Техническая эстетика – наука о художественном конструировании.
Задачи технической эстетики. Её помощь в определении требований потребителя к целым группам будущих изделий. Вооружение художника- конструктора методами работы, которые позволяют удовлетворять эти требования. Определение дизайна, его роли в развитии общества, закономерностей и особенностей его развития в различных социальных условиях, в связи с общим развитием экономики и культуры – материальной и духовной. Разработка критериев и методов оценки потребительских свойств промышленных изделий, прогнозирование уровня этих свойств на будущее. Разработка принципов и методов художественного конструирования как проектной деятельности. Разработка перспективных видов изделий новых методов, специфических для дизайна.
Экспертиза промышленных изделий. Объективные способы оценки качества изделий и разработка их научных основ технической эстетикой.
Изучение тенденции развития разных групп изделий в их взаимодействии.
Анализ различных свойств материалов. Разработка рекомендаций по образцам цвета. Формирование ассортимента пластмасс, соответствующих по декоративным качествам требованиям технической эстетики.
Техническая эстетика и культура производства. Эстетически6е проблемы художественного проектирования.
Три основных этапа становления и формирования дизайна.
1 этап – начало и первое тридцатилетие двадцатого века. Революционный взрыв идей в Европе и США. Эксперименты и поиски средств выразительности, материалов и форм, адекватных массовому способу индустриальному способу созидания материальных и художественных ценностей.
Главная задача – не украшать мир вещей и пространства, а строить по внутренним законам. Функции, конструкции, технологии производства.
2 этап – до 60 годов 20 века (исключая годы войны). Распространение географии дизайна на все континенты. Становление авангардных форм дизайна «международным стилем» - признаком 20 века. Организационные и «рыночные» проблемы дизайнерского творчества. Развитие дизайнерских фирм, рекламных компаний. Появление «стайлинга» (оформление вещи модными приёмами).
3 этап – использование общих тенденций прошлого в дизайне. Охват новых регионов. Развитие разнообразных стилевых концепций – одна из главных черт современного периода дизайнерского движения. Проявление различных направлений: постмодернизм, фристайл, ретро, хай-тек, практика «мусорной моды» - спектр выбора человека своих эстетических предпочтений.
Формирование системы эстетических ценностей в «региональных дизайнах» - здоровым началом современной проектной культуры. Опора на синтез местных, национальных установок и новаторских достижений мирового опыта: артистичность итальянской школы, символы «простоты» японского стиля, функциональная старомодность английского, грубоватая практичность немецкого дизайна.
Применение сверхсовременных технологий и науки в дизайне на современном этапе развития дизайнерского формотворчества; электронные средства решения бытовых задач; природно-экологические подходы в новых областях и сферах общества.
Дизайн – образование в странах Западной Европы, США и Японии.
Высшая школа формообразования в Ульме (Германия) как «Возрожденный Баухауз». Первый ректор Макс Билл Мальдонато и его соединение в дизайне научно- технического прогресса и эстетики как в явлении общественном, с активной социальной силой, воздействующей на сознание людей. Деление дизайна на промышленный и арт - дизайн. Доминирование в первом – инженерной составляющей, во втором - художественной стороны. Идеи целостного образования среды как открытости системы в единстве «неодушевленных компонентов » и «одушевленных» (сфера человеческих отношений). Факультативы школы: пром. проектирование, строительства, визуальной коммуникации (секторами типографии, графики, фотографии, выставок упаковки, фильма и телевидения), словесной коммуникации (готовили мастеров словесной коммуникации для прессы, радио, кино, телевидения) знание студентами общественной и культурной роли дизайна.
Отсутствие единства в сети дизайнерских школ в Италии. «Радикальный дизайн »во Флоренции, концепция «соучастия» в Неаполе. Отстаивание идеи полной свободы творчества. Плодовитость и динамичность педагогических экспериментов в области проектирования.
