Темперамент — основа поведения ребенка.
Отклонения в эмоциональном развитии и их коррекция
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
Игры и упражнения на снятие страхов повышение уверенности в себе
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
Специальные методы развития эмоциональной сферы ребенка
Какие игрушки нужны детям
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Домашние животные и их значение в развитии детей
Рисуночные игры
Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
Вместо заключения
Литература
ОТ АВТОРА
Эта книга адресована тем, кого по-настоящему заботит будущее детей, ее можно без особых усилий использовать в качестве увлекательного пособия по диагностике и развитию эмоциональной сферы ребенка. Возможно, для многих читателей «откровением» станут страницы о важности ожидания появления ребенка на свет, моменте рождения и самых ранних этапах общения с малышом. Кто-то с удивлением узнает, что упрямство и капризность трехлетнего ребенка - - это нормальное, закономерное и во многом полезное явление в личностном развитии детей, а вот поведение родителей при этом — важный фактор в возникновении у него эмоциональных проблем.
Как подготовить малыша к детскому саду, стоит ли тревожиться по поводу детских фантазий, хорошо ли вашему малышу в семье • на эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в книге.
Выполняя необычные упражнения и играя с детьми, вы не только поможете им преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и получите огромную радость от общения друг с другом, завоюете доверие и дружбу с ребенком. Обязательно обратите внимание при этом на возрастные рекомендации.
Активными помощниками в этом могут стать домашние животные и «игрушки-подружки», которые надо научиться правильно выбрать.
Не всегда рассказываемые ребенку сказки помогают благоприятному эмоциональному развитию. Читатель искренне удивится, узнав истинный смысл «Курочки-Рябы» и «Колобка», и поймет, как важно вовремя рассказать их ребенку. Вы когда-нибудь слышали про энергетические сказки?
Любимые детьми виды деятельности: рисование, танцы и движение - - можно использовать в целях снятия тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоциональности и общительности. Играя с ребенком, вы заметите изменения в его настроении, поведении и самочувствии.
Не забывайте, хвалить и поощрять ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к игре, присоединяйтесь к нему, будьте искренне активны.
Улыбка на детском лице, веселый смех в семье, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми - всего этого вы добьетесь, если будете пользоваться нашей книгой. Ведь главное ее назначение помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.
ОСОБЕННОСТИ
развития эмоциональной сферы ребенка
Родительские ожидания как важный фактор в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка
Осознанное желание родителей иметь ребенка является самым главным моментом в формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» эта формула, записанная в подсознании,
определяет не только развитие, но и весь жизненный путь личности. Дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание». В практической работе мне удается отличить таких детей без особых усилий: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто наиболее беспокоит и родителей, и педагогов, - они не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессивность, замкнутость и необщительность, робость, или же напротив - демонстративность, капризность, неуправляемость.
Многие родители, давно уже приняв и полюбив своего ребенка, удивляются - почему он такой, что мы делаем не так? И тогда я прошу родителей тактично ответить на вопрос, не было ли каких-либо серьезных причин сомневаться в появлении ребенка на свет, желанный ли он. К сожалению, многие, с горечью и грустью в глазах, сознаются: *Да, такое было». Глубокое сознание этого момента и его принятие дает серьезный толчок в диагностике психоэмоциональных нарушений у детей и помогает выбрать правильные и эффективные методы коррекции. Поэтому, будущие родители, желайте и ждите своего ребенка!