Произношение. 1 дополнительный и 1 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.2(для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).

Цели курса «Произношение»:

-воспитание у школьников четкой, правильной речи на основе усвоения слов постепенно усложняющейся структуры;

-развитие фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой.

Для достижения поставленных целей на уроках произношения необходимо решать сле­дующиезадачи:

— Овладение правильным произношением звуков речи.

— Умение анализировать звуковой состав слова.

— Развитие полноценного фонематического восприятия и слуха.

— Развитие подвижности и четкости работы артикуляционного аппарата.

— Развитие просодических компонентов речи.

— Воспитание у младших школьников чёткой, внятной, выразительной речи.

Общая характеристика курса

В 1 классе основное внимание должно уделяться автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их полноценному восприятию в облегченных фонетических условиях. Соотнесенность отобранного речевого материала с целями обучения определяет строгий отбор лексики и грамматических форм в текстах на этом этапе обучения. В то же время с учётом принципа коммуника­тивности фонетические упражнения осуществляются по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.

Речевой материал, используемый в процессе работы над произношением, подбирается таким образом, чтобы представления о звуковом составе слова формировались у детей эмпирическим путем (наблюдения за техникой произнесения, усиление кинестетических ощущений, развитие фонематического восприятия и др.).

Предусмотрено концентрическое расположение материала, который содержит требования к развитию произносительной стороны устной речи: произношению (артикулированию звуков), фонематическому восприятию, овладению звуко-слоговой структурой слова, произношению слов и предложений с соблюдением ритма, темпа, ударения и интонации в соответствии с условиями речевого общения.

Курс «Произношение» направлен на достижение следующих коррекционно-развивающих целей:

1. Максимальное внимание к формированию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

2. Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающей среде.

3. Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст (связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно).

4. Формирование навыков учебной работы.

Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых трудных тем.

Дифференцированный подход к детям с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемых при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане.

Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.

Формирование психофизических механизмов, которые лежат в основе успешного развития устной речи: правильное речевое дыхание, голосообразование, речевую моторику, ритм, паузацию, интонацию, логическое и вербальное ударение.

Методическая основа курса

- построение обучения произношению с учётом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования букв и звуков в учебнике;

- обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слогами-слияниями);

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

- использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений, разных типов заданий и упражнений;

- изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;

- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности - слушания и говорения (навыки чтения и письма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте).

Место курса «Произношение» в учебном плане

Форма организации работы – фронтальное занятие, реализуемое из часов, отведенных в плане внеурочной деятельности.

Алгоритм построения уроков.

1. Организационный момент (речевая разминка).

2. Речевая гимнастика:

- дыхательная гимнастика;

- массаж;

-мимика;

-упражнения для губ, языка, голоса;

-упражнения для интонации.

3. Закрепление изученного.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Проверка домашнего задания.

6. Физ.пауза

7. Изучение нового материала:

-выделение звука;

-автоматизация в слогах, в словах, в предложениях;

-развитие фонематического восприятия;

-слого-звуковой анализ слов;

-игры со звукоподражанием.

8. Оценка работы учащихся.

9. Итог. Оценка и самооценка (рефлексия).

Класс Количество учебных недель в году Количество занятий курса «Произношение»
1 дополнительный 2 раза в неделю – 66 занятий
1 класс 2 раза в неделю – 66 занятий
Всего 132 занятия

Наши рекомендации