Изобразительное искусство эпохи Древнего Царства.
Не менее значительны достижения в изобразительном искусстве эпохи Древнего Царства. Скульптура также открывает для себя новые масштабы и новые материалы. В статуарной пластике появляются фигуры не только сидящие, но стоящие, изображенные в канонической позе шага. Статуи изготовляются из дерева, но чаще из камня, более мягкого (известняк, алебастр) и более твердого (диорит, гранит). Скульпторы пока еще очень зависимы от материала (особенно, если речь идет о твердом камне), поэтому в статуях эпохи Древнего царства еще много скованности, связи с каменным блоком. Для них характерны приземистость, обобщенность форм, симметрия, известная жесткость моделировки и геометричнсть форм. Однако, из тех средств, которыми владеют художники, они извлекают максимум возможностей, создавая образы чрезвычайно значительные и выразительные. Важно также понимать, что все образцы скульптуры эпохи Древнего царства, которые мы имеем – это статуи заупокойные. В это время они еще не рассчитывались на обозрение, не предполагали зрителя, были исключительно гробничными двойниками. В гробнице было много изображений Ка (двойников), представляющих умершего в разные периоды жизни, в разных положениях, одеждах, позах (это зависело от степени и оттенков культового значения статуи). Отсюда многообразие типов, но общность духа: для всех статуй эпохи Древнего Царства характерны особое состояние отрешенности, замкнутости.
Известняковые статуи раскрашивались природными красками на смоле и растопленном воске, которые были очень устойчивы и глубоки. Раскраска обеспечивала защиту от порчи и, вместе с тем, придавала особую магическую жизненность образу. Традиционное цветовое решение – кирпично-красные (цвета загара) тела мужчин, светло-желтоватые, скрытые белыми одеждами женщин, иссиня-черные волосы. Глаза инкрустировались полудрагоценным камнем – дымчатым кварцем (радужка), черным камнем (зрачки) и алебастром (белки). Такова статуя фараонаДжосера из Каирского музея, сохранившая следы полихромной раскраски (инкрустация глаз, к сожалению, утрачена). Монументальный трон слит с телом царя в единый блок, фигура, укутанная в церемониальные длинные одежды, дана очень обобщенно, поза скованная, застывшая. Лицо же имеет портретные и тщательно разработанные черты: высокие скулы, полные губы и усы. Интересно, что те же черты можно увидеть в изображениях приближенных фараона, поскольку царь представлялся образцом эстетического совершенства (например, изображения зодчего Хесира на деревянных рельефных панелях, найденных в его мастабе в Саккаре). Еще один прекрасный образец придворной скульптуры эпохи Древнего Царства – статуи Рахотепа и Нофрет(начало IV династии, правление фараона Снофру), найденные в нишах гробницы в Медуме. Они представляют царского сына и его жену, а возможно и сестру - браки между братьями и сестрами в царской семье были распространенным явлением. Статуи, также сделанные из известняка, прекрасно сохранили раскраску и инкрустации глаз. Они находились в разных нишах, но теперь экспонируются вместе как скульптурная группа.
Эпоха IV династии (время строительства великих пирамид) импонировала твердым породам камня – граниту и диориту (хотя дерево и известняк продолжали использоваться, особенно, в портретах частных лиц). В это время царские изображения становятся все более идеализированными. Вернее, в лучших из них оказалась найдена необходимая мера между общим и частным, конкретным и типическим, магическим и реальным. Такова одна из многочисленных статуй сидящего фараона Хефрена, найденная в его нижнем заупокойном храме в Гизе. Она выполнена из прекрасного темно-зеленого диорита со светлыми прожилками. Фараон сидит на кубическом троне, покрытом изображениями знаков царской власти. Сокол-Гор, покровитель фараона, прикрывает крыльями голову царя.Твердый и плотный диорит стал идеальным материалом для создания крупных объемов статуи, выразительного рельефа тела, смягченного тщательной шлифовкой.
Классические идеалы придворного искусства в полной мере отражают скульптурные «триады» Миккерина, где фараон, облаченный в белую корону Верхнего Египта, изображен стоящим между двумя божествами: слева богиня Хатхор, справа – божество, персонифицирующее тот или иной египетский ном. На одной из этих «триад» из Каирского музея слева от Микерина изображена богиня нома Кинополя (голова ее увенчана эмблемой нома – штандартом с изображением припавшего к земле шакала). Хатхор и богиня нома изображены с одинаковыми прекрасными лицами – отличить их можно лишь по атрибутам. Сам фараон красив, юн и могуч – боги, к коим принадлежит и царь Египта, являются наиболее совершенным выражением красоты космоса.
