Произношение. 1 дополнительный и 1 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.2(для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).
Цели курса «Произношение»:
-воспитание у школьников четкой, правильной речи на основе усвоения слов постепенно усложняющейся структуры;
-развитие фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой.
Для достижения поставленных целей на уроках произношения необходимо решать следующиезадачи:
— Овладение правильным произношением звуков речи.
— Умение анализировать звуковой состав слова.
— Развитие полноценного фонематического восприятия и слуха.
— Развитие подвижности и четкости работы артикуляционного аппарата.
— Развитие просодических компонентов речи.
— Воспитание у младших школьников чёткой, внятной, выразительной речи.
Общая характеристика курса
В 1 классе основное внимание должно уделяться автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их полноценному восприятию в облегченных фонетических условиях. Соотнесенность отобранного речевого материала с целями обучения определяет строгий отбор лексики и грамматических форм в текстах на этом этапе обучения. В то же время с учётом принципа коммуникативности фонетические упражнения осуществляются по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.
Речевой материал, используемый в процессе работы над произношением, подбирается таким образом, чтобы представления о звуковом составе слова формировались у детей эмпирическим путем (наблюдения за техникой произнесения, усиление кинестетических ощущений, развитие фонематического восприятия и др.).
Предусмотрено концентрическое расположение материала, который содержит требования к развитию произносительной стороны устной речи: произношению (артикулированию звуков), фонематическому восприятию, овладению звуко-слоговой структурой слова, произношению слов и предложений с соблюдением ритма, темпа, ударения и интонации в соответствии с условиями речевого общения.
Курс «Произношение» направлен на достижение следующих коррекционно-развивающих целей:
1. Максимальное внимание к формированию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающей среде.
3. Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст (связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно).
4. Формирование навыков учебной работы.
Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых трудных тем.
Дифференцированный подход к детям с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемых при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане.
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.
Формирование психофизических механизмов, которые лежат в основе успешного развития устной речи: правильное речевое дыхание, голосообразование, речевую моторику, ритм, паузацию, интонацию, логическое и вербальное ударение.
Методическая основа курса
- построение обучения произношению с учётом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования букв и звуков в учебнике;
- обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слогами-слияниями);
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;
- использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений, разных типов заданий и упражнений;
- изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности - слушания и говорения (навыки чтения и письма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте).
Место курса «Произношение» в учебном плане
Форма организации работы – фронтальное занятие, реализуемое из часов, отведенных в плане внеурочной деятельности.
Алгоритм построения уроков.
1. Организационный момент (речевая разминка).
2. Речевая гимнастика:
- дыхательная гимнастика;
- массаж;
-мимика;
-упражнения для губ, языка, голоса;
-упражнения для интонации.
3. Закрепление изученного.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Проверка домашнего задания.
6. Физ.пауза
7. Изучение нового материала:
-выделение звука;
-автоматизация в слогах, в словах, в предложениях;
-развитие фонематического восприятия;
-слого-звуковой анализ слов;
-игры со звукоподражанием.
8. Оценка работы учащихся.
9. Итог. Оценка и самооценка (рефлексия).
Класс | Количество учебных недель в году | Количество занятий курса «Произношение» |
1 дополнительный | 2 раза в неделю – 66 занятий | |
1 класс | 2 раза в неделю – 66 занятий | |
Всего | 132 занятия |