Проблема сохранения родного языка
Ещё в девятнадцатом веке Иван Сергеевич Тургенев заговорил о сохранении родного языка. Его мысли и высказывания стали крылатыми. Он писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Слова писателя оказались пророческими, и спустя сто лет мы убеждаемся в их актуальности. Это яркое свидетельство того, что уже тогда вставал вопрос о сохранении родного языка.
Многие критики ставили данную проблему во главу своих исследований. Инна Кабыш в одной из своих статей пишет о том, что дети сегодня не знают значений самых распространённых слов. По её мнению, русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. Критик делает вывод, что мы должны бороться за наш язык и литературу, написанную на нём.
В двадцатом веке К.И. Чуковский посвятил ряд работ проблеме канцелярита. Он называл его болезнью языка. Писатель указывал, что это явление лишает язык простоты, ясности, образности. Кроме того, Чуковский назвал канцелярит «особым, стандартным шаблоном».
Однозначного отношения к заимствованию до сих пор нет. Одни и те же писатели и критики по-разному относятся к этому языковому явлению. Так, В.Г.Белинский в одной из работ пишет о том, что «неудобно придуманное русское слово для выражения чуждого понятия не только не лучше, но решительно хуже иностранного слова». Однако он же в другой своей статье указывает, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Проблема духовности
Данной проблеме уделялось большое внимание во все времена. Александр Сергеевич Пушкин отразил её в романе «Евгений Онегин», показав нам духовную эволюцию главного героя. Вначале мы видим Онегина как человека совершенно бездуховного. Это и его времяпрепровождение, и образ мыслей, и живучесть светских условностей, и отказ от счастья и любви. Но в конце романа, читая письмо Онегина Татьяне, мы понимаем, что герой стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от её любви. В герое проснулась душа, и он уже вызывает в нас сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью.
В повести «Суходол» Иван Алексеевич Бунин рисует безумную российскую действительность, которая порождает русскую душу, полную причудливых контрастов: то щедрую и отзывчивую, то безудержную и страстную. Как писал позже сам Иван Алексеевич, «Суходол» относится к произведениям, «резко рисовавшим русскую душу, её своеобразные сплетения, её светлые и тёмные, но почти всегда трагические основы». Трагически сложилась судьба Натальи, дворовой девушки. Суходол присушил её душу, овладел всей её жизнью. Самым прекрасным и удивительным моментом в её жизни была любовь к барину Петру Петровичу, которую она пронесла до конца своих дней. Душу Натальи Бунин называет «прекрасной и жалкой». Красота её внутреннего мира в том, что она способна на глубокие и благородные чувства. На её примере писатель утверждает, что истинная духовность заключается в стремлении к самопожертвованию, к страстной самоотверженной любви, покорности и даже обожанию своих обидчиков.
Любимые герои Л.Н.Толстого подчиняются созданной им диалектике души. Это значит, что автор показывает их во внутреннем развитии. Это можно сказать о Пьере Безухове. В начале произведения мы видим его неопытным юношей, только что вступившим в светское общество. На пути своего становления он совершает много ошибок, но всегда старается исправить их, сделать себя лучше, чище, нравственнее. Общественное служение, патриотизм, благородство, честность – яркие свидетельства духовности этого героя.
Совсем другим мы видим безымянного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина. Этот персонаж не только лишён имени, но и души. Герой совершенно не думает о чём-то возвышенном, его интересуют только материальные блага, а они с духовностью вообще не связаны. Другие пассажиры не менее бездуховны, так как все они живут ложными идеями, притворяются, поступают не так, как это необходимо. Смерть главного героя не только физическая, это ещё и свидетельство смерти души.