Такого рода идеализация была непременной в изображении богоподобного фараона, но в изображении вельмож допускалась большая мера характерности, большая свобода и даже естественность поз в переделах канона, живость пластики, острая портретность лиц. В связи со многими статуями вельмож можно говорить о художественной традиции веризма (verismo – истинный, правдивый). Таковы, например, статуи жреца, царского сына и видимо одного из основных участников строительства Великой пирамиды – Хемиуна, верховного жреца Мемфиса Ранофера, писца Каи (канонический тип сидящего и скрестившего ноги писца тоже появляется в эпоху древнего царства вслед за сидящей и стоящей фигурой). Каждый образ очень индивидуален, неповторим и вместе с тем типичен. Пожалуй, особо стоит сказать о деревянной статуе жреца Каапера (она выполнена из священного для египтян дерева сикоморы). Как материал дерево более пластично, чем камень, его легче обрабатывать, хотя оно и менее долговечно. Эта статуя, хорошо сохранившаяся, являет редчайший пример когда-то очень распространенного вида скульптуры. Статуя была покрыта тонким слоем штукатурки и расписана. Это очень реалистичный портрет немолодого осанистого полного мужчины, осознающего прекрасно свое высокое положение, самодовольного и властолюбивого. Глаза выполнены из хрусталя, черного камня и алебастра и окружены медным ободом, имитирующим подводку. Он показан в позе шага, с посохом. Прекрасно моделирован рельеф тела и головы, их выпуклые, полные и гладкие формы. Деревянная пластика, в отличие от каменной, более независима – тут не требуется «подпорок», части тела не обязательно должны плотно примыкать друг к другу, к тому же они могут быть вырезаны отдельно (как руки у Каапера), а затем составлены в единое целое. Физиономические характеристики лица этого человека столь ярки, что раскрывшие статую работники-арабы узнали в нем старосту своего села. Под названием «Сельский староста» эта скульптура известна по сей день.
Эпоха Древнего царства – время расцвета египетского полихромного рельефа.Уже в эпоху 3 династии, в начале периода, ощутимы достижения в рельефе. Стелы в это время становятся все более утонченными и виртуозными в исполнении. Деревянные панели с изображением жреца и зодчего Хесира (в.1.15) дают примеры виртуозной светотеневой проработки в пределах очень невысокого рельефа. Круглая скульптура (особенно каменная) еще составляет некоторые сложности, она связана с инертностью материала. Рельефная пластика идет с опережением. Еще в додинастический период появились в гробницах первые раскрашенные рельефы, но только в эпоху Древнего Царства это сочетание пластики с живописью получило блестящее развитие. Известняковые плиты стен гробниц покрывались тонкой стуковой грунтовкой, по которой вырезалось, а затем раскрашивалось, изображение. Эти картины на стенах создают мир Ка, они сами являются двойником реального мира. Многоярусные рельефы, размещенные друг над другом (как когда-то в палетке Нармера), фризовые ленты, сплошь покрывающие стены, разворачивают неторопливое, подробное повествование. Они показывают сцены ритуальной охоты с участием Ка умершего, сельские и ремесленные работы, принесение даров, погребальные пиры. Фигуры идут строго параллельно плоскости фона, создавая особый ритм, формируя декоративную поверхность стены, где важны линейные и цветовые повторы. Эпическая повторяемость самих фигур рождает особый эффект: сами они статичны, но за счет их постоянного повтора они словно обретают инерцию движения. Сохранились фрагменты из гробницы Нефермата и Итет в Медуме (конец III-начало IV династии), царевича Ти (знаменитая композиция «Охота на гиппопотама»), Мерерука, Птаххотепа, первого фараона V династии Сахура в Абусире (сцены царской охоты на газелей и антилоп) и др. Все здесь изображается по канону, как того требует высокое положение умерших, но есть нечто новое, что расширяет границы канона. Канон имел особую силу и религиозную значимость, он был необходим для изображения высокопоставленных особ и богов, но допускал отступления в изображении слуг. Масштабом всегда выделено изображение двойника умершего - он строго каноничен. И совсем другое дело слуги или охотники. Движения их свободны и естественны. В «Охоте на гиппопотама» из гробницы Ти фоном становятся поднимающиеся густой стеной заросли папируса, определяющего место охоты и символическое, сакральное ее содержание. Введение пейзажного фона, использование планов, усиление пластических контрастов – все это приближает изображение к реальности.
