Искусство русского государства после присоединения

К РОССИИ ЗАПАДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (2 — я половина XVII е.)

Расширение границ русского государства. Присоединение к России украин-
ских и белорусских земель. Развитие связей с государствами Западной Европы.
Сложение всероссийского рынка. Укрепление позиций торгового сословия.
Реформа и раскол.церкви. Усиление польских, украинских и белорусских влия-
ний в области культурной жизни. Ренессансные и барочные черты в русской
литературе и искусстве. Возникновение театра. Своеобразие русского барокко.
Издательская деятельность Московского Печатного двора. Открытие в Москве
Славяно-греко-латинской академии. Противоречивый характер русской культу-
ры эпохи перехода от Средневековья к Новому времени.

Архитектура.

Деревянная церковная архитектура. Дворец в Коломенском. Строительные
работы в московском Кремле. Связь объемно-планировочной структуры Терем-
ного дворца с деревянными хоромами. Ослабление монументальности в каменных культовых постройках. Светский характер посадского церковного зодчест-
ва. Новые принципы планировки зданий. Конструктивные особенности москов-
ских храмов. Архитектурное решение церквей Рождества в Путинках и Троицы
в Никитниках. Строительная деятельность патриарха Никона. Историческое и
политическое значение возведения Нового Иерусалима. Архитектурный ан-
самбль новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Роль изразцового де-
кора в. интерьере Воскресенсюго собора. Архитектура ростовского Митропо-
личьего дома. Купеческие храмы Ярославля. Сложение ярославсюй архитек-
турной школы. Черты, сближающие ярославские церкви с культовыми пос-
тройками XVI в. Обьемно-пространственное решение церкви Ильи Пророка
История формирования архитектурных ансамблей Кооовницкой и Толчковской
слобод и Николо-Мокринского прихода Типы ярославских колоколен. Граж-
данское строительство Пскова: Приказные палаты, палаты Поганкиных. Реализация новых архитектурных идей в столичном зодчестве конца XVII в. «Мос-
ковское барокко» и его стилистические особенности. Развитие ярусной компо-
зиции в творчестве Я.Г.Бухвостова. Использование западноевропейских образ-
ных средств в архитектурном решении церкви Знамения в Дубровицах. Созда-
ние монументальных общественных зданий светского назначения. Возведение
М.Чоглоковым Сухаревой башни.

Монументальная живописи

Западноевропейские иллюстрированные Библии и их значение для русского
искусства. Тематические циклы и иконографические особенности фресковых
изображений церкви Троицы в Никитниках. Художественные работы в Ростове
Великом. Творческий путь костромских изографов Гурия Никитина и Силы
Савина. «Деяния апостолов» в системе росписи Троицкого собора Ипатьевского
монастыря. Стенописи ярославских художников в Ярославле, Ростове, Троице-
Сергиевом монастыре, Вологде, Романово-Борисоглебске (Тутаеве). Роль Дмит-
рия Григорьева-Плеханова в развитии «столпового» монументального стиля в
русской живописи 2-й половины XVII в. Порядок расположения композиций и
фресковых циклов на сводах и стенах соборных храмов, расписанных ярослав-
ской артелью. Характер декорировки алтарных помещений. Угасание монумен-
тализма и усиление повествовательности в стенных росписях 1690-х гг. Стено-
пись церкви Иоанна Предтечи в Ярославле как памятник переходного периода

Иконописи.

Иконописная мастерская Оружейной палаты и ее роль в развитии русской
иконописи. Работа над иконами для кремлевских соборов. Состав нового ико-
ностаса Успенского собора. История развития высокого русского иконостаса.
Борьба в искусстве 2-й половины ХЧП в. прогрессивных и консервативных тен-
денций. Творчество Симона Ушакова. Эстетические взгляды С.Ушакова и
И.Владимирова Икона «Древо Государства Российского» и ее идейно-
политический смысл. Вопросы иконописания на церковном соборе 1666-
1667 гг. Ярославская школа иконописи и ее характерные признаки. Житийные
иконы Семена Спиридонова Холмогорца. Характер житийного повествования в
икочах Федора Зубова «Илья Пророк в пустыне» и «Иоанн Предтеча - Ангел
пустыни». Деятельность в Москве иностранных художников. Утверждение в
искусстве новых жанров и светских реалистических мотивов. Формирование
парсунного жанра. Отражение западноевропейской,художественной традиции в
искусстве московского иконописца Карпа Золотарева Признаки барокко в ху-
дожественном убранстве церкви Покрова в Филях.

