Проблемы исторической памяти

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ,

СЕМЬИ

Проблемы

1. Проблемапамяти о своих истоках (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)

2. Проблемароли детства в жизни человека(почему детство – важнейший этап жизни человека?)

3.Проблема исторической памяти(зачем человеку хранить память о прошлом? что значит любить свою семью? свою Родину?)

4.Проблемаотчего дома(почему нельзя забывать отчий дом?)

5. Проблемаоценки такого периода жизни человека, как детство(действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?)

6. Проблеманравственной прочности человека(почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)

Отцы и дети

Роль культурных традиций в нравственном становлении человека

Тезисы

Без прошлого нет будущего

Народ, лишённый исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени

Цитаты

· Детство – «золотая пора человечества». (Аристотель)

· Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды (Д.Лихачёв, литературовед, общественный деятель)

· Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков (С.Соловьёв, русский историк)

· Глядя назад, мы шагаем вперёд (А.Герцен, русский писатель, общественный деятель)

· Народ умирает, если он не знает своего прошлого (Ш. де Костер, бельгийский писатель)

Аргументы

· Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство нового. Именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом».

· В. Распутин «Прощание с Матёрой».Ведущая тема в повести – тема исторической памяти, связи поколений, «малой» родины.В восприятии старухи Дарьи жизнь отдельного человека – это лишь звено длинной цепи поколений и малая часть природы, подчиняющаяся общему круговороту.

· Надменный лакей Яша из пьесы Чехова «Вишнёвый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он живое воплощение беспамятства.

· Ч.Айтматов В романе «Буранный полустанок»рассказывает легенду о манкуртах. Это люди, насильно лишённые памяти. Один из них убивает свою мать, которая пытается вырвать его из плена беспамятства. И над степью звучит её отчаянный крик: «Вспомни имя своё!»

· Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети»пренебрежительно относится к «старичкам», отрицая их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. Этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.

· Гончаров «Обломов». Всё идёт из детства. Обломов апатичен к жизни, так как его вырастили в Обломовке, где была только забота накормить и уложить спать.

· Толстой «Война и мир». Автор описывает жизнь нескольких семей. Семья Ростовых– идеальное гармоническое целое. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. Всё искренне, всё идёт от души. Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они могут понять, простить, помочь. Семья Болконских. Учат любить свою Родину. Всех своих детей отправляют на войну. Если тыумрёшь, мне будет больно.

· В Распутин «Пожар».Автора интересует, что стало с людьми, покинувшими родные места.Разобщённость людей, утрата ими жизненных корней привела к тому, что посёлком правит немногочисленная банда «архаровцев», и никто не в состоянии дать им отпор. «Памяти сердца» -вот чего нехватило жителям Сосновки.

· В семье легче пережить трудности, поддержка. Основы характера, нравственные ценности закладываются в детстве.

· Детство - беззаботная пора. Ребёнок не знает трудностей, забот, не знает, что такое смерть. Наделён богатой фантазией, воображением. Радуется жизни.

· Наука свидетельствует,что только в детстве можно ощутить всю полноту человеческого счастья.

· Частостарикине помнят вчерашнего дня, но очень хорошо помнят своё детство. Статистика свидетельствует:чем старше человек, тем чаще он вспоминает своё детство.

· В Тихом океане есть крошечный клочок суши – остров Пасхи.На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы учёных всего мира. Для чего люди соорудили эти огромные статуи? Как островитянам удалось поднять многотонные каменные глыбы? Но местные жители ( а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы. Нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.

· Царь Пётр 1 умел заглядывать далеко вперёд,зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Пётр 1, сажая жёлуди, заметил, как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! Ты мнишь, не доживу я до матёрых дубов. Правда! Но ты – дурак; я оставлю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь».

· Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.

· В годы Великой Отечественной войны сняли фильм Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, появилось чувство единства с «богатырями» прошлого.

