Греческое искусство 8 - 7 вв. до н.э.
В истории Древней Греции конец 8 в., 7 - 6 вв. до н.э. - период больших сдвигов в экономике, социальном строе, культурной жизни. В этот период формируется греческое рабовладельческое общество и государство. Развитие производительных сил, особенно в передовых областях Греции (Аттика), приводит к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроении и мореходстве. Растет разделение труда, и ремесло выделяется в самостоятельную отрасль хозяйства, развивается торговля, появляются деньги.
В политическом отношении рабовладельческая Греция всегда делилась на сотни самостоятельных городов-государств. Однако в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами (торговые связи, колонизация, военные столкновения, рабы-иноземцы) пробуждают в них сознание известного единства греческого мира. Рождают понятия «эллины» и «Эллады». Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей между изолированными городами-государствами.
Особенно большое значение приобретает храм Зевса в Олимпии, где, начиная с 776 года до н.э. каждые четыре года устраивали знаменитые Олимпийские игры. Участники праздников приезжали из самых отделенных уголков греческого мира, прекращались военные действия между государствами. Победитель на олимпийских состязаниях приносил славу не только своему роду, но и всей общине, от имени которой он выступал. Не меньшее значение (особенно политическое) принадлежало дельфийскому оракулу и святилищу Аполлона на о.Делосе.
В формировании греческого рабовладельческого общества и государства большую роль сыграла колонизация греками с 8 - 6 вв. до н.э. Средиземноморского побережья, а также берегов Черного и Мраморного морей.
Колонизация расширила границы греческого мира, способствовала укреплению связей с другими племенами, форсировала развитие морской торговли и товарно-денежных отношений. В 8 - 6 вв. до н.э. происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. Потребности производства, углубление связей с древневосточными цивилизациями и расширение связей с племенами Средиземноморья и Причерноморья, напряженная политическая жизнь формирующихся полисов, острая классовая борьба между демосом и родовой аристократией - все это рождало новые взгляды на мир, на место человека в обществе.
Архитектура 7 в. до н.э.7 в. до н.э. характерен ростом городов, расширением масштабов строительства. В середине столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти общественными зданиями. В 7 в. до н.э. вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и конструктивных частей, получившая название ордера.
Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма - храм в антах, возникший из мегарона микенского времени. Главный фасад в этом случае оформляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны, например в сокровищнице сикионцев в Олимпии начало 8в. до н.э.
Так называемый простиль имеет на фасаде колонны, расположенные впереди антов: обычно этих колон четыре. Амфипростиль содержит колонны и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма - периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего на главном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называются гексастильными периптерами. Наиболее сложные тип храмового здания - диптер, который включает два ряда колонн, окружающих храм.
Сама целла храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием, - пронаос, центральная, самая обширная, - наос (или целла, собственно, святилище) и опистодом - для хранение даров (со входом с заднего фасада).
Греческий архитектурный ордер состоит из следующих основных элементов: трехступенчатого стилобата как цокольной части храма, колонн, включающих базу, ствол (фуст) и капитель, и антаблемента - перекрывающей части сооружения, делящегося в свою очередь на архитрав (балку), фриз и карниз. Выше антаблемента находится треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.
В процессе формирования греческой архитектуры возникли два основных стиля: дорический и ионический. Дорический развивался в основном на Пелопоннесе и западных районах греческого мира (Сицилия и Великая Греция), ионический - в Аттике и в восточных районах Средиземноморья (Малая Азия, острова Эгейского моря).
Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью своих форм, а ионическая - легкостью, стройностью, изяществом и относительно большей декоративностью. Названные выше ордерные части применялись в обоих стилях и различались лишь в деталях. Так, в дорическом стиле колонны не имели баз, капители были очень просты и состояли из квадратной плиты (абака) и поддерживающей ее круглой подушки (эхина); фриз делился на прямоугольные, слегка выступающие части (триглифы) и находившиеся между ними квадратные доски (метопы). В ионическом стиле колонны имели профилированные базы; капитель включала спиралевидной формы волюты, фриз был гладким в виде ленты (зофорный фриз).
Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась очень устойчивой и была использована без существенных изменений строителями последующего времени. Она менялась лишь в отношении пропорции и в прорисовке деталей.
Греческие храмы начиная со 2 половины 7 в. до н.э. строились из отдельных блоков камня, хорошо пригнанных друг к другу и уложенных без применения раствора. К числу ранних сооружений дорического стиля следует отнести храм Геры в Олимпии (конец 7 - начало 6 вв. до н.э.). Он имел сильно вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно невысокими колоннами, что создавало впечатление длинной приземистой постройки. Верхняя часть стены целлы была выложена из кирпича-сырца. Количество колонн составляло: на главном фасаде - 6, на боковых - 16. Колонны сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания, заменялись каменными.
В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн, причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу. Эта архитектурная конструкция возникла в следствии желания дополнительно укрепить несущую конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный материал - камень.
Если в дорической архитектуре наиболее распространенным типом сооружения был периптер, то в ионическом зодчестве строились главным образом диптеры.
Архитектура 6 в. до н.э. По всей Греции в этом столетии было сооружено множество храмов дорического и ионического стилей. Развитие строительной техники позволило повсюду переходить от строительства храмов из сырцового кирпича и дерева к возведению их из камня.
Храмы украшались скульптурой из камня: фронтоны, метопы, фризы показывают быстро развивающееся мастерство скульпторов. Появляются фронтоны со сложными многофигурными построениями, и постепенно художники добиваются удачного решения труднейшей задачи - размещения многофигурной композиции в треугольном поле фронтона. Архитектурные детали и скульптурные украшения ярко раскрашивались главным образом в синий и красный цвета; раскраска придавала зданию особенно нарядный вид.
В 6 в до н.э. был построен больших размеров храм Аполлона в Коринфе - типичное архаическое сооружение (6х15 колонн), от которого сохранились семь угловых монолитных колонн. Пропорции колонн тяжелые, капители имеют утрированно большой вынос.
К первой половине 6 в. до н.э. относятся архаические храмы Селинунта (на южном побережье острова Сицилия). Из них наиболее типичным является так называемый храм «С» - характерный архаический храм, удлиненный в плане, с очень узкой однонефной целлой. Тяжелым кряжистым колоннам с громоздкими капителями соответствовал высокий массивный антаблемент. Передний портик храма был более глубокий, чем задний.
Для крупных храмов дорического стиля была характерны форма периптера, для ионических же - форма диптера.
Наиболее полное представление на основании археологических раскопок можно составить об архитектуре храма Артемиды в Эфесе. Это был большой диптер (75х142 м в плане) ионического ордера с очень своеобразно решенными колоннами, которые имели сильно развитые капители со свисающими вниз волютами и широкие пояса над базами, украшенные рельефными фигурами. Храм был построен из мрамора, который начал использоваться в ионической архитектуре ранее, чем в архитектуре дорического стиля.
Уже в ранних греческих храмах выразилось преобладающее стремление греков к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного сооружения, к подчинению материала и техники определенной архитектурной идее.
Изобразительное искусство и скульптура 7 в. до н.э. Греческое архаическое искусство (7 - 6 вв. до н.э.) заложило основу будущего расцвета классического искусства, сыгравшего столь значительную роль в развитии мировой художественной культуры. Все виды искусства получают в архаический период быстрое развитие - архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство.
Поиски более убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного, сильного, здорового телом и духом гражданина полиса, характеризуют искусство архаики.
Творческие усилия художников 7 - 6 вв. до н.э. направлены на овладение правильным построение фигуры человека, его пластической анатомией, передачей движения. Правда, последняя задача была наиболее трудной. Архаическим мастерам удавалось запечатлеть позу, изображающую то или иное движение. Но полной иллюзии человека в движении искусство смогло добиться лишь в середине 5 в. до н.э.
