Тема: Нравственные качества человека
Тема: Природа и человек.
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник __________________ Неразрывная связь человека и природы __________________ Любовь к природе | И. С. Тургенев, «Отцы и дети» М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени» Е. Замятин «Мы» С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» | Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой. ___________________________________________________________ Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа. ___________________________________________________________ Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека. ___________________________________________________________ Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело. |
Тема: Детство
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Роль детства в становлении человека | С. Ш. Фрейд, «Леонардо да Винчи» Н.В. Гоголь «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» М. Дрэббл «Один летний сезон» Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд» | Фрейд писал в своей работе "Леонардо да Винчи", что воспоминания детства и на них построенные фантазии всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека. ________________________________________________________ В сюжетах повестей "Страшная месть", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" раскрывая внутренний мир своих героев, Гоголь нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в "Страшной мести" именно через обращение к детству главного героя повести - колдуна - автор пытается объяснить причины его поступков. ________________________________________________________ Понятие "детство" связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувству ответственности каждого человека за людей, ему близких. Роман "Один летний сезон" Маргарет Дрэббл яркий тому пример. Герои достигают зрелости по мере того, как постигают важность взаимовнимания и взаимопомощи - основы крепкой семейной жизни и мудрости в отношениях с людьми. ________________________________________________________ В большинстве романах Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становление каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман "Девид Копперфилд". Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. |
Тема: Человек и познание
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Важность процесса познания в жизни человека | И.А. Гончаров, «Обломов» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Д.И.Фонвизин «Недоросль» | Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса. ________________________________________________________ Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума. ________________________________________________________ Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Главный герой Митрофан представлен перед светским обществом человеком, который учится и познает мир. А на деле он лишь находился под постоянным покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей его от проблем окружающего мира. |
Тема: Наука
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Последствия научных открытий __________________ Неистребимость тяги к развитию, науке __________________ | М. Булгаков, «Собачье сердце» М.Булгаков «Роковые яйца» А.С. Грибоедов «Горе от ума» И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. ________________________________________________________ В произведении русского советского писателя и драматурга М.Булгакова. "Роковые яйца" наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли. ________________________________________________________ Русский драматург, поэт и дипломат А.С. Грибоедов в своем произведении "Горе от ума" ставит проблему ума и обучения. В монологе "А судьи кто?" Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством: "В науки вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным..." Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В любом случае его пугает такое направление ума молодого человека. Он пытается "вразумить" и "наставить на пусть истинный". Но, получив удар, Чацкий страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой. Тяга к науке, к развитию у человека неистребима. ________________________________________________________ Центральный образ романа замечательного писателя И.С. Тургенева "Отцы и дети" - Базаров. Герой занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. "Нигилизм", по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели. |
Тема: Любовь к Родине
Любовь к Родине | С.Есенин, поэма «Русь» А.Блок Легенда Блок «Грешить бесстыдно, непробудно» | Темой любви к родине пронизано творчество С.Есенина: «Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.» Всей душой желая помочь Отчизне в тяжелое время, поэт пишет поэму «Русь», в которой слышится глас народного гнева. Есенин полностью раскрывает тему любви к Отчизне: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою»» __________________________________________________________ Лирика А.Блока наполнена совершенно особенной любовью к России. Он говорил о своей родине с бесконечной нежностью, его стихотворения полны искренней надежды, что его судьба и судьба России неразделимы: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!..» _________________________________________________ Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым. _________________________________________________ В строчках стихотворения прослеживается российская повседневность, отражающая тупость, косность ее общественного строя. Основная мысль заключена в строках: Да, и такой, моя Россия, Ты всех дороже мне. Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт! Он считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой, какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, ее беды и трудности, каждому необходимо испытывать светлые чувства к ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине, возможно, поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий дом. |
Тема: Война
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Героизм Война – это плохо Патриотизм (+ см. героизм, они азаимосвязаны) Память подвига солдат | М.А.Шолохов «Судьба человека» Васильев «А зори здесь тихие» Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». Э.М.Ремарк «На западном фронте без перемен» Г. Белль «Дом без хозяина» Э. Хемингуэй «Прощай, оружие» В.Быков "Сотников" Л.Н. Толстой. «Война и мир» Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (этот пример еще может пойти в тему «отношение к своему делу») К.Симонов | Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка ... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте. Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие , до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной – трагический – смысл романа: война- самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть. В романе немецкого писателя Генриха Белля «Дом без хозяина» описываются истории двух подросток, оставшихся без отцов, погибших на войне. Один из мальчиков остался сиротой в три месяца, а другой- еще в утробе матери. Жизнь мальчиков была совершенно различной и с материальной , и с моральной стороны, но обе семьи объединяло одно -отсутствие хозяина в доме, исковерканные судьбы матерей, оставшихся вдовами, не успев побыть женами. Особый трагизм романа обусловлен позицией автора: Генрих Белль осуждал политику Гитлера, поэтому дезертировал их армии и симулировал болезни. Американский писатель Энерст Хемингуэй, автор таких произведений , «Прощай, оружие», «Старик и море» и других, был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире во время военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, - это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай, оружие». Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не смогла спасти жизни матери и её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни для главного героя произведения. Он остается наедине с войной…Этот пример противоположен предыдущему, он иллюстрирует первую часть обозначенной проблемы, а именно бесчеловечность, безумие и абсурдность того, что называется войной… В повести "Сотников" В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти. Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму. Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами-чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал недостатки родины, а работал на благо ее процветания. Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, пишет: «Не забывайте о солдатах, Что бились из последних сил, В бинтах стонали в медсанбатах И так надеялись на мир!» Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков. |
