Закономерности и средства композиции в художественном проектировании.
Свойства пространственной формы как совокупность всех се зрительно воспринимаемых знаков.
Геометрический вид как свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства и характеров /конфигурацией/ поверхности формы. Три вида формы: объемный, плоскостной, линейный. Симметричность и ассиметричность формы. Два основных вида симметрии – зеркальная и осевая. Свойство форм, определяемое ее местонахождением среди других форм, а также относительно наблюдателя в системе трех координатных плоскостей: фронтальной, профильной и горизонтальной.
Величина, её значение в создании выразительности предмета.
Соотношение величин.
Учет зрительного восприятия массы. Зависимость от многих факторов. Изменение массы формы, часто иллюзорные, используемые при проектировании изделий.
Фактура как свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы. Зависимость фактурности материала от плотности и величины микроискажений поверхности. Зависимость восприятия фактуры от расстояния зрителя от поверхности. Фактура как один из основных источников осязательной информации.
Текстура, ее роль в восприятии формы. Фактура и текстура как активные и пассивные.
Символические характеристики цвета. Активное влияние цвета, активные и пассивные. Символические характеристики цвета. Активное влияние цвета на процесс формообразования.
Светотень. Её зависимость от формы предмета, рельефа её поверхности и освещения. Роль светотени в формообразования.
Гармоническая форма и понятие композиция. Средства композиции.
Создание гармоничной формы по законам красоты. Понятие композиции. Особенности композиции в дизайне, её категории. Органичность и целостность внешней формы как основная обобщающая категория композиции.
Пропорциональность как одно из основополагающих признаков в определении красоты. Понятие пропорциональности. Основные методы построения пропорций. Пропорционирование в технике не только как средство «эстетизации» промышленного оборудования, но и как непосредственный инженерный эффект.
Ритм – важное средство приведения элементов формы к единству, упорядочивания их расположения. Основной признак ритма – повторность элементов формы и интервалов между ними. Ритмические повторы. Метрический ряд. Организующая роль ритма в композиции.
Масштабность в дизайне. Её основанность на сопоставление величины рассматриваемого предмета и наше представление об этой величине. Связь масштабности предметов, приборов, машин ит.д. с окружающей средой. Различные конструктивные элементы как показатели масштаба в архитектуре. Исторически сложившиеся различные системы пропорциональной взаимосвязи размеров изделий, сооружений с размерами тела человека. Зависимость масштабной выразительности предметов и сооружений от многих особенностей зрительного восприятия. Взаимосвязь масштаба и пропорций.
Контраст как одно из главных средств композиции в технике. Способность контраста усиливать, подчёркивать различие свойств формы, делать их единством более напряжённым и впечатляющим.
Нюанс и нюансировка. Их значимость в композиции. Необходимость высокой культуры производства для воплощения находок дизайнера в нюансировке.
Модуль. Его широкое применение в дизайне. Значение введения единой модульной системы в практику.
Основные аспекты художественного проектирования.
Предпроектное исследование. Сбор и анализ всей информации, относящейся к разрабатываемому типу изделий, выявления требований к нему. Основные задачи проектировщика на предроектном этапе.
Художественно-конструкторский поиск. Выработка и воплощение творческих идей в эскизной графической форме (форэскизах) и объемах- (макетах).
Разработка эскизного проекта, как окончательного творческого предложения художника-конструктора, полоопределяющего все характеристики изделия. Составление проектно-конструкторской документации.
Техника художественного проектирования. Проектная графика. Исторические традиции. Рисунки, эскизы художников Возрождения- Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера. Проектировка только уникальных изделий. Изготовление массовой ремесленной продукции по традиционным образцам. Иконописные традиции в изображении зданий и различных предметов в русском искусстве до петровской поры. Проектная графика послепетровского времени. Художественные особенности чертежей. Техника их исполнения. Высокий художественный и исполнительский уровень проектной графики в области инженерии и техники ХVIII-ХIХ вв. и нач. ХХ века. особенности проектирования в период модерна и конструктивизма. Распространение аксонометрии. Эскизирование углем, гуашью и сангиной в 20-нач.30 годов ХХ века. Обращение к классическому наследию в последующий период. Обращение китайской туши и акварели. Многообразие языка проектной графики. Линейное изображение, простота, лаконизм и четкость чертежа. Значение толщины и цвета линий в увеличении информативности чертежа.
Монохромное изображение. Техника черно-белой отмывки. Приемы воздушной перспективы. Применение монохромии в художественном проектировании в сочетании полихромной покраской.
Полихромное изображение. Использование акварели, гуаши, темперы. Получение монохромного или полихромного изображения способом аппликации.
Эскизная графика. Графические приемы эскизирования в зависимости от поставленных задач и характера объектов проектирования. Передача внешнего вида предмета в виде ортогональных проекций или перспективного изображения. Информация о внутреннем устройстве в виде схем и разрезов.
Макетирование изделий. Определение материала и технологии изготовления макета в зависимости от сложности их объемно-пространственного строения.
Макетирование интерьера. Масштабы макетов. Используемые при макетировании интерьеров материалы.
Макетирование территорий. Размещение объемов в открытом пространстве - основная композиционная задача. Основные технические приемы макетирования.