Наиболее типичными образами архаической пластики являлись юношеская обнаженная атлетическая фигура - курос и женская одетая - кора. Так могли изображаться и простые смертные, и боги, и богини. Эти образы сохраняют свое место в греческом искусстве во все последующие столетия, лишь видоизменяясь в стиле.
В 7 в. до н.э. наряду с каменными постройками создаются и каменные статуи, сначала из более мягких пород известняка, позже из мрамора. Такова мраморная, больших размеров статуя, посвященная богине Артемиде жительницей острова Никсоса Никандрой. В статуе можно угадать процесс работы мастера: сначала он обтесал прямоугольный мраморный блок, вероятно, исходя из традиционной деревянной заготовки. Из такого блока потом вырубил фигуру, но первоначальная «четырехфасадная» форма все-таки отчетливо выступает в готовом произведении, отчего и получилась фигура скованная и неподвижная с формами плоскими и жесткими.
О быстром успехе в пластической трактовке фигуры, более правильном и пропорциональном построении свидетельствуют скульптуры аттической работы рубежа 7 - 6 вв. до н.э.: статуя обнаженного юноши (курос из Аттики). Атлетическое строение юноши подчеркнуто очень широкими плечами, сильными крепкими ногами, но корпус и бедра непропорционально узки, что особенно ясно выступает при взгляде на статуи в фас или со спины, в профиль корпус выглядит достаточно округло и объемно.
Такое построение фигуры обусловлено в значительной мере приемам работы скульптора - также предварительным приготовлением прямоугольного блока камня, что не дает возможности изобразить фигуру с приподнятыми руками или с более широко раздвинутыми локтями. Граница линии груди, живота, лопаток, колен резко подчеркнута.
Лица архаических статуй трактованы большими гладкими плоскостями, особенно характерны рисунок сильно выпуклых глаз и своеобразная чисто декоративная обработка прически в виде разных рядов округлых выпуклостей.
Основные черты архаического стиля, складывающиеся в 7 в. до н.э., усложняются и достигают своего совершенства в 6 в. до н.э. Плоскостность фигур предшествующего периода сменяется объемностью, округлостью форм: более свободно становится движение. Все больше внимания уделяется моделировке лица и прическе.
Ярким примером изображения атлетической фигуры начала 6 в. до н.э. являются статуи Клеобиса и Битона, превосходной работы Полимеда Аргосского, помещенные некогда в Дельфийское святилище.
Образы атлетов, сильных и тренированных, обладают большой художественной убедительностью. Пластический подход ясно чувствуется в построении головы, корпуса с очень широкими плечами, напряженности мускулов руки и ног, но мышцы живота и коленные чашечки подчеркнуты только графически. Легкая улыбка придает образам жизнерадостность молодости.
Надгробная статуя Кройсоса показывает следующий шаг в развитии типа куроса; фигура стройнее, легкая и более гибкая, чем тяжеловесный Клеобис, мягче передана мускулатура, пластичнее выявлены формы лица. Но декоративно трактованная прическа, сильно выпуклые глаза и условная улыбка остаются прежними.
Статуя богини с зайцем - типичная композиция для этого рода женских статуй, снизу до пояса изваяна в виде круглого столба; пластически промоделированы лишь плечи, грудь, руки. Складки хитона строго параллельны, обозначены гравировкой, плоские и расположены декоративно, не согласуясь с формами тела.
Своеобразную картину развития пластики мы наблюдаем в Аттике.
В результате раскопок на Акрополе был найден ряд выдающихся скульптурных произведений. Эти статуи после разорения в 480 г. до н.э. персами Афин были использованы в середине 5 в. до н.э. как укрепление под фундаменты новых построек. Переложенные щебнем и песком, скульптуры сохранили всю свою раскраску до наших дней.
Особенно мастерством отличается большая группа женских статуй выполненных в течение второй половины 6 в. до н.э. Наиболее ранняя работа аттического мастера «Кора в пеплосе» еще напоминает «четырехфасадные» скульптуры, но лицо молодое, сияющее улыбкой, свидетельствует о развитии реалистического образа.
Под влиянием искусства восточных греческих городов одежда на аттических скульптурах начинает трактоваться иначе. Намечаются первые попытки согласовать складки хитона или плаща с движение фигуры, но главное, что передает мастер, это красивый рисунок многочисленных складок, то мельчайших на хитоне, то легких волнистых на тонкой нижней одежде, то крупных на плаще, края которого свисают зигзагами, образуя рисунок так называемого ласточкина хвоста.
Прически их поражают богатством отделки мелких прядей локонов, уложенных разнообразным способом. Акропольские статуи, выполненные из мрамора, превосходно обработаны; гладкие плоскости слегка полированы, углубления складок, локоны обработаны буравом и резцом. Волосы, глаза, губы раскрашены красным. Одежда украшены пестрой каймой и мелкими узорами синего, красного и зеленого цветов.
Все коры стоят прямо, фронтально, одной рукой церемонно приподнимая хитон, другой протягивая цветок. Коры Акрополя полны изысканной грации, даже некоторой манерности, это изображение девушек аристократического круга.
Метопы. Фронтоны. Зофорный фриз. В 6 в. до н.э. храмы стали строить из камня, что позволило ставить фронтоны с многофигурными скульптурными композициями и метопы не терракотовые, а каменные с рельефами.
Сюжетом для храмовой скульптуры служили греческие мифы и гомеровский эпос. Сцены из легенд о богах, о подвигах Геракла, Тезея, героев «Илиады» и «Одиссеи» воплощались в композициях на фронтонах, фризах, метопах.
Метопы из храма в Пестуме (юг Италии), датируемые 560 г. до н.э., посвящены подвигам Геракла и свидетельствуют о поисках новых композиционных решений. Особенно удачно вписалась в квадратное поле фигура Геракла с двумя карликами-пигмеями на плечах. Эта композиция повторена и на метопе из храма в Селинунте (520 - 510 гг. до н.э.).
Труднейшей задачей расположения многофигурной композиции является треугольное поле фронтона. Лишь постепенно, в течение 6 в. до н.э. художники добиваются почти равномасштабности фигур, выделяют центр композиции и заполняют изображением углы.
Фронтон небольшого дорического храма Артемиды на острове Керкира (около 585 г. до н.э.), где была коринфская колония, выполнен на отдельных плитах и швы перерезают фигуру. В центре фронтона помещена огромная фигура Горгоны в схематической позе так называемого коленопреклоненного бега. По сторонам ее, занимая большую часть фронтона, две пантера, а по углам - сцены битвы богов с гигантами. Композиция распадается на три части и тематически и масштабно. Фигуры к углам резко уменьшаются в размерах, таким образом, главный мифологический персонаж Зевс оказался крошечным по сравнению с Медузой. Декоративно фронтон решен удачно, но единство действия из-за резкого различия масштаба фигур мастеру еще не удалось.
Рельеф храма Керкиры еще невысокий, слабо промоделированный, значительную роль в нем должна была играть раскраска.
Последняя четверть 6 в. до н.э. знаменует собой значительное развитие реалистической трактовки человеческой фигуры в монументальном искусстве, особое значение при этом получает изучение анатомии.
Живопись 7 - 6 вв. до н.э. Если характер архаической скульптуры во многом был обусловлен и культовым назначением статуи и приемом работы в блоке, то в живописи этого периода, более простой и легкой в техническом отношении, можно наблюдать быстрое развитие новых задач. Расширение тематики, более реалистический рисунок, передача фигур в различных ракурсах, в движении, развитие полихромии являются достижением 7 - 6 вв. до н.э.
Жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н.э. Мастера обогащают роспись не только новыми образами и орнаментами, но и новыми приемами рисунка. В силуэте, который господствовал в вазах геометрического стиля, теперь процарапываются детали тонким острым инструментом. Постепенно силуэт заменяется контурным рисунком, позволившим передать многие подробности.
В течение почти всего 6 в. до н.э. господствует в вазовой росписи силуэтная, или чернофигурная, техника. Чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными достоинствами и служит превосходным украшением сосудов, сделанных из желтой, розовой или оранжевой глины. Аттические керамисты усовершенствовали качество черного лака: лак, которым они пользовались, имел блестящую, глубокого черного или слегка оливкового оттенка поверхность. Фоном росписи служила яркая оранжевая аттическая глина, белая и пурпурная (коричневого оттенка), краски употреблялись аттическими художниками очень умеренно.
Прославленным памятником аттического искусства 570 г. до н.э. является чернофигурный кратер Франсуа, названный так по имени археолога, открывшего эту вазу в этрусской могиле. На кратере есть подписи гончара Эрготима и художника Клития. Сосуд украшен росписью, состоящей из пяти поясов с девятью мифологическими сценами: почти у каждой из двухсот фигур надпись, объясняющая, кто здесь нарисован. Сцены изображают шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды, битву лапифов с кентаврами, корабль Тезея, Каледонскую охоту.
Здесь представлены различные образы: боги с торжественной осанкой, сильные герои, живые народные образы - гребцы, юмористические персонажи - силен с мехом. На вазе Клития примечательны изображения архитектурных сооружений - дом Пелея, портик над источником, крепостная стена. Рисунок отличается тщательностью, хорошо передано множество разнообразных движений. Некоторые положения фигур очень сложны, например кентавры, бросающие камни, или силен, несущий мех.
Великим художником, мастером композиции, в Аттике третьей четверти 6 в. до н.э. был Эксекий, создатель сцен на мифологические сюжеты. Одним из лучших произведений Эксекия является амфора из музея Ватикана с двумя композициями: Ахилл и Аякс, играющие в кости и Кастор и Полидевк, братья Диоскуры. Другим широко известным произведением Эксекия является чаша, роспись внутри которой изображает Диониса плывущего в ладье.
В 530 – 525 гг. до н.э. появляется новый способ росписи ваз – краснофигурный, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком. Детали в такой технике не надо процарапывать, их можно рисовать линиями разной толщины и разной разводки лака, гуще и темнее или светлее.
Новая техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать одежду в мелких складках, узоры каймы, тонкие пряди волос и мелкие локоны. Впервые эта техника встречается на вазах, сделанных в мастерской аттического мастера Андокида, где работали первоклассные рисовальщики. Некоторые вазы Андокида исполнены двумя приемами: с одной стороны ваза имеет роспись чернофигурную, с другой стороны – краснофигурную.
Мастера вазовой росписи последней четверти 6 в. до н.э. также разрабатывают мифологические темы. Новым в работах аттических художников этого времени является широкое распространение жанровых сюжетов – сцены пира, пляски, игры музыкантов, сцены палестры. Главным действующим лицом становится обнаженный атлет, мальчик-слуга или музыкант, молодые, одетые в пышные хитоны музыкантши и танцовщицы.
Одним из сильнейших аттических художников конца 6 в. – начала 5 в. до н.э. по праву считается Евфроний. Его знаменитая роспись на кратере «Борьба Геракла и Антея» носит подлинно монументальный характер, полна огромной эмоциональной силы. Главные фигуры охарактеризованы очень ярко: греческий Геракл с тонкими чертами лица, красиво уложенными кудрями и гибким, сильным, тренированным телом противопоставлен грубому, дикому Антею с косматой гривой волос. Образ Антея в трактовке Евфрония выступает воплощением варварской силы.
Евфроний не столько ищет новых композиционных решений и новых приемов передачи глубины пространства, сколько создает новые, более реалистические, чем в чернофигурных росписях, образы, уделяя большое внимание анатомии человека.