Особенности и структура строительно-конструктивных игр
В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.
а) Конструирование из строительных материалов
Детей с раннего возраста знакомят с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
б) Конструирование из бумаги и дополнительных материалов
Этому виду конструирования обучают в средней, старшей и подготовительной группах. Соорудить из бумаги или тонкого картона игрушку объемной формы. Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием разнообразных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта и т.п. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.
в) Конструирование из природного материала
Начиная со средней группы, для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки, солому, желуди и т.д. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма.
Качество и выразительность игрушки достигаются умением подметить в этом материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой.
Особенностью строительно-конструктивных игр является игра с природным материалом. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения эти игры бывают малосодержательными и однообразными – как игры с природным материалом, так и игры со строительным материалом, требуют специального обучения.
Существует несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:
· конструирование по образцу (во всех возрастных группах);
· конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);
· конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);
· конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);
· стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе конструктивной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется своей работе, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: творя, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает специальными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
На примере истории отечественного дошкольного воспитания можно убедиться, что совершенно недостаточно толькопредоставлять детям возможность действовать самостоятельно и ожидать от них творческого развития. Способность к самостоятельным творческим действиям надо тщательно воспитывать, учить детей способом таких действий.
Поэтому в основу данного проекта по развитию творческих способностей детей легло использование строительно-конструктивных игр - составной части игровой деятельности, представляющей собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции). Именно она формирует у ребенка творческие способности, конструктивные представления и конструктивное мышление, развитие поисковой деятельности во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только для умственного развития дошкольника, но и для развития личности в целом.
Цель: создание комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе использования строительно-конструктивных игр.
Ожидаемый результат: Предполагается, что организованная работа по конструированию будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:
· Дети будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.
· Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
· Научатся планировать свою работу, добиваться результата.
· Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.
Оборyдование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных видов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Учебно-наглядные пособия: схемы построек, модели, технологические таблицы, альбомы с фотографиями построек, объектов архитектуры, картотека строительно-конструктивных игр.
Не хватает здесь данных об уровне творческих способностях детей выбранного для реализации проекта образовательного учреждения, результатов пед.диагностики, раскрывающих исходное состояния воспитанников, что объясняло бы необходимость обращения к данной теме. Возможно дать характеристику особенностей образовательного учреждения предопределившего обращение к данному проекту
Паспорт проекта
База реализации проекта | МБДОУ детский сад «Звездочка» СП детский сад № 63 |
Цель проекта | Способствовать развитию творческих способностей детей средствами строительно-конструктивных игр. |
Задачи проекта | · Создать условия для развития творческих способностей детей в конструктивной деятельности, а также поэтапного освоения старшими дошкольниками различных видов конструирования. · Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых. · Способствовать развитию у детей интереса к строительно-конструктивным играм. |
Адресная направленность проекта (участники проекта) |
|
Продолжительность проекта (сроки, этапы реализации проекта) | Продолжительность: 1 учебный год Этапы проекта: Подготовительный:
|
Форма педагогического проектирования | Комплекс тематических занятий с использованием СКИ в соответствии с комплексно-тематическим планированием на данный учебный год. |
Примерное тeматическое планирование