Существовала уже в это время и живопись в чистом виде (знаменитый фрагмент «Медумские гуси» из гробницы Нефермата и Итет в Медуме), вернее отдельные живописные вставки в декоре гробниц, демонстрирующие тонкое понимание цвета, сочетание цветного пятна и графики контура. Вполне возможно, что в номах живопись уже развивалась, но придворное искусство отдавало предпочтение более эффектному рельефу. Художники того времени стремились соединить выразительные средства рельефа с живописью, и живопись в этом союзе становилась более пластичной. Рельеф давал игру светотени, а этого еще, быть может, живопись не могла достичь своими средствами.
Первый переходный период - сложный этап междуцарствия, когда противоречия между фараоном и номовой (провинциальной) знатью привели к ослаблению власти царя и децентрализации государства. Сила местных княжество была достаточно велика, их стремление к самостоятельности стало причиной междоусобных распрей и подрыву централизованной власти - Египет вновь распался на номы. К концу первого переходного периода обострилась борьба между номами Севера во главе с Гераклеополем и номами Юга во главе с Фивами, закончившаяся победой последних. С образованием нового централизованного государства началась эпоха Среднего Царства.
Среднее царство -
чрезвычайно важный период в области религии, классический в области литературы и продолжающий классическую линию в изобразительном искусстве, определившуюся в эпоху Древнего Царства. Центром культурной и религиозной жизни в этот период всегда оставались Фивы, хотя в эпоху XII династии столица перемещалась в средний Египет, в Фаюм, что позволило лучше контролировать ситуацию в средних номах. Государственным в это время стал синкретический культ Амона-Ра, соединявший местный фиванский культ бога Амона с главным культом эпохи Древнего Царства – солнечного бога Ра.
В строительстве возможности были сильно ограничены по сравнению с эпохой Древнего Царства, однако роль архитектуры по-прежнему была велика. Характерный памятник этого времени - заупокойный комплекс Ментухотепа II (фараона XI династии) в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь соединился опыт строительства частных гробниц, в том числе и скальных, строительства царских пирамид с их заупокойными комплексами, а также посвятительных солнечных храмов. Отсюда пришел принцип расположения сакральных помещений по оси, их развитие в глубину, но в храме Ментухотепа он оказался усложнен ярусностью. Комплекс Ментухотепа распложен в скалах, и во многом сам ландшафт подсказал такое композиционное решение – развитие ансамбля не только вглубь, по оси, но и по вертикали, ярусами. Полускальное сооружение занимает две террасы и заканчивается небольшим культовым помещением – святилищем внутри скал. Портик первого яруса и галереи второго яруса, образованные двумя рядами прямоугольных столбов, вели в гипостиль (колонный зал), в котором было 140 восьмигранных «протодорических» колонн. Затем шел открытый двор, обнесенный с трех сторон колоннадой - перистиль, а затем снова колонный зал с 80 прямоугольными столбами. В центре постройки находилась небольшая пирамида, которая венчала мастабообразное основание (причем это основание находилось внутри первого гипостиля, а сама «пирамида» возвышалась над его крышей). Характерно, что пирамида не служила гробницей, а имела чисто символическое значение. Принцип расположения помещений, примененный в храме Ментухотепа II – осевое построение, чередование гипостилей с перистилями, постепенное сокращение высот помещений, будет развит уже в эпоху Нового Царства в строительстве равнинных посвятительных храмов.
Новый расцвет в архитектуре Среднего Царства связан с правлением XII династии. Правда, от этого времени не дошло хорошо сохранившихся архитектурных комплексов, но даже руины свидетельствуют о размахе строительства. Желание подчеркнуть связь с великим прошлым отразилась в архитектуре погребальных построек, которые походили на комплексы фараонов конца Древнего Царства. Снова появились гробницы пирамидальной формы. Но их конструкция и техника были сильно упрощены даже в сравнении с постройками V-VI династий. Это классические по форме пирамиды Сенусерта I и Сенусерта II в Лахуне. Они почти целиком сложены из кирпича и лишь облицованы гранитом. Еще один характерный пример – пирамида-кенотаф Аменемхета III в Дашуре с заупокойным храмом. Местом настоящего погребения этого фараона был погребальный комплекс в Фаюме (так называемый Лабиринт), эта же пирамида была кенотафом т.е. ложной гробницей. Пирамида была построена из кирпича-сырца, облицована белым известняком и увенчана черным базальтовым пирамидионом (отсюда ее название «Черная Пирамида»). От подобных сооружений остались одни руины в силу непрочности использованного материала. Небольшие пирамиды строились и позднее, но имели в основном символическое значение – пирамида уже не играла такой роли, как в эпоху Древнего Царства. На первый план выступают постройки другого типа, за которыми будущее – скальные гробницы и заупокойные и посвятительные храмы. Важно, что уже в эпоху Среднего Царства (при Сенусерте II) на территории будущего грандиозного комплекса в Карнаке было построено небольшое святилище Амона-Ра.