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество | Е.И.Замятин - русский писатель начала 19, конца 20 века «Мы» М.А.Булгаков - русский советский писатель и драматург 20 века «Роковые яйца» М.Булгаков «Собачье сердце» | В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно-технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу. Проблема научно-технического прогресса отражена в повести М.Булгакова «Роковые яйца». Преследуя только собственные цели, профессор Рокк бездумно использует изобретение Персикова и выращивает гигантских рептилий, страусов. В этой нелепой катастрофе погибают жена Рокка Маня, тысячи людей и сам Персиков. Проблема взаимодействия людей и природы находит отражение и в литературе. В повести М.Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский совершает операцию по преобразованию собаки в человека. В произведении читатель видит, как миловидный пес Шарик превращается в отвратительного Шарикова. «Мораль сей басни такова» - нельзя вмешиваться в естественные процессы природы, не предугадав характер последствий. |
Тема: Влияние учителя
В рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского" обычного сельского мальчика, нелегкая судьба и голод заставляют связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги. Выяснив, что ребенок недоедает, и у него нет другого способа раздобыть необходимые ему средства, молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому. Но это только благовидный предлог. В действительности она стремится как-нибудь помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию, но тот из гордости отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Тогда она предлагает играть с ней на деньги, точно зная, что он обыграет ее, получит свой заветный рубль и купит молоко, которое так необходимо ему. Она сознательно идет на преступление с точки зрения педагогики, нарушает все действующие правила ради своего ученика, проявляя неподдельное человеколюбие, и непоказное мужество. Директор школы, однако, посчитал игру с учеником преступлением, совращением и уволил Лидию Михайловну. Уехав к себе на Кубань, женщина не забыла мальчика и прислала ему в школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Тема: Отцы и дети
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Конфликт поколений Неблагодарность детей, родительская любовь | И. С. Тургенев «Отцы и дети» А. С. Пушкин «Станционный смотритель» Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные» Д. И. Фонвизин «Недоросль» А. С. Грибоедов «Горе от ума» | Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле. Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей. Несмотря на то, что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своем произведении«Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. |
РУССКИЙ ЯЗЫК
(задание С)
В. Н. Александров
О. И. Александрова
Энциклопедия аргументов
Год
Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими – либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теорема - обоснование - вывод),
В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста.
Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.
Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирующая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.
Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.
Наша энциклопедия аргументов содержит несколько тематических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:
1. Проблемы
2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать
3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочинения)
4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.
Возможно, кого-то смутит очевидное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на пример, о необходимости беречь природу, мы должны говорить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.
Рубрика N 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
Проблемы
Судьба человека
Милосердие и сострадание
Утверждающие тезисы
1. Несите миру свет и добро!
2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.
3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.
4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.
Цитаты
1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).
2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель).
3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).
4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).
5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).
Аргументы
Проблемы
Человек и родина
Утверждающие тезисы
1.Люби, цени и защищай свою отчизну.
2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее
Цитаты
1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).
2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).
3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).
Аргументы
Проблемы
Смысл человеческой жизни
Верность своему призванию
Поиск жизненного пути
Истинные и ложные ценности
Счастье
Свобода
П. Утверждающие тезисы
1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализация.
2. Любовь делает человека счастливым.
3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.
4. Служить делу жизни - вот главная цель человека.
5. Человека нельзя лишать свободы.
6. Нельзя насильно сделать человека счастливым.
III. Цитаты
1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полководец).
2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик).
3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость (Л. Толстой, писатель).
4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель).
5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт).
6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель).
7. Смысл жизни не в том, чтобы удов.i1етворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель).
8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору ЭМ, английский писатель).
9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Бальзак, французский писатель).
10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель).
11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель).
IV. Аргументы
Ложные ценности
1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менеджера, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье ... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал.
4) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы, наконец, смогли победить захватчиков.
Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.
5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и раз била нос. Мать бросилась к дочери, но Илья Репин ее остановил, чтобы посмотреть на струящуюся из носа кровь, запомнить ее цвет, характер движения. Художник в это время работал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление бездушия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь становится материалом для его творений.
6) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, температура понизилась до минус шести. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека жертв, полной самоотдачи.
7) М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без чувств. Приехавшие врачи обнаружили у писателя рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писатель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце
8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бовари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я».
9) Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом