Новое Царство (18-20 династии) – начало XVI – XI вв. до н. э.
Поздний Египет (21-30 династии) – начало XI в. – 332 гг. до н. э.
Как уже отмечалось, искусство Древнего Египта по своему характеру консервативно: для него характерны традиционность, постоянное возвращение к древности. Тем не менее, оно не оставалось неизменным на протяжении своего многовекового существования. Оно менялось также, как менялось и самое египетское государство, и на него оказывали влияние соседние территории. Однако никогда не переставал существовать египетский канон. Он оставался незыблемой основой искусства, его стрежнем. Хотя в определенные периоды допускались отступления от канона, смягчение его жестких рамок, тем не менее, суть канона не менялась. Канон – это правило или, вернее, свод правил в искусстве, продиктованный конкретными религиозными и мировоззренческими представлениями о мире. В Египте канон, а вместе с ним и черты оригинального египетского стиля, сложился уже к концу додинастического периода (конец IV тыс. до н. э.). Достижения этого времени, наиболее важные в области искусства рельефа, демонстрирует двусторонняя палетка Нармера из Иераконполя, фараона так называемой нулевой династии - одного из первых объединителей Египта. Выполнена она из граувакки (разновидности темного сланца – материала, популярного в раннем искусстве Египта). По типологии это – палетка, т.е. пластина для растирания косметических ритуальных красок, но ее большие размеры (64 см) и содержание представленных с двух сторон сцен говорят о том, что эта вещь имела церемониальное назначение. Палетка Нармера - первый из известных нам памятников репрезентативного придворного стиля, прославляющего богов и фараонов, который будет столь характерен для Египта в дальнейшем. Его рельефы увековечивают и прославляют важное событие – победу Верхнего (Южного) Египта над западной дельтой, страной Гарпуна (т.е. запанной частью Нижнего Египта)[4].
Изображения размещены регистрами (поясами) одно над другим: на лицевой стороне четыре, на оборотной – три регистра. Впоследствии такое построение будет характерно и для египетской настенной живописи и для монументального рельефа. В верхней части на обеих сторонах виден «серех» (схематичное изображение фасада дворца и иероглиф, обозначающий имя бога Гора и титулатуру царя). По обе стороны от «сереха» на лицевой и оборотной сторонах – головы богини Хатхор (она изображена в фас как женщина с коровьими ушами и рогами), богини неба и подательницы плодородия. С лицевой стороны изображен сам Нармер как царь Севера, в короне покоренного Нижнего Египта, смотрящий на обезглавленные трупы врагов, которые изображены двумя рядами друг над другом. В руках фараона булава и скипетр – символы воина и царя. За ним – сановник-сандалиеносец, перед царем – слуги, несущие штандарты с символами номов (областей Египта). В следующем регистре изображены два фантастических существа – пантеры с перевитыми длинными шеями, символизирующие объединение Египта, смирение противоборствующих сил. В нижнем регистре Нармер предстает в образе быка, разбивающего вражескую крепость (уподобление фараона быку или льву мы встречаем не только в изобразительном искусстве, но и в литературе Египта). На оборотной стороне крупно изображен Нармер, держащий за волосы поверженного пленника. Выше – сокол Гор и другое, уже иероглифическое изображение пленника из страны Папируса, которого сокол держит за веревку. В нижнем регистре – поверженные враги.
В целом композиция палетки Нармера представляет не набор отдельных эпизодов некой военной компании, а символическую картину мира, где нет ничего лишнего. Центральным здесь является образ фараона, земного воплощения бога Гора, чья двойная природа, земная и небесная, делает его поручителем политического единства страны и хранителем равновесия в мире. Изображение Нармера - уже каноническое изображение фигуры на плоскости, дающее наиболее полное отображение образа человека, каким оно должно сохраниться навечно. Сумма различных точек дает общее и всеобъемлющее целое, подчиненная и строгим цифровым отношениям. Характерно, что справа и слева от «пантер» на лицевой стороне мы видим две фигуры, удерживающие фантастических животных, изображенные не по канону. Вероятно это пленные рабы. И впоследствии отход от канона будет в первую очередь связан с изображением слуг, рабов, иноземцев, и всегда будет сохранять свое значение в изображении богов, царей, высокопоставленных лиц.
Палетка Нармера - это своего рода итог всего додинастического периода, открывающий и новый его раннединастический этап, эпоху Раннего царства. В это время столицей объединенного Египта становится город Тинис, находившийся на Юге (отсюда другое название периода – тинисский). Интересны известняковые стелы из гробниц фараонов (более крупные рельефы и живопись сохранились только во фрагментах), где часто изображается двойник умершего за жертвенным столом. Иероглифы рядом называют имя умершего, его сан, перечисляют принесенные ему дары. Другой тип стелы - Стела Джета, одного из фараонов 1 династии из некрополя в Абидосе. Изображен сокол-Гор, олицетворяющий царскую власть (культ Гора становится в это время государственным культом) и фасад царского дворца с примыкающей к нему оградой, в прямоугольник которого вписан иерогиф «большого змея» (имя фараона Джета). Это очень лаконичное, обобщенное, стилизованное изображение, превратившееся почти в символ, но не утратившее одновременно и близости к натуре. Такой удивительный синтез индивидуального, характерного и обобщенного в изображении предмета, человека или животного - особая черта египетского стиля.
Образцы царской скульптуры тинисской эпохи редки. Однако ее качество указывает на высокий уровень мастерства, который был достигнут в дворцовых мастерских уже к этому времени. Стоящая фигура в позе шага еще не встречается, но есть сидящие в молитвенной позе. Примером может быть статуя фараона Хасехема, выполненная из темного сланца. Фараон изображен сидящим на троне, в высокой короне Верхнего Египта. Моделировка форм еще очень обобщена, фигура сохраняет связь с каменным блоком, но тело фараона пропорционально, а в исполнении головы видно стремление к тщательной проработке, стремление выявить характерные портретные черты. Возможно, статуя связана с праздником «хеб-сед» (судя по особой одежде), который проводился в годовщину, как предполагают, тридцатую, царствования фараона. Одной из церемоний было погребение статуи (т.е. двойника) стареющего фараона и торжественного наделения атрибутами власти как бы омоложенного живого фараона. Поэтому хеб-седные статуи должны были быть предельно портретными. Та же идея портретности теснейшим образом связана с заупокойным культом, играющим, как и культ фараона, основополагающую роль в жизни египтян. По представлениям египтян Ка – двойник и жизненная сила умершего, а также Ба – его душа, продолжали жить вечно и могли снова вселиться в тело. Отсюда идея сохранения тела (мумификация), отсюда точное воспроизведение умершего во многочисленных статуях, помещавшихся в его гробницу. Отсюда же берет начало прославленный египетский портрет.
Архитектура эпохи Раннего Царства:
В эпоху Раннего Царства значительно меняется устройство гробниц. Прежде покойников хоронят в простых ямах, обложенных кирпичом, с настилом из бревен, с насыпным холмом из песка и гравия. Затем под землей появляются два яруса (погребальная камера и помещение для даров), а холм заменяет более укрепленное сооружение. Вместе с тем, в начале раннединастического периода (правление I династии) появляются крупные наземные гробницы. Примером может служить гробница легендарного Менеса-Аха в Негаде – первого фараона первой династии. Это сооружение прямоугольное в плане с наклонными стенами, декорированными выступами и нишами (как стены несохранившихся египетских дворцов), было выполнено из сырцового (необожженного) кирпича. Внутри, в этом наземном сооружении, находилась погребальная камера, которую окружали четыре угловые камеры для погребальных даров. Вероятно, эта гробница особо почиталось как погребение первого фараона, и была взята за образец наземной части гробниц в последующее время. Так или иначе, к концу правления I династии два типа погребальных сооружений – подземные и наземные - соединяются. В итоге складывается новый тип – так называемая мастаба, усеченная пирамида. Классические мастабы включали большую, как правило, двухъярусную подземную часть и комплекс наземных помещений внутри усеченной пирамиды, предназначенный для принесения даров и отправления культа умершего. Примером такого сооружения может служить большая мастаба царицы Хер-Нейт (I династия) в некрополе Саккары, а также гробница Хесехема в Абидосе.
Эпоха Древнего Царства:
Древнее Царство или мемфисский период (столица в это время переносится с юга на север, в город Мемфис) начинается с III династии. В этот период окончательно утверждаются культы, складывается религиозно-мифологическая традиция, появляются первые значительные памятники письменности, религии и литературы («тексты пирамид»). Государственным теперь становится культ солнечного бога Ра, сыном которого считается фараон. Развивается культ самого фараона, почти мистическая концепция его власти, согласно которой фараон осуществляет принципы «Маат», универсального закона порядка и справедливости, установленного богами. В последующие времена эпоха Древнего Царства всегда рассматривалась как некая идеальная модель, «золотой век», и все, что было открыто в это время (в том числе и в области искусства) оценивалось как дар богов и знак великой их мудрости, дарованной людям. В это время оттачивается монументальный художественный стиль в египетском искусстве. Ему присущи простота, ясность, лаконизм форм, прекрасное чувство материала, предельная выразительность и, вместе с тем, предельная обобщенность.
Архитектура эпохи Древнего Царства:
Очень важную роль в это время начинает играть архитектура, которая наиболее полно выражает идею прославления усилившейся власти фараона. При Джосере, первом фараоне III династии, в некрополе Саккары близ Мемфиса была воздвигнута самая ранняя из больших пирамид, и таким образом был заложен новый тип царского захоронения. Строителем этого пирамидного комплекса был зодчий Имхотеп, позже обожествленный и почитавшийся в Египте как бог врачевания, науки и строительного искусства. До того, как Имхотеп приступил к строительству, на этом месте уже была воздвигнута для фараона восьмиметровая мастаба. Вглубь под землю уходило 11 подземных коридоров от 11 шахт глубиной более 30м, предназначавшихся для захоронений членов царской семьи. Имхотеп увеличил мастабу (изначально квадратная в плане теперь она стала прямоугольной) и начал укреплять ее дополнительной уступчатой каменной облицовкой, наращивая ее высоту. Таким образом, вокруг центрального мастабообразного ядра выросли сперва 4, а затем еще две огромные ступени, выложенные и облицованные известняком (всего получилось 6 ступеней, высота ок. 60м). Впервые появилось столь грандиозное погребальное сооружение, в котором камень был использован как основной материал. Имхотепом был создан действительно великий космогонический образ - огромная лестница, по которой поднимается в небо умерший фараон. При этом пирамида явилась частью и доминантой целого ансамбля, включавшего заупокойный храм (с северной стороны), так называемые дворцы (к северо-востоку от пирамиды), дворы для хеб-седного обряда с молельнями богам Севера и Юга и кенотаф (ложную, символическую гробницу). Весь комплекс был обнесен высокой почти десятиметровой каменной стеной, снаружи декорированной нишами и выступами. Единственный вход находился в южном конце восточной стены. От него начиналась замечательно красивая галерея с рядами полуколонн в виде связок тростника, ведущая в южный хеб-седный двор. Впервые были использованы папирусовидные и лотосовидные капители пилястров в молельнях, хотя свободно стоящие опоры пока не были применены.
К северу от Мемфиса, в некрополе Гиза при фараонах IV династии были воздвигнуты пирамиды, которые в литературе определяются как классические. Три пирамиды, построенные для фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина) - это высшая точка в эволюции пирамидальных гробниц в Египте. Но между ними и ступенчатой пирамидой Джосера есть еще несколько промежуточных памятников. Так, еще вконце III династии была построена пирамида для фараона Хуни, завершенная при его преемнике Снофру. Первоначально она была восьмиступенчатой, подобной пирамиде Джосера, но затем пришла идея скрыть ступени нижней части и укрупнить верхние, после чего сооружение стало состоять из трех огромных ступеней. Это колоссальное сооружение (75м) все еще походило на мастабы. Еще две пирамиды были построены для самого Снофру в Дашуре, неподалеку от Медума. Южная пирамида получила у историков название «ромбовиной», из-за того, что каждая из ее граней имеет разный угол наклона в верхней и нижней частях (ее высота уже 100м, длина основания 180). Она не была достроена до конца - своды внутренних помещений дали трещины. По соседству с ней в то же время появилась северная пирамида. При той же высоте, она имеет большую площадь основания (длина 220м), что и определило успех. Угол наклона граней оказался меньше и одинаков для всей высоты. Наконец была достигнута целостность, кристаллически четкая форма, и построена первая из классических пирамид – пирамида Снофру в Дашуре.
Сын Снорфу, Хуфу (Хеопс) построил Великую пирамиду в Гизе. Геродот говорит, что она строилась 20 лет. В месяцы разлива Нила, когда работы на полях временно приостанавливались, (т. е. 3 месяца в году) 100 тысяч человек работало на территории царского некрополя. Кроме этих сезонных рабочих был еще четырехтысячный отряд, живший в некрополе постоянно. С помощью насыпных платформ и простейших подъемных механизмов, от ступени к ступени росла пирамида из блоков местного желтоватого известняка, клавшихся на раствор. Достигнув вершины, также постепенно строители спускались вниз, укладывая насухо облицовку - привезенные с другого берега из каменоломен Туры отшлифованные белые известняковые плиты, которые полностью скрывали уступчатое строение граней, создавая гадкую монолитную поверхность. Конструктивно пирамида Хеопса - самая интересная и сложная. Погребальная камера находится примерно на середине высоты (всего высота пирамиды 146,5, теперь 137), а ниже ее – так называемая камера царицы.
Все гизехские пирамиды существовали как часть погребальных ансамблей, которые со временем все более канонизировались в положении отдельных своих частей. Комплекс пирамиды Хеопса плохо сохранился и, к тому же, не до конца раскопан. Соседняя пирамида Хефрена (143м, сейчас 141м) сохранила остатки аналогичного погребального ансамбля. Он включает «Верхний» заупокойный храм у восточного склона пирамиды, маленькую символическую пирамиду-спутник у юго-восточного угла, так называемые солнечные ладьи, небольшой «Нижний» храм на границе пустыни и нильской долины и соединяющую два храма (и пирамидки цариц) длинную крытую дорогу-коридор. Около нижнего храма находится сфинкс с портретными чертами Хефрена (20м), как бы охраняющий вход на территорию всего гизехского некрополя. Две большие пирамиды (Хеопса и Хефрена) были облицованы белым известняком, гробница Микерина – разовым гранитом и черным диоритом у основания. Вершины пирамид были облицованы листами позолоченной меди (так называемые, пирамидионы). Сияние пирамиионов и сама кристаллически-четкая форма пирамид, безусловно, имели космогоническое значение – тут и культ самого умершего фараона, уподоблявшегося Осирису, и культ солнечного бога Ра.
Фараоны следующих V-VI династий уже не строят колоссальных пирамид – им это не под силу. Теперь пирамиды не только уменьшаются в размерах, но упрощается их конструкция – внутри, под белой облицовкой, уже не сплошная каменная кладка, а ступенчатый каркас с заполнением щебенкой. При этом все большее значение в этот период начинают приобретать другие постройки заупокойных комплексов, прежде всего, храмы, в которых в эпоху V-VI династий начинают использовать круглые растительные колонны (пальмовидные, папирусовидные, лотосовидные). Пальмовидные имеют гладкий ствол, округлую базу и капитель в виде листьев пальмы, имитирующую крону этого священного дерева. Папирусовидные и лотосовидные состоят из ствола в виде связки стеблей, круглой базы и капителей в виде нераскрывшихся бутонов, охваченных «жгутами». Капители и стволы были раскрашены, и в сочетании с также раскрашенными рельефами, число которых возрастает в интерьерах этого времени, создавали необыкновенно красочную картину. Священные пальмовые рощи и заросли папируса, темное ночное небо синего в золотых звездах потолка – такое оформление характерно для египетских храмов, где фантазия соединялась религиозной символикой. В целом, к концу эпохи Древнего Царства архитектурные формы облегчаются, становятся декоративнее, и главное – повышается их символическая значимость. Кроме того, появляются новые типы построек – посвятительные храмы солнечного божества. Примером может служить солнечный храм фараона V династии Ниуссера в Абусире. Композиционно он похож на комплексы пирамид, но образное решение иное. Крытый коридор-дорога начинался от самой пристани на Ниле и ворот-пропилей (сооружения, имеющего сквозной проход), напоминающих нижние храмы пирамидных комплексов. Он продолжается в толще стены, ограждающей священный двор, обходит двор вокруг и подводит к огромному обелиску внутри двора, вершина которого обивалась золоченой медью. Такие ранние обелиски еще не были иглообразными, как впоследствии, но имели форму мощной усеченной пирамиды, символизировавшей первозданный холм Бен-Бен и напоминавший животворящий солнечный луч.