№2

ЧЕЛОВЕК И РОДИНА

Проблемы

Человек и Родина

Тезисы

1. Люби, цени и защищай свою отчизну

2. Любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает

3. Каждый из нас – живая частица реки времени, которая из прошлого течёт в будущее

Цитаты

· Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, но любовь ко всем им заключает в себе любовь к Родине. (В.Г.Белинский)

· Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому. (Белинский)

· Каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего. (Вольтер)

· Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. (Паустовский)

· Потомство моё прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов, русский полководец)

· Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы (А.Пушкин, русский писатель и поэт)

Аргументы

· Известный писатель В.Чивилихин рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний наконец выбрался к границе. Ещё минута - и он обретёт свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от Родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

· Выдающийся русский певец Фёдор Шаляпин, вынужденный уехать из России, всё время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нём находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

· Африканские невольники,вывезенные в Америку, тосковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет унестись домой.

· Самым страшным наказанием в древностисчитался остракизм – изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома – чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык. Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить всё.

· Лев Толстой в романе «Война и мир»раскрывает «военную тайну» - причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.

· Когда выдающийся врач Пироговпридумал аппарат для вдыхания эфирных паров, то он обратился к одному жестянщику с просьбой изготовить его по чертежам. Жестянщик узнал, что это аппарат предназначен для оперирования солдат, воевавших во время Крымской войны, и сказал, что сделает всё бесплатно ради российского народа.

· В годы Великой Отечественной войны фашисты схватили генерала Карбышеваи предложили сотрудничать сними, но советский генерал ответил решительным отказом: «Я Родиной не торгую». Фашисты его пытали: вытащили Карбышева на мороз и, поливая водой из пожарного шланга, превратили в ледяную глыбу, но даже такая мучительная смерть не заставила патриота изменить Родине.

№3

Проблемы

Проблемы охраны природы

2. Проблема влияния человека на природу(какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?)

3. Проблема восприятия человеком природы как живой материи(должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

Цитаты

· В природе нет ничего бесполезного. (Мишель Монтень)

· Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. (Леонардо да Винчи)

Аргументы

· Интерес к экологиистал всеобщим. Экологический подход к решению проблем по взаимодействию общества и природы проник во все сферы человеческой деятельности. Охрана природы - всемирная задача. Стоит только включить телевизор или радио, как сразу же посыплются сообщения о экологических бедствиях, причиной которых стал человек. Это и радиационное загрязнение планеты (чего только стоит авария на Чернобыльской АЭС), нефтяные пятна, кислотные дожди, загрязнение рек…Современный человек должен понять природу и принять её в своё сердце, ибо человек сам является частью природы.

· «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,- утверждал Базаров, главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Такое понимание вопроса приведёт к гибели не только самой природы, но и человека. Человек вторгается в святая святых – в природу, изменяя её коренные свойства. У нас в стране есть немало печальных и трагических примеров. Авария на Чернобыльской АЭСне только унесла жизни тысячи людей, но и затронула генофонд народа. Аральское море,которое теперь и морем-то не назовёшь,- тоже дело рук человека. Мы подошли к тому рубежу, за которым начинается наша собственная гибель и самоуничтожение.

· Ещё в начале 50-х годов Л.Леонов написал свою знаменитую статью «В защиту Зелёного Друга». Его публицистика формировала общественное мнение.

· Для героев В.Распутина, в.Астафьева, В.Беловаприрода не храм, и не мастерская, это составная часть их души, которая в конечном счёте определяет и судьбу человека.

· В повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»природа очеловечена (дерево в центре острова, Хозяин), и в то же время человек ощущает себя вовлечённым в природный круговорот. Если же человек нарушает этот естественный процесс, то он оказывается жестоко наказанным.

· В.Астафьевставит знак равенства между отношением человека к природе и его нравственным состоянием.

· Без связи с природой человек превращается в «Ивана, не помнящего родства» и лишается почвы под ногами.

· В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека.Емеля не собирался ловить щуку – она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего – положит его в гнездо, попадёт птица в силки – он её освободит, выбросит волной рыбу на берег – он её отпустит обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь – учит народная мудрость.

· Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к непредсказуемым последствиям. Один известный учёный решил привезти в свой регион оленей.Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и скоро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, освоились и наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

· Глобальное потепление,о котором всё настойчивее говорят в последнее время, чревато катастрофическими последствиями.Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает равновесие природных циклов. Не случайно учёные всё больше говорят о разумном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

· Польский фантаст С. Лем в своих «Звёздных дневниках»описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история – грозное предупреждение всему человечеству, которое грабит природу.

В. Астафьев «Царь – рыба», В Распутин «Пожар», «Прощание с Матёрой», Ф.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»

№4

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Проблемы

1. Проблема развития и сохранения русского языка(обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?)

2. Проблема сохранения красоты и чистоты русского языка(Возможно ли сохранение русского языка в условиях постоянного пополнения словарного запаса?)

Цитаты

· Всё доступно русскому языку. Он властен всё выразить, изобразить, передать. (русский философ И.Ильин)

· Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.Куприн)

· Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.(В.Г.Белинский)

Аргументы

· Многочисленные споры о русском языке идут в ток-шоу. Вопрос о сохранении русского языка обсуждают в Государственной Думе. Депутатов заставили сдавать ЕГЭ по русскому языку.

· В последнее время вопрос чрезмерного насыщения русского языка заимствованными словами является весьма актуальным. С одной стороны, заимствования необходимы, так как многие из них не имеют аналогов в русском языке, например, такие слова, как промоутер, дизайнер и другие.С другой стороны, не стоит увлекаться, используя по случаю и без иноязычные слова тогда, когда есть русский вариант : менеждер по клинингу –техника. Нелепо выглядят вывески салонов, магазинов, глее иноязычное слово написано русскими буквами, например, салон «Бьюти» «вместо русскогоКрасотка».Или ещё смешнее – агентство недвижимости «Русский бизнес»!

· Вспоминаются события, описанные Толстым в романе «Война и мир».Во время нашествия Наполеона в высших кругах было запрещено говорить на французском языке, изъясняться можно было только на русском.

· И.С.Тургенев «Русский язык»

· А.Ахматова «Мужество»

№5

ОБ ИСКУССТВЕ

Проблемы

Тезисы

  1. Подлинное искусство облагораживает человека
  2. Искусство любит человека любить жизнь
  3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства
  4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека

Цитаты

· Искусство призвано сохранять человеческое в человеке(Ю.Бондарев, русский писатель)

· Хорошая книга – просто праздник(М.Горький)

· Искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу (П.Чайковский, русский композитор)

· Цель искусства – сгущено передать растворённую в мире красоту (И.Тен, французский философ)

· Дело художника – рождать радость (К.Паустовский, русский писатель)

Аргументы

· Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнано, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

· Многие фронтовикирассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, глее публиковались главы из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

· Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7 симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

· Услышав легендарный хор имени Александрова, который своими песнями пробуждал в людях мужество, давал им силы для борьбы, английский премьер-министр У.Черчилль называл музыкальный коллектив «тайным поющим оружием».

· Выдающийся русский писатель 20 века Михаил Пришвин в своих дневниках вспоминает такой случай: В скорбные дни 1-ой мировой войны напротив его дома собрался народ и оратор стал говорить людям о том, что Россия скоро превратится в германскую колонию. Тогда одна бедная крестьянка в белом платочке пробилась к оратору через толпу и остановила его выступление, обращаясь к людям: «Не верьте ему, товарищи! Пока с нами Лев Толстой, Пушкин и Достоевский, Россия не погибнет!»

· Н.Гоголь «Портрет»

· К.Паустовский «Золотая роза»

№6

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА.

Проблемы

Образование и культура

Воспитание человека

Человек и научный прогресс

Тезисы

1. Познание мира ничем нельзя остановить.

2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека

3. Цель науки – делать человека счастливым

Цитаты

· Мы можем настолько, насколько мы знаем( Гераклит, древнегреческий философ)

· Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «стой, довольно…» (В.Г.Белинский)

· Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени (Н.Некрасов)

· Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.(М.Монтень)

· Ум не заменяет знания; чёрствым умом нельзя понять жизни. (Н.Щелгунов)

· Человек наиболее живёт в то время, когда он чего-нибудь ищет.(Ф.Достоевский)

Аргументы

Человек и познание

· Выдающийся учёный Флеминг открыл пенициллин.Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови.

