Мнения по проблемам исходных текстов
Из художественной и публицистической литературы.
Аргументы из публицистической литературы.
Цель жизни.
- «Увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей».
- «Конечная цель человеческой деятельности - преображение мира. Преображение следует понимать не в смысле изменения его лица -
внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению. Человек не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди».
- «Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека».
- «В жизни надо иметь свое служение - служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким: оно станет большим, если оудешь ему верен». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)
- «Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего, ждать нежданного, верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть на свете, пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она прекрасна». (А. Б. Чаковский.)
Язык.
- «Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». «По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо». «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она « затягивает». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».) - «Язык - это история народа. Язык -это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (А. И. Куприн.)
- «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами...» СВ. М.Шукшин.)
- «Язык открывает свои чертоги и кладовые только людям с раскрытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело в однообразии покоя или борьбы, кто искренен не только с другими, но и с самим собою...» (В. И. Белов.)
Чтение, искусство слова.
- «Литература дает нам колоссальней, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Делает нас мудрыми». «Умейте читать с интересом и не торопясь». «Литература дает возможность прожить несколько жизней вместо одной». «Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты». ( Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)
- «Нет на свете чуда большего, чем хорошая, умная книга». (Л. Кассиль.)
- «Убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце...» (Александр Солженииын. из Нобелевской лекции. 1972 г.)
4. Искусство, значение искусства в жизни человека, наука и искусство.
- «Источником доброго является всякое подлинное искусство. Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно служит единению человеческих душ». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)
- «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился их сделать лучше». (Немецкий композитор XVIII века Гендель.)
- «Высекать огонь из сердец» - вот к чему стремился великий Бетховен.
- Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».
- «Музыка - это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения». (Д. Кабалевский.)
- «Если бы мне пришлось вновь прожить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю: быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, быть может, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».(Ч. Дарвин.)
- «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса...
Тот, кому недоступны чувства, кто не может остановиться, чтобы удивиться и замереть в очаровании, подобен мертвому, его глаза закрыты, его уши не слышат, это тусклый, серый человек». (А. Эйнштейн.)
Удивительное рядом»
(известный режиссер кукольного театра С. В. Образцов,) «Надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность быть среди природы возникает тогда, когда человек в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может содинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробушка...» (А. Низова.)
О памяти и совести.
«Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, неспособный на добрые, бескорыстные поступки. В этом величайшее нравственное значение памяти. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти окружающих.
Совесть это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры». «Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.
Память - наше богатство». (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».)