Каким должен быть человек? Существование сильной личности.
- В«Старухе Изергиль» Горький поднимает тему сильной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек, возможно ли существование сильной личности. В легенде о Данко главный герой, в определенном смысле, сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников своей статностью, смелость. И красотой. Данко знает людям цену, понимает, что они слабы телом и духом. Он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить людям путь, Данко жертвует жизнью, спасая своих соплеменников. Любой человек - и Данко это доказывает личным примером - должен стремиться к высшему, потому что в жизни «всегда есть место подвигу».
- Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном: «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека». Об этом говорит М. Горький в пьесе «На дне».
- Что есть человек, в чем смысл и назначение существования человека? Этупроблему раскрывает Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» в образе главного героя Павла Петровича Чичикова. Целью своей жизни Чичиков ставил приобретательство. Он охвачен желанием стать обладателем капиталов, которые принесут с собой «жизнь во всех довольствах». Чичиков приезжает в губернский город, чтобы произвести разведку и обеспечить успех задуманного предприятия (покупка «мертвых» душ). Встречи с помещиками показывают настойчивость Чичикова в достижении цели, за внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливость натуры. Чичиков не брезгует никакими средствами для своего обогащения.
Судьба России. Утрата нравственных ценностей.
Центральная тема поэмы А. Блока «Двенадцать» - судьба России. Поэт принял революцию 1917 года как проявление живой стихии, разрушающей «страшный мир». Блок очень точно ощутил то ужасное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет теперь никакой закон. Потерявшая веру в Бога, нравственные ориентиры, охваченная разгулом страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме А. Блока «Двенадцать».
Бесприютность и отсутствие, корней, привязывающих человека к дому, к родине, к памяти предков.
А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» говорит о бесприютности и отсутствии корней, привязывающих человека к дому, к родине, к памяти предков.
Вишневый сад - центр произведения, главный герой, его любят, о нем сожалеют, о нем мечтают, от него отрекаются, его предают и убивают. Автор как бы оценивает каждого человека в этой пьесе по отношению к саду. Одни его любили и предали - Раневская и Гаев. Другие мечтали о нем, но убили -Лопахин. Третьи, в силу своей молодости и энергии, могли бы спасти его, но они мечтают о каком-то небывалом будущем саде и отрекаются от уже существующего - Аня и Петя Трофимов.
Вишневый сад - это память предков, это красота, это чувство родины, это культура. Действительно, «вся Россия - наш сад!» и это то, что оказалось обречено на уничтожение в начале XX века.
Мир как единство мироздания и мир как единение людей.
Мир как единство мироздания и мир как единение людей - это, по Л. Н. Толстому, взаимосвязанные и необходимые явления для бытия человека и человечества, для гармонии единения.
В романе - эпопее «Война и мир» для Пьера звездное небо навсегда оказалось связанным с любовью к Наташе. Соединяя «светлую, колеблющуюся, зовущую в себя бесконечную даль» земли и «глубь уходящих, играющих звезд», Пьер преодолел разрыв между небом и землей и создал мироздание, единое в своем нравственном совершенстве и гармонии, а не разделенное на «низ» и «верх».
Моральная вседозволенность.
Последствия моральной вседозволенности раскрывают двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» -Лужин и особенно Свидригайлов. Каждый из них реализует своей личностью, поведением возможности, потенциально заложенные в теории Раскольникова. Главным же подтверждением недопустимости моральной вседозволенности становится изображение нравственных страданий главного героя. Эти страдания делают возможным воскресение Родиона Раскольникова к жизни и для любви.
Проблема выбора.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». (Иешуа и Понтий Пилат.)
20. Сохранение вечных нравственных ценностей. Духовность. Долг и
честь. Человек в водовороте исторических событий.
Судьба интеллигенции, сохранение вечных нравственных ценностей -основные проблемы романа М. Булгакова «Белая гвардия». Турбины оказываются перед необходимостью решать вопрос, как жить дальше. Старая Россия погибла, а с ней - и незыблемая система ценностей. Для «белой гвардии» одной из центральных оказывается проблема долга и чести. Каждый из героев находит свое решение: Елена старается сохранить прежнюю атмосферу дома, Алексей записывается в дивизион, Най-Турс спасает юнкеров от бессмысленной смерти, Николка Турбин, рискуя жизнью, помогает семье Най-Турса найти его тело.
Турбины смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Герои - накануне новой жизни: они верят, что все худшее осталось в прошлом: «Все пройдет. Страдания, муки... Мы исчезнем, а вот звезды останутся...»