Искусство древнерусских государств-княжеств
(XII — 1-ая треть XIII века.)
Экономическая, политическая и культурная ситуация в русских землях в до-
монгольский период. Дробление киевской державы на независимые княжества.
Рост городов. Организация новых епископий. Развитие местного летописания.
Создание исторических повестей и «слов». Становление архитектурных школ.
Трансформация стиля монументального историзма
Архитектура
Объемно-пространственное решение и характер кладки стен киевской церкви
Спаса на Берестове. Значение следов трехлопастного покрытия притворов для
воссоздания первоначального облика храма
Новые черты в соборном и монастырском строительстве. Переход на равно
сложную кладку.Культовые постройки Чернигова Конструктивные и художе-
ственные особенности Борисоглебского собора и Успенского собора Елецкого
монастыря. Типологическое родство черниговских храмов с храмами середины
XII в. Киева, Владимира Волынского, Смоленска, Рязани. Данные археологии о
черниговском Благовещенском соборе.
Сложение приднепровской архитектурной школы. Утверждение в архитек-
турном проектировании новых композиционных принципов. Собор Спасо -
Евфросиньева монастыря в Полоцке. Композиционные и конструктивные осо-
бенности смоленской церкви Архангела Михаила, Церковь Бориса и Глеба в
Гродно. Завершение процесса переработки канонической крестовокупольной
схемы в композиции Пятницкой церкви в Чернигове. Оригинальность объемно-
пространственной структуры пятницкого храма.
Архитектурные памятники юго-западных русских земель. Своеобразие галиц-
кой архитектурной школы. Связь галицкого зодчества с архитектурой Польши и
Венгрии. Скульптурный декор галицких храмов. Успенский собор Галича по
данным археологии. Романские мотивы в архитектурном облике церкви Панте-
леймона Строительная деятельность князя Даниила в Холме. Художественное
убранство холмской церкви Иоанна Златоуста. Участие гашщких мастеров в
сооружении храмов Владимиро-Суздальского княжества.
Архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Крепостное и культовое строи-
тельство Юрия Долгорукого. Черты, сближающие соборы в Кидекше и Пере
славле Залесском с храмами западнорусских земель. Возвышение Владимира на
Клязьме при Андрее Боголюбском. Приглашение Андреем европейских масте-
ров. Возведение Успенского собора и загородной резиденции в Боголюбове.
Первоначальный облик церкви Покрова на Нерли. Иконографические програм-
мы скульптурного декора андреевских храмов. Перестфойка Успенского собора
при Всеволоде III. Проявление романской архитектурной традиции в оформлении фасадов Дмитриевского собора. Монастырская архитектура Владимиро-
Суздальского княжества. Соборы Рождественского и Княгинина монастырей.
Особенности строительной техники.
Строительная деятельность сыновей Всеволода III. Характеристика памятни-
ков ростово-ярославского и суздальско-нижегородского круга. Первоначальный
облик Рождественского собора в Суздале и Георгиевского собора в Юрьеве-
Польском. Проблема реконструкции скульптурного декора на фасадах Георгие-
ского собора Вопросы иконографии и семантики владимиро-суздальской пласти-
ки. Связь скульптурных изображений с языческими верованиями местного насе-
ления. Приостановление каменного строительства в Залесской земле после 1237 г.
Архитектура Новгородской земли. Изменение социальной структуры Новго-
рода в 1-й половине XIIв. Возрастание роли боярства и архиепископа Превра-
щение Детинца в общегородской религиозно-политический центр. Типологиче-
ские и художественные особенности церковных сооружений. Боярско--
купеческие храмы Новгорода. Церкви Благовещения в Аркажах, Петра и Павла
на Синичьей горке. Влияние посадской архитектуры на княжеское строительст-
во. Объемно-пространственная структура церкви Спаса на Нередице. Проявле-
ние новых архитектурных идей в монастырском строительстве. Композицион-
ные особенности собора Мирожского монастыря в Пскове и церкви Климента в
Старой Ладоге. Эстетизация.простоты и силы в архитектурном образе старола-
джского Георгиевского собора. Первые башнеобразные композиции в новго-
родском культовом зодчестве. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу как обра-
зец нового архитектурного мышления и контактов Новгорода с городами Прид-
непровья. Отражение композиционной структуры пятницкого храма в решении
экстерьера церкви Порынского скита. Значение трехлопастного покрытия для
дальнейшего развития новгородского культового зодчества
Маиумеппыльиая живопись
Сведения о художественных работах греческих мастеров в Боголюбове.
Фрагменты первоначальной росписи во владимирском Успенском соборе. Вос-
становление живописного убранства Успенского собора при Всеволоде Ш. Фре-
сковые композиции Дмитриевского собора. страшный суд в системе росписи
храма Монументальная живопись в дьяконнике Рождественского собора Суз-
даля. Стилистические особенности византийской монументальной живописи
комниновского периода
Стенные росписи в храмах Новгородской республики. Преобладание линей-
но-графического начала в стенописи собора Мирожского монастыря в Пскове;
Связь мирожского ансамбля с балканской иконографический традицией. Харак-
тер декорировки центральной апсиды. Принципы размещения изображений в
интерьере церкви Георгия в Старой Ладоге, Иконографические нововведения.
и особенности стиля. Художественное оформление церкви Спаса на Нередице.
Композиция «Вознесение» и ее место в системе росписи. Проявление «линейно-
го» стиля в стенописи церкви Благовещения в Аркажах. Иконографические осо-
бенности живописных композиций алтарной части акажского храма.
Открытия реставраторов в соборе Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке.
Монументальная живопись Смоленска в свете археологических изысканий.
Фрески Кирилловской церкви в Киеве.
Древнерусские живописные ансамбли 2-й половины XII в. в контексте эволю-
ции византийского монументального искусства.
Икон опись.
История изучения и реставрации икон XII-XIII вв. Вопросы датировки памят-
ников домонгольского периода. Отечественное искусствознание о проблеме
школ и национального своеобразия ранней русской иконописи. Роль и место
византийских икон в древнерусской художественной культуре. Иконы, проис-
ходящие из среднерусских земель. Иконы, исторически связанные с Новгоро-
дом и Псковом. Воинская тема в греко-русской иконописи ХП-XIII вв.
Оформление южных и западных врат собора Рождества Богородицы в Суздале.
Особенности техники золотой наводки. Сюжеты и стилистика медных клейм.
Рукописная книга
Влияние народной культуры на миниатюры «Евангелия Домки». Тератологи-
ческий стиль новгородских рукописей.