Специфика Западного и отечественного дизайна
Анализ дизайна, помимо обращения к практическим наработкам в этой области, включает в себя изучение теоретических направлений. «Концепции дизайна являются важным аспектом его самодвижения, принципиальной формой его «опосредствования», только рассмотрев их совокупность, мы получаем возможность двигаться дальше»
В ряду западных теоретических концепций дизайна, характерных для периода XX столетия (и сохраняющих актуальность поныне), стоит несколько имен, представляющих наиболее значительные позиции.
Искусствовед Герберт Рид (1934 г.) создает теоретическую работу о дизайне методом искусства, считая естественным «создание новых стандартов именно от искусства, а не от производства или сбыта». Создаваемая им особая классификация элементов искусства рассматривается им в качестве вспомогательного средства для введения утилитарных вещей в его систему. Расширяя содержание искусства, Рид выстраивает отличную от классической систему эстетики. Четкая авторская концепция Рида - в примате искусства. Дизайн, в понимании автора, - высшая форма искусства. Ценность оригинальной позиции Рида состоит в создании просветительской модели дизайнерской деятельности, выделяющей ее гуманистический аспект.
Конформистская концепция теоретика и практика дизайна Джона Глоага (1934 г.), рассматривающего дизайн как новую профессию, новое искусство, которое носитутилитарный характер. Предисловие к публикации 1944 г. выделяет его коммерческое значение: «Хороший дизайн, который может стать могущественным средством продажи британских товаров...» Глоаг вводит в обращение термин «тренированное воображение» (как основу хорошего дизайна), направляя его на решение утилитарных и коммерческих задач. При этом, не ставится задача выражения эстетических идеалов в формах вещей. Конформизм в мировоззрении, определяющий характер его версии дизайна, сочетается у Глоага с идеей необходимости восстановления нарушенной зрительной целостности мира, наслаждения гармонией окружения. Позиция Глоага в период тотальных левых идеологий в архитектурных и художественных школах выделялась своей смелостью и не свойственной им прагматичностью.
Концепция функции Филиппа Эшфорда определяет дизайн как службу, профессию, а роль дизайнера автор видит в создании «эстетического качества», необходимого продукту для удовлетворения разнообразного потребительского спроса. Эшфорд не ставит вопросов, выходящих за узкопрактические задачи, решаемые им достаточно последовательно в книге «Дизайнерское проектирование для промышленности». Внимание автора к психике рядового потребителя и механизму персонального выбора приводит Эшфорда к выводам о необходимости установления нормальных отношений дизайнера и клиента, а категоричные наставления этического характера становятся порой относительными. Тезис об одновременном сосуществовании различных норм «хорошего», «красивого», «удобного» сужается автором до «примирения своих социальных и эстетических идеалов» для удовлетворения потребностей клиента и получения прибыли. Исключительность подхода Эшфорда выразилась в оценке роли коммерческого дизайна в производстве непотребительских товаров. Особо подчеркивает автор необходимость извлечения максимального визуального капитала из любой индивидуальной характеристики продукта. Признавая эффективность дизайна в условиях капитализма, Эшфорд отказывается рассматривать иные аспекты как «затрудняющие нормальную постановку вопроса».
Теоретическая система архитектора и дизайнера Джио Понти (1965 г.) нацелена наутверждение антитехницистского содержания дизайна как творческой деятельности. Понти против замкнутости системы дизайна, академического консерватизма. Художника привлекают зрелищность массовой культуры и огромные творческие возможности, предлагаемые ее рынком. Художественное, артистичное восприятие действительности все же нацеливает автора на решение реально существующих задач коммерческого дизайна. Именно профессионально-художественный, асоциальный характер теории ориентирует дизайнера-проектировщика на творческий подход. Актив концепции Понти - в разрушении тенденций унитарности в подходах к дизайну.
Позиция Джорджа Нельсона, активного дизайнера-проектировщика, существенно отличается от мнений других авторов, анализирующих и классифицирующих дизайн. Исключительность ее состоит в сознательном преуменьшении гуманистической роли дизайна, его дегероизации.
Позиция Джорджа Нельсона, активного дизайнера-проектировщика, существенно отличается от мнений других авторов, анализирующих и классифицирующих дизайн. Исключительность ее состоит в сознательном преуменьшении гуманистической роли дизайна, его дегероизации
В своих работах Нельсон называет современное общество цивилизацией суперкомфорта, где действительные потребности человека корректируются (либо навязываются) прямым участием дизайнера. Деление дизайнеров на «пленных» и «зависимых» основывается на различиях условий работы, степени зависимости от бюрократической промышленной администрации. Автор признает невозможность абсолютной независимости дизайнера от требования создавать цивилизацию суперкомфорта. Социальная установка дизайнера реализуется посредством художественной деятельности (идентичной дизайну) - решением композиционной задачи для достижения запланированного результата с помощью художественного проектирования.
Современный дизайн в представлении Нельсона - закономерный продукт непрерывного процесса «старения» стилистических признаков вещей. «Задача дизайна - украшать существование, а не подменять его» - резюмирует Нельсон. Дизайн как выражение процесса реинтеграции художника с обществом, а дизайнер - инициатор нового вида «популярного искусства». Основной принцип философии дизайна Нельсон видит в творческой свободе, признавая, однако, обслуживающий характер деятельности дизайнера. Методология автора ориентирована на дизайн как особую форму массового искусства.
Принципиальные вопросы о роли и месте дизайнера, характере профессии, возможностях и ограничениях рассматриваются Томасом Мальдонадо одновременно в двух аспектах: мировоззренческом и профессиональном. Поиски научной методологии как профессионального решения проблем и вопрос ответственности дизайнера как специалиста - тематика исследований автора, отражающая противоречивость его позиции. Незрелостью профессии, отсутствием профессиональной этики объясняет Мальдонадо разногласия и непонимание в профессиональной среде. В поисках компромисса, Мальдонадо строит модель дизайна, реализующего этический идеал удовлетворения потребностей человека. Но, при этом, остается художником, осознающим специфичность художественного творчества (критика попыток онаучить дизайн). Руководствуясь принципом объективной научности, Мальдонадо пытается выработать единую программу дизайна как комплекс средств для решения дизайнерских задач в соответствии с идеалом. Одновременно, осознавая субъективность любого творческого подхода, признает тенденциозный характер любой программы, претендующей на унитарность.
Точка зрения Мальдонадо по поводу определения дизайна выражается в следующем его высказывании: «Одни говорят, что дизайн - это искусство, и именно «прикладное искусство». Другие видят в нем «эрзац искусства». Есть и третья точка зрения, которую я разделяю: дизайн - действительно новое явление.» Отграничиваясь от оппонентов, он утверждает: «Я не верю, что предмет потребления может выполнять функции художественного произведения». Желание сбалансировать практический и теоретический аспекты дизайна лежит в основе рассматриваемой Мальдонадо многосторонней проблематике.