Развитие современного промышленного дизайна в 20 годы XX века. Петер Беренс - первый промышленный дизайнер
Упадок модерна в первые десятилетия XX века. Эстетика модерна – возрождение ремесел, культ ручного труда. Стилевые направления в модерне: флориальный, чистой геометрической формы, « конструктивного орнамента» (Макентош). Новые времена, новые требования, новые образы и формы. Пересмотр эстетического отношения к технике, к машине, к художественным формам. Эстетическая ценность вещи - целесообразность. Конструктивное направление в искусстве интерьера: прямые линии и ясное пространство, очищение от декоративности и орнамента, изобразительности и архаичности формы. От модерна в дизайне, с его таинственно-романтическим ореолом, к дизайну конструктивизма с сугубой рациональностью, подчинению логике конструкции, функциональности и целесообразности. Становление промышленного дизайна в 20 годы XXвека(США). Пионеры американского дизайна.
Петер Беренс - как создатель теории и практики промышленной культуры. Место и роль П.Беренс во всеобщей компании электричества ()АЭГ) как художественного директора, руководителя архитектурно-художественного бюро, непосредственного участника работ, крупного индустриального предприятия, отвечающего за всю эстетическую сторону производства.
Основной принцип формообразования Петер Беренса - сочетание художественной образности формы и соответствия функции с технологической создания вещи.
Модерн как новый стиль. Хотя модерн просуществовал всего 20 - 30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки - все носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы и дизайнеры модерна. Все, к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.
Стиль "ар деко" также родился во Франции. Это - стиль-компромисс между традицией и модернизмом. Французы относят к ар деко предметы искусства 1920-х годов: высочайшего качества исполнения мебель, сделанная под заказ в очень небольших количествах с геометрическими силуэтами, простыми линиями, с инкрустацией перламутром, слоновой костью, яичной скорлупой, черепаховым панцирем, с применением акульей и змеиной кожи, китайского лака, золотой и серебряной фольги. Знаменитые краснодеревщики того времени - Жак-Эмиль Рульман (1879 - 1933), а также Луи Сю, Андре Мар, Жан Дюнан.
Подчинение существующему стилю архитектуры в Х1Х в. носило отпечаток хорошего вкуса, и такие машины не утратили еще той прелести, тех высоких художественных качеств, которыми отличались изделия, выполненные рукой ремесленника-художника. Позже, к началу XIX века, подобное перенесение архитектурных форм в машиностроение в связи с бурным развитием техники приобрело совершенно необузданный характер, теряя всякую связь с логикой и назначением изделия. В середине XIX в. считали, что если машинную продукцию еще как-то можно облагородить и примирить с искусством, то сама машина красивой быть не может, так как она чисто утилитарна и поэтому механически исключалась из сферы эстетического. Но поскольку машины предназначались для рынка, их, как всякий рыночный товар, наделяли привлекательной внешней формой.
Возможность сделать машину красивой знали только одну - покрыть ее росписями, литым орнаментом и другими не свойственными ей украшениями, заимствованными от архитектуры и изобразительного искусства. В этот период стилевая форма, которая могла бы отразить особенности экономической, социальной и духовной жизни буржуазии, отсутствовала. Поэтому обращаются за помощью к "новым стилям", возникшим в результате обновления и механического соединения различных стилей прежних эпох. Как результат этого,- возникновение стиля эклектики. Эклектика, то есть смешение стилей, господствовавшая в то время в архитектуре, нашла свое яркое отражение в "оформлении" машин. Часто станины для различных станков отливались с архитектурными деталями, акантовыми листами, резьбой и другими украшениями, и наивно считалось, что это придает станку более привлекательный вид. Главная особенность, а одновременно и недостаток эклектики - это то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, "прикладного" характера. Это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект "рисованных" форм. Чрезмерное увлечение эклектическими методами неизбежно вело к искаженному пониманию сущности конструкции и технической формы.
Один из наиболее наглядных примеров эклектизма - красочно описанные Марком Твеном пароходы, ходившие по Миссисипи с их высоченными дымовыми трубами, оформленными в виде увенчанных коринфскими капителями колонн, и с палубными надстройками, сполненными в стиле "одного из Людовиков". Первые железнодорожные вагоны в то время также носили на себе следы господствующего архитектурного стиля. Их площадки, оформленные в виде балкончиков с балюстрадой из балясин, да и сам вагон, внутри и снаружи, напоминали дом, поставленный на колеса. Первые телефоны, интересные образцы которых можно увидеть теперь только в музее связи, хотя и являлись в свое время совершенно новыми аппаратами, не имевшими никаких прототипов в прошлом, также не избежали этих эклектических украшений в виде металлических узоров, густо наложенных на деревянный футляр. Подобных примеров такого ложного и подчас безвкусного украшательства можно привести много. Первым, кто поставил вопрос о форме машины, был теоретик машиностроения Франц Рело (1829-1905. По мнению Рело, машиностроение должно следовать архитектуре там, где речь идет о формообразовании машины. Если в транспортном машиностроении эклектика давала о себе знать, если она еще процветала в массовых изделиях народного потребления, то в общем машиностроении и в особенности станкостроении к самому концу XIX и началу XX века проявилась другая крайность. Традиции кустарного ремесленного производства при изготовлении машин начисто забываются. Машина начинает выпускаться в том виде, какой она вышла из рук изобретателя, конструктора. Вопросы ее внешнего вида, эстетической привлекательности даже не затрагиваются.