Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия
В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» данная проблема отражена в образе Андрея Штольца. На первый взгляд, это не человек, а некая машина, составленная «из костей, мускулов и нервов». Штольц живёт строго по плану, его жизнь расписана по минутам, и в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов, он почти никогда не волнуется, не переживает какое-либо событие особенно сильно. Но вот по отношению к Обломову он проявляет себя как отзывчивый, бескорыстный друг. Он всеми силами пытается поднять Илью Ильича с дивана, заставить его действовать. Всё это Штольц делает не ради выгоды, а бескорыстно, потому что любит Обломова и желает ему счастья.
Совершенно бескорыстно старается помочь людям странник Лука в пьесе Максима Горького «На дне». Придя в ночлежку Костылёвых, Лука для всех находит добрые слова. Он не делает различий между людьми, для него все они равны. Для каждого он находит нужное слово, старается помочь, облегчить их последние минуты или дать надежду на будущее. Несмотря на то, что Сатин упрекает старика в излишней жалости к людям, нельзя не отметить, что делает он это совершенно бескорыстно, просто желая хоть немного помочь людям.
У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
Проблема отцов и детей
По-разному отражена данная проблема в произведениях художественной литературы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» она заявлена уже в самом названии. Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях главного героя Евгения Базарова с его родителями. У него очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признаётся, что любит родителей, с другой – презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. При всём этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живёт даже тогда, когда главный герой умирает.
В романе-эпопее Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» тоже находит отражение данная проблема. Когда Пантелей Прокофьевич Мелехов узнаёт о связи своего младшего сына Григория с замужней солдаткой Аксиньей Астаховой, он решает прекратить это, женив сына на другой. История женитьбы Григория говорит о том, в казачьей среде сын должен был беспрекословно подчиняться воле отца. На примере судьбы Григория мы видим, насколько решение отца могло определить ход дальнейшей жизни его сына. Григорий вынужден расплачиваться за своё подчинение воле отца всю жизнь. Это решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых и любящих Григория женщин.
Проблема одиночества
Через всё творчество Михаила Юрьевича Лермонтова проходит тема одиночества, которое испытывал поэт. Это чувство нашло отражение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». Система риторических вопросов и восклицаний представляет нам замкнутый, безнадёжный диалог человека с самим собой. Обращаясь к самому себе, отвечая самому себе, человек не обнаруживает в своей душе ни жалости к прошлому, ни надежды на будущее. Поэту «больно и трудно» жить в мире, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы.
Мысль о чудовищном одиночестве Евгения Базарова пронизывает весь роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой тираничен, недюжинно силён, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Сам Базаров не стремится понравиться людям. Его единомышленники способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Автор всё время напоминает нам, что его герой не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. Базаров мечется в замкнутом круге одинокий, отчаявшийся. Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира. Даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остаётся по-прежнему одинок.
И современный человек». Но ещё больше её поразили пометки, оставленные Евгением на полях прочитанных книг. Они свидетельствовали о внимательном, вдумчивом чтении и помогли Татьяне понять истинную сущность Онегина.
Несколько иначе смотрит на проблему Н.В.Гоголь в поэме «Мёртвые души». В кабинете помещика Манилова на столе лежала книга, раскрытая на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. Эта художественная деталь не только характеризует героя, но и доказывает безразличное отношение к процессу чтения.
Проблема образования
Проблема, поднятая автором, волновала писателей, публицистов, критиков во все времена. Д.И.Фонвизин уделил ей большое внимание в своей комедии «Недоросль». В образе главного героя Митрофанушки писатель показал, к чему приводит необразованность. Митрофанушка не хочет ничего делать, и учиться в том числе. Мать, госпожа Простакова, во всём потакает сыну. Учителя для него нанимаются по принципу «меньше платить». Это бывшие солдаты и иностранцы-гувернёры. Они сами мало образованы и потому не могут дать прочных знаний, а Митрофан не стремится сам добывать их. В результате его ожидает то, чего он дольше всего боится,- военная служба.
Полной противоположностью Митрофанушке является герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Этот персонаж всеми способами старается получить образование. Он думает, что для этого ему нужны лишь прилежание и трудолюбие. Всё своё время он тратит на постижение наук. Даже на каникулах он проводит опыты и эксперименты, чем удивляет многих жителей имения Кирсановых. Базаров убеждён, что образование необходимо каждому человеку. Он гордится тем, что сам себя воспитал. Если бы не нелепая смерть, из него получился бы прекрасный врач.