Этюд «Потянулись — сломались»
(Баскаков, для детей с 4 лет)
Исходное положение стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо».
ЗАМЕЧАНИЕ: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».
Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой — «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет - она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает».
Пары меняются ролями.
Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т. д.:
— тяжелое ведро с цементом;
— легкую кисточку;
— кирпич;
— огромную тяжелую доску;
— гвоздик;
— молоток.
замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых « материалов ».
Этюд «Пробуждение на деревенском дворе»
(для детей с 5 лет)
Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-реку»! А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!» Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись!
С добрым утром!
замечание;
1. Дети могут многие движения придумывать сами.
2. Сначала этюд отрабатывается по отдельным животным. Со временем, когда участники отрепетируют разные роли, пробуждение лучше делать одновременно, распределив заранее роли.
«Ожерелье» (для детей с 5 лет)
Участники встают в плотный круг. Они — бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та -- вторую пойманную ведущим, третью и т. д., пока не соберет снова все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.
«Лес» (для детей с 5 лет)
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на:
- тихий, нежный ветерок;
- сильный холодный ветер;
- ураган;
- мелкий грибной дождик;
- ливень;
- очень жарко;
- ласковое солнце;
- ночь;
- град;
- заморозки».
Этюд «Согласованные действия»
(для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
- пилка дров;
- гребля в лодке;
- перемотка ниток;
- перетягивание каната;
- передача хрустального стакана; - парный танец.
«Огонь — лед» (для детей с 4 лет)
По команде ведущего: «Огонь!» - стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вы перевернули последнюю страницу книги. Уверена, что не смогли не обратить внимание на написанные КРУПНЫМ ШРИФТОМ советы-наказы родителям:
− желайте!
− ждите!
− вспомните!
− прислушайтесь!
− задумайтесь!
− догадывайтесь!
− прощайте!
− общайтесь!
− не бойтесь!
− не обижайте!
− успокойте!
− не предавайте!
− любите животных!
− играйте!
− сочиняйте!
− двигайтесь!
− рисуйте!
А САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЛЮБИТЕ!
Путь ребенка лежит в тревожный и счастливый мир за порогом вашего дома, за пределами семьи. Но незримые узы, связывающие его с вами, «материнскую пуповину», он будет чувствовать всегда. И он будет возвращаться в родной дом, ища тепла, понимания и вдохновения, прежде чем вновь отправиться в путь по дороге жизни.
Искренне хочу, чтобы вы, прочитав книгу, не убрали ее на полку, забыли или отложили «на потом». «Потом» может быть поздно! Ходить, говорить, читать и писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому обучиться сложнее. Надеюсь, что настоящая книга поможет вам сделать эмоциональный мир Ребенка ярким и насыщенным, чтобы он гордо мог сказать: «Пусть всегда буду Я!»
ЛИТЕРАТУРА
Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. С.-П., 1994.
Гарбузов В. И. От младенчества до старости. Ленинград, 1991.
Грюнелиус Элизабет М. Вальдорфский детский сад. М.: Мир книги, 1992.
Захаров А, И. Как преодолеть страх у детей. М.: Педагогика, 1986.
ЗимбардоФ. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991.
Лв Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.
ЛичП. Младенец и ребенок, С.-П., 1993.
Лосева В. К. Рисуем семью. М., 1995.
РудестамК. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.
Филипчук Г, Знаете ли вы своего ребенка? М.: Прогресс, 1980.
Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Просвещение, 1989.
Шулъц-ВилъдЛ. Наш ребенок. М.: Республика, 1992.