Организация дизайна в Японии после 1960 г. Кендзи Экуан. Японская модель дизайна. Сочетание личного и безличного начал в дизайнерском проектировании.
Фирма «ГК». Кендзи Экуан
Среди старейших независимых бюро широкого профиля своей высокой про фессиональной репутацией выделяется бюро, первоначально называвшееся «Группа ГК», возглавляемое Кендзи Экуаном.
Кендзи Экуан (род. в 1929) - крупный японский деятель дизайна, чье имя широко известно во всем мире. Почетные звания и общественные должности, занимаемые Экуаном, многочисленны, в их числе: президент Ассоциации япон ских дизайнеров, президент ИКСИДа(1976-1977),почетный доктор и член раз личных дизайнерских вузов инаучно-исследовательскихинститутов ведущих стран мира. Он автор нескольких книг о дизайне, изданных в Японии и за ее рубежами, с 1957 года - глава фирмы, которая к началу1990-хгодов включала в себя 7 самостоятельных подразделений в Токио, Киото иЛос-Анджелесе.
Экуан многократно посещал Советский Союз, участвовал в семинарах «Ин тердизайн». Высоко оценивая их, говорил: «Интердизайн - это модель между народной школы дизайна. Повезло тем, кто стал ее учениками: пока учишься - идешь в гору. Идешь к своей цели...». Он также гостеприимно принимал у себя в Японии наших дизайнеров, помогал в проведении выставок в Токио и стажи ровке в его фирме.
С 1950 года Экуан учился в Токийском университете изящных искусств и музыки. Так как более близкого к дизайну вуза в то время не было, то, зани маясь на факультете декоративного искусства и ремесел, он три года учился делать своими руками шкатулки, шелковые подушечки и т.д. К концу третьего курса, понимая, что японскому потребителю нужны, в первую очередь, краси вые и добротные утилитарные вещи (велосипеды, посуда, сумки), предложил администрации университета принести в аудиторию американский велосипед, изучить его, разобрав по частям, и самим постараться спроектировать еще луч шее изделие. На последнем курсе он вместе с товарищами объявил настоящую забастовку, требуя открытия отделения дизайна. Эти начинания поддерживал лишь один профессор Иватаро Койке, который и учил основам проектирова ния. Дело закончилось тем, что Экуан был вынужден повторно проучиться на последнем курсе.
После университета Экуан уговорил троих однокурсников открыть самосто ятельную дизайнерскую студию. К их собственному удивлению, заказы не за ставили себя долго ждать. В честь любимого профессора Койке они назвали свое бюро «Группа Койке» - GK («ГК»).
История дизайна, науки и техники
В конце 1960-хгодов в бюро работали 50 человек, в т.ч. 28 с высшим дизай нерским образованием. Выполнялись разработки практически для всех областей дизайна: средства транспорта, конторское и бытовое оборудование, мебель, тек стиль, упаковка, реклама и пр., велись теоретические и экспериментальные ис следования.Научно-исследовательскийотдел возглавлял Нисидзава Такеси, ра ботавший в бюро с первых лет его основания и успешно закончивший аспиран туру при Высшей школе в г. Ульме(1965-1966).Насколько важной и плодо творной была деятельность в этой области, свидетельствует публикация концеп туального исследования «Дизайн жилой среды» (1965). Оно стало первой по пыткой формулирования теоретической программы деятельности специалистов, а бюро - одной из наиболее сильных и организованных групп японских дизай неров. Работа получила престижную международную премию в США.
Через 30 лет фирма GK industrial design associated насчитывала 200 сотрудни ков и являлась крупнейшей дизайнерской фирмой в Японии.
Экуан утверждает, что в своем творчестве следует двум основным принци пам. Первый проектный принцип - «меньшим - большее». Национальное кредо японского уклада жизни «маленький, но сильный» Экуан трансформировал в «сильный, потому что маленький». Применительно к дизайну это означает: ми нимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие техни ческие и эстетические качества изделия, что и составит его особую «силу».
Второй принцип - многофункциональность, которую он обозначает как «простота сложного» (или «сложная простота»). Большинство вещей в японском быте такими и являются - конструктивно простые, они отвечают широкой гам ме функций.
На этих принципах базируется все творчество Экуана. Традиционным заказ чиком GK и на первом этапе, и многие годы спустя была фирма «Ямаха», для которой лично Экуаном и сотрудниками его фирмы выполнено немало разрабо ток, в том числе мотоциклов, мотороллеров, мотосаней.
Однажды, готовя выставку продукции «Ямахи», Экуан показал себя не серь езным мэтром утилитарного дизайна, а фонтанирующим фантастическими идея ми художником. Он расписал все экспонирующиеся мотоциклы яркими при чудливыми рисунками, нанося их прямо на корпус, бачок, сиденье, колеса. И поставил мотоциклы «на попа». Посетители во все глаза смотрели на хорошо известные им машины и не узнавали их - они видели странных пришельцев, гигантских стрекоз и кузнечиков. Это была, разумеется, шутка, эксперимент, хотя и не без обучающих целей