) форма.

Наши рекомендации