· Стремление познать новое живёт в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь.Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был пивоваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

№7

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Проблемы

1. Проблема несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)

2. Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?)

3. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?)

4. Проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

Цитаты

· Человек не может жить в уединении. Ему нужно общество. (Гёте)

· Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым. (Стендаль)

· Безумен, кто в богатстве забудет друга. (Григорий Богослов)

· Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.(Фонвизин)

· Работая только ради материальных благ , мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства- прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить. (Сент-Экзюпери)

· Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу расходов или расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть. (Бигер)

· Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (Ленин)

Аргументы

· Статистика:95%- бедных, 5%-богатых. Если сегодня все богатства поделить между всеми бедными и богатыми, то через 5 лет всё станет на свои места.

· Мечта каждой девушки: из Золушки превратиться в сказочную принцессу.

· Богат человек или нет, определяет не общество, а он сам. Всё зависит от приоритетов человека. У одного – пустые карманы, но он себя считает богачом, потому что у него есть семья, любимая, пусть и плохо оплачиваемая работа, чувство свободы и многое другое…Он счастлив. Другой человек, материально обеспеченный, каждый день купаясь в удовольствиях, считает себя обездоленным и несчастным. Он не чувствует полноты жизни, не наслаждается ей.

· В советские времена достаток людей в целом был одинаковым. В наши дни разница в состоянии некоторых людей – пропасть. Среднего класса как такового не существует: есть очень обеспеченные люди и люди, которые еле-еле сводят концы с концами. Всё меньше и меньше точек соприкосновения между ними. Богатые и сытые с трудом представляют себе жизнь людей, которые не могут себе позволить даже есть досыта. Слишком отличается их образ жизни, слишком далеки они друг от друга.

· И.Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Его богом было богатство, и ему он поклонялся. Но когда этот американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо; он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

· Рассказывают, что в Англии жил скряга, который экономил на всём. Однажды он ушиб обе ноги, но, не желая тратиться на лечение, не стал обращаться за врачебной помощью. Лишь угроза заражения заставила его призвать доктора. Но, чтобы сэкономить половину гонорара, он сказал, что у него болит только одна нога.

№8

Тезисы

1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализации

2. Любовь делает человека счастливым

3. Высокая цель позволяет человеку раскрыть заложенные в нём возможности

Цитаты

· Непреодолимого на свете нет ничего (А.В.Суворов, русский полководец)

· Только труд даёт право на наслаждение (Н.Добролюбов, литературный критик)

· Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться(Л.Толстой, русский писатель)

· В чём жизнь? В чём её смысл? В чём цель? Ответ только один: в самой жизни (В.Вересаев, русский писатель)

· Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь(М.Зощенко, русский писатель)

Аргументы

· Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в землю, со временем вырастет дерево, которое будет давать сладкие, сочные плоды.Так и человек должен реализовать силы, заложенные в нём природой, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей.

· Самореализация – одна из важнейших потребностей человека.С точки зрения мещанина, который считает спокойную сытость высшим благом, поступок декабристовкажется верхом безумия, нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждениям, идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторжников ради своей цели.

· Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному – терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилась в безрадостное существование «без слёз, без жизни, без любви».

· Акула, если перестаёт двигать плавниками, камнем пойдёт на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадёт на землю.Так и человек, если в нём угаснут стремления, цели, рухнет на дно жизни, его затянет трясина серой обыденности.

· Чехов в своих произведенияхпоказывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья», как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!» - этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя.

· Образ Обломова– это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь поместья, хотел вырастить детей…Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

№9

ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ

· В Голландии сняли реалити - шоу, которое называлось «Донор».Смертельно больная женщина должна была с помощью телезрителей выбрать из трёх больных человек того, кому она отдаст свою почку. Устроители шоу уверяли возмущённую общественность, что ими движет сострадание, стремление привлечь внимание людей к судьбе больных. Но такие отговорки никого не могут обмануть, все понимают, что из трагедии пытаются сделать увлекательное зрелище, чтобы расширить аудиторию, заинтересовать рекламодателей.

