Упражнение «Встать со стульев»
Исходное положение участников: участники сидят в кругу на стульях.
Задание: научиться одновременно и синхронно вставать со стульев тому количеству участников, какое число называет ведущий.
Правила:
1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.
2. Участникам нельзя вставать со стульев без команды ведущего.
3. Участники встают, когда ведущий произносит число.
4. При неправильном выполнении задания ведущий произносит слово «садитесь». Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.
Примечания для ведущего:
ведущий начинает называть в произвольном порядке числа (от 1 до числа участников), постепенно увеличивая их;
ведущий называет числа в быстром темпе;
ведущий называет числа до момента, когда все участники группы смогут встать одновременно и синхронно.
Упражнение «Выбор»
Исходное положение участников: участники сидят в кругу на стульях. По команде ведущего: «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытянутой руки на одного из других участников.
Задание: добиться такого «выбора», в котором группа разбилась бы на пары.
Правила:
1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.
2. Участникам нельзя вставать со стульев.
3. Участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до новой команды.
4. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.
Примечания для ведущего:
если в группе нечетное число участников, задание считается выполненным, когда только 1 участник остался без пары;
ведущий дает команды в быстром темпе.
Упражнение «Веревка»
Материалы: веревка длиной 2 метра.
Исходное положение участников: участники стоят в кругу, держась за руки. На плечо одному из них ведущий вешает смотанную кольцом веревку.
Задание: необходимо, чтобы веревка обошла весь круг, при этом:
участникам нельзя разговаривать друг с другом;
участникам нельзя расцеплять руки;
участникам нельзя передавать веревку с помощью рук;
при падении или разматывании веревки упражнение выполняется сначала;
когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.
Примечания для ведущего: вариант выполнения задания, при котором участники сами обойдут круг, не передавая веревки друг другу, считается правильным. Участники должны догадаться об этом возможном варианте самостоятельно.
Упражнение «Пальцы»
Исходное положение участников: участники сидят на стульях в кругу.
Задание: всем участникам «выбросить» (показать) одно и то же количество пальцев на правой руке.
Правила:
1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.
2. Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет ее вперед.
3. По команде ведущего: «Пальцы» каждый участник «выбрасывает» на правой руке любое количество пальцев.
4. Участники «выбрасывают» пальцы одновременно по команде ведущего и не меняют количество «выброшенных» пальцев до новой команды.
5. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.
Упражнение «Прыжок»
Исходное положение участников: участники стоят в кругу лицом к центру. Задание: всем участникам повернуться в одну сторону.
Правила:
1. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.
2. По команде ведущего: «Прыжок!» каждый участник совершает одно из действий:
подпрыгнуть вверх на месте;
повернуться в прыжке на 90 градусов влево/вправо
повернуться в прыжке на 180 градусов влево/ вправо;
3. Участники совершают прыжки одновременно по команде ведущего и не меняют свое положение до новой команды.
4. После самой первой команды ведущего участникам нельзя подпрыгивать вверх на месте.
5. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.
Упражнение «Четверо стоя»
Исходное положение участников: участники сидят в кругу лицом к центру.
Задание: в группе в течение 1 минуты должны стоять на выпрямленных ногах четыре участника.
Правила:
1. Один участник может стоять не более 10 секунд.
2. Участникам нельзя разговаривать друг с другом.
3. У группы есть право взять 2 таймаута продолжительностью 1 минута каждый, во время которых разрешается разговаривать.
Примечание для ведущего: вариант, при котором одновременно садятся одни участники и встают другие, не является правильным: Правильным вариантом выполнения задания будет лишь такой, при котором минимум четыре участника стоят на выпрямленных ногах. Например:
встают первые четыре участника;
по истечение 7–8 секунд встают вторые четыре участника (всего стоят 8 участников);
на девятой секунде садятся первые четыре участника;
на пятнадцатой секунде встают другие четыре участника (снова стоят 8 участников);
на шестнадцатой – садятся вторые четыре участника и т.д.
Упражнение «Слово»
Материалы: полные спичечные коробки по числу участников (вместо спичек можно использовать булавки или скрепки).
Место проведения и исходное положение участников: стулья по числу участников стоят кругом. Участники находятся внутри этого круга, каждый лицом к одному стулу. На каждом стуле лежит открытый полный спичечный коробок.
Задание: из спичек составить группе столько слов, сколько в ней участников, использовав при этом как можно большее количество спичек.
Правила:
1. Задание выполняется в течение 50 раундов. Время каждого раунда – 20 секунд. Перерыв между раундами – 10 секунд. Во время перерыва каждый участник переходит по часовой стрелке к следующему стулу. Команды о начале и окончании каждого раунда подает ведущий.
2. Задание выполняется молча. За произнесенное слово как во время раундов, так и во время перерывов – штраф во времени 1 минута.
3. Во время каждого раунда участник может взять из коробка и использовать для составления только одну спичку, при этом нельзя ломать спички, менять положение уже использованных.
4. На выполнение задания у группы есть 20 минут.
Третья группа упражнений
В этих упражнениях в коллективе искусственно создаются внутренние противоречия. Ведущий делит коллектив на 2–4 команды по возможности с равным количеством участников в каждой. Из формулировки задания не ясно, командное это задание или общегрупповое. Ведущий не должен прояснять группе задание. Участники каждой команды самостоятельно должны истолковать формулировку задания.
Данные упражнения позволяют спрогнозировать, как поведет себя группа и ее участники при необходимости выбора между личными и коллективными интересами.
Правильным признается как вариант, при котором вся группа выполнит задание, так и вариант, при котором каждая команда выполнит задание отдельно. Как правило, в дружном, сплоченном коллективе участники будут стремиться к успеху всей группы, искать общее решение.