Эффективность дизайнерского образования в Японии как выражение результативности профессиональной деятельности, получивших в ней подготовку.) Активное изучение идей и методов европейских дизайнерских школ (Рескина, Морисса, школы Баухауза). Посещение Европы и отчет о поездке профессора ун-та. Личное его знакомство с Ле Кордюзье. Положительные последствия этого посещения для практики дизайна и дизайнерского образования. Устойчивость традиционных национальных особенностей: восстановление старого в новом цикле в отличие от европейского, где появление нового связывается с отрицанием старого. Нет разрыва в Японии между прошлым и настоящим, а настраивание последнего над первым. Развитие всесторонних качеств дизайнера во время его обучения, путем развития индивидуальных качеств (училище искусств Гое), бережного отношения к мыслям и чувствам каждого студента (Нагийский филиал Такийского дизайнерского института). Развитие у студентов способности проникать в сущность, «дух» вещей и воплощать их в форме, умения переживать красоту.
Давние традиции дизайнерского образования в Англии. Ч.Р.Макентош и У.Крейн их роль в художественной культуре Англии, предшествующей дизайну.
Королевский колледж искусств в Лондоне (осн. в 1837 г.) преподавание живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства и моделирования одежды. Специальный факультет дизайнеров был открыт в 1954 г. Органическая связь между ремесленно-художественным образованием и новыми проектными задачами как основа профессиональной подготовки дизайнеров. Освоение европейского опыта, ориентация на подготовку дизайнеров по программам подобным Баухаузу (30-е годы 20 века).
Позднее появление (30-е годы 20 века) дизайна как учебной дисциплины в США. Широкая сеть учебных заведений с дизайнерской подготовкой в современной Америке по промышленному дизайну, графическому, среды, визуальной связи и теории дизайна. Подготовка докторов наук по дизайну (1990 г.) в школе дизайна при Иллинойском технологическом институте как свидетельство достаточно долгой истории и глубокой теории, большого опыта, подчиненных глубокому изучению. Ориентация в учебных заведениях по дизайну в США на теоретическую, специальную подготовку к практической деятельности, развитие личного общения и умения произвести впечатление для получения хорошей работы.
Основная литература:
1. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А.Ковешникова. – 3-е изд., стер. – Москва: Омега – Л, 2007.- 224 с.: ил. (Универсальный учебник).- ISBN 5-365-00643-7.-
ISBN 978-5-365-00643-0
2. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие / Н.А.Ковешникова.-М.: Омега-Л, 2005.- 224с. – (Humanitas. Учебник для высшей школы). – ISBN 5-98119-394-85
3. Лаврентьев, А.Н. История дизайна [Текст]: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 052400 Дизайна / А. Н. Лаврентьев; рец.: Н.П. Бесчастнов, Е.В. Жердев. - М. : Гардарики, 2006. - 304 с. : ил. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-8297-0262-2.
4. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. СПБ.: Питер, 2006. – 219 с.: ил.ISBN 5-469-011143-7
Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники [Текст]: учебное пособие. Кн. 2 / В. Ф. Рунге; рец.: Е.В. Жердев, М.Ф. Уткин. - М.: Архитектура-С, 2007. - 432 с.: ил. - ISBN 978-5-9647-0121-7
5. Рунге, В.Ф. Сеньковский, В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) – М.: М3-Пресс, 2001.-252 с.
6. Рунге, В.Ф., Манусевич, Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учебное пособие / Рунге, Ю.П. Манусевич. – М.: «Архитектура-С», 2005. -328 с.: ил. ISBN 5-9647-0026-8
7. Шимко, В.Т. Архитектурно - дизайнерское проектирование. Издательство - «Архитектура - С», 2005.- 296 стр. 5-9647-0082 -9.
8. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учебное пособие.- М.:Издательство «Архитектура - С», 2005. – 160 с.: ил. ISBN 5-9647-0004-7