· В Англии война Алой и Белой Розы длилась 30 лет.Главная причина войны заключалась в том, что бароны, графы, герцоги, потомки королей рвались к власти, не думая о последствиях. Ради достижения своих целей они не гнушались ничем: ни подлостью, ни предательством, ни помощью иноземных захватчиков. В результате погибла почти четверть населения страны, хозяйство было развалено, деревни опустошены, люди обнищали. История наглядно показывает разрушительную силу эгоистических стремлений.

· Летом 2007 года в Греции объявили чрезвычайное положение из-за лесных пожаров,количество и размеры которых достигли масштабов стихийного бедствия. Пожары возникали не вследствие случайной оплошности: огонь разводили группы поджигателей, которых нанимали владельцы крупных строительных компаний, заинтересованные в том, чтобы таким варварским способом освободить место для застроек.

· Когда после аварии на Чернобыльской АЭСиз города было срочно эвакуировано население, милиция столкнулась с проблемой: жулики, тайными тропами обходя заслоны, стали красть всё, что плохо лежит. И это несмотря на устрашающие предупреждения о радиации! Жажда лёгкой наживы оказалась сильнее инстинкта самосохранения.

· В романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»бандит, желая изменить курс корабля, подкладывает под компас топор. И судно, послушное движению магнитной стрелки, поплыло в другом направлении. К людоедам. Довольно часто люди руководствуются ложными целями, движутся в неверном направлении, и там, где они думают найти счастье, их ожидает горькое разочарование.

№10

ВЕРНОСТЬ ПРИЗВАНИЮ

Тезис

1. Служить делу жизни – вот главная цель человека

Аргументы

· Пифагоросновал математическую школу, куда принимал только тех юношей, кто в течение 5 лет не разговаривал. Давая обет молчания, ученик школы брал на себя обязанность не растрачивать время на суету, думать только о решении сложных математических задач.

· Имя простой крестьянской девушки Жанны д Арк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно её суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось умудрённым военачальникам: она зажгла своей верой людей. После многих лет позорных поражений французы наконец смогли победить захватчиков. Как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

· Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорён к смерти за покушение на царя.Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их учёным. Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!

· 8 лет провёл итальянский поэт и философ Д.Брунов застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрёкся от своих убеждений и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.

· Паскаль постоянно носил железный пояс с острыми шипами, направленными вовнутрь. Едва только в голову приходили праздные мысли, он локтём бил себя в бок, острая боль напоминала ему о великих целях и заставляла его возвращаться к работе.

№11

Тезисы

1. Человек всегда должен оставаться человеком

2. Нужно верить в себя и оставаться самим собой

3. Несите миру свет и добро

4. Любить человека – вот главный принцип гуманизма

5. Мы несём ответственность за чужую жизнь

6. Помоги, утешь, поддержи – и мир станет чуточку добрее

Цитаты

· О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни. (Паскаль)

· Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А.Чехов)

· Жалость – драгоценность наша. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно зачерствеет, засохнет, станет развратно и бесплодно.(Ф.Достоевский)

· Нужно обладать большой смелостью, чтобы решиться быть самим собой. (Делакруа, французский живописец)

Аргументы

РОЛЬ ПРИМЕРА, ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аргументы

· Детство как почва, в которую попадают семена.Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.

· Всемирно известный богач Рокфеллеруже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сёстрам – сладкоежкам.

· На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.

· Я.Коменский, выдающийся педагог, утверждал новый, прогрессивный взгляд на профессию учителя.Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, который любовно выращивает растения в саду, со скульптором, шлифующим умы и души людей, с полководцем, ведущим сражение с варварством и невежеством.

· Большое значение придавал самовоспитанию Л.Н.Толстой.В юности он завёл дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он, по его словам, сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

№13

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

Тезисы

1. От каждого человека зависит, каким будет мир

2. Помни о своей высокой человеческой ответственности

Цитаты

· Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того, и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили(Монтень, французский философ – гуманист)

· Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций, древнекитайский мыслитель)

Наши рекомендации