Искусство оформление книги

Художественное оформление «Титулярника» и портреты государственных
деятелей ХЧ1-XVII вв. Бытовые темы в лицевой рукописи «Лекарство душев-
ное». Миниатюры «Толкового» (1678) и «Сийского» Евангелий.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общие работы

Аверинцев С.С., Ершов С.А., Успенский ЛА. Икона древней Руси XI-ХП веков.
СПб., 1993.

Алленов ММ, Евангулова О.С., Лифшиц ЛИ. Русское искусство Х - начала ХХ века.
М., 1989.

Алпатов МВ. Древнерусская иконопись. М., 1974.

Алпатов MII., Родникова И.С. Псковски икона XIII-XVI веков. Л., 1990.

Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982.

Балдин В.И. Загорск. М., 1984.

Барская НА. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

Emnaeoe АЛ Мосювское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художест-
венного мышления эпохи. М., 1996.

Белецкий ВД. Довмонтов город. Л., 1986.

Боброе Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987.

Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Учебное пособие.
Л,: ЛИЖСА, 1891.

Бонарое Г.Н., Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 1979.

Брайцева О.И. Строгановские постройки рубежа ХУП-ХУП! веков. М., 1977.

Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVH - начала XVHI вка М., 1983.

Брюсова В.Г. Русская живопись XVH века. М., 1984.

Бычков В.В; Руссам средневековая эстетика ХI- M., 1992.

Вагнер Г.К Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева Польского. М., 1966.

Вагнер Г.К Скульптура Древней Руси. ХПвек Владимир. Боголюбово. М., 1969.

Вагнер ГК Белокаменная резьба Суздаля. Рождественский собор XHI века М., 1975.

Вагнер Г.К Проблема жанров в древнеруссюм искусстве. М., 1974.

Вагнер Г.К Ог символа к реальности. М., 1980.

Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнеруссюм искусстве. М., 1987.

Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.

Взаимодействие древнерусской шперэгуры и изобразительного искусства Л., 1985.
(тодз л; Т. 38).

Вздорное Г.И. О живописи Северо-Восточной Руси ХП XV вековI/ Искусство. 1969.
гй 10.

Вздорнов ГИ. О понятиях «школэ» и «письма» в живописи Древней Руси // Искусство. 1972. 38. 6.

-
Взд~унов Г.И. Фресш Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде.
М., 1976.

Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Руюписнм книга Северо-Восточной
Руси ХП -начала XV века. М., 1980.

Вздетое Г.И. История открытия и изучения руссюй средневековой живописи.
XIX век. М., 19&б.

Вздорное Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.
М., 1989.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХП XV веков. Т. 1-2. М., 1961-1962.

Воронин НН. Владимир. Боголюбово. Юрьев-Польской. М., 1974.

Воронин Н.Н. Смоенскм живопись ХП-ХШ веков. М., 1977.

Воронин Н.Н., Ранпонорв ПА. Зодчество Смоленска. Л., 1979.

Ишсто~итохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.

Вьтгеяое В.П. Архитектура Московской Руси середины ХЧ века. М., 1888.

Высадил С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989.

Государотттештая Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искус-
ство Х - начала XV века М., 1995.

Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М., 1987.

Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.

Демина Н.А. «Троица> Андрея Рублева М., 1983.

Дмитриевский собор во Владимире / Под ред. Э.С.Смирновой. М., 1997.

Древнерусское искусство. Bssasma и Древняя Русь: К 100-летию Андрея Николаевича
Грабара (1896-1990). СПб., 1999.